Новогодняя ель — древние корни традиции

8 легенд со всего мира о возникновении традиции украшать елку.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества — звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии (Новый год в Англии) и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

По нашему календарю этот промежуток времени приходится как раз с 25 декабря по 7 января.

Кельты — самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес — это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций — миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду — символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Новогодняя ель — древние корни традиции

Почему Новый год отмечают 1 января? Чем отличаются юлианский и григорианский календари? Связь народных праздников с положением солнца на небе.

Почему Новый год отмечают 1 января? Чем отличаются юлианский и григорианский календари? Связь народных праздников с положением солнца на небе.

Статья “Новогодняя ель — древние корни традиции”, Журнал “Потенциал”.

Автор статьи — Чуб Владимир Викторович, Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Сегодня практически весь земной шар под Новый год наряжает гирляндами, игрушками и разноцветными огнями хвойное дерево с душистыми иглами — ель. Если ели нет, её заменяют сосной, пих­той или даже елкой из синтетических материалов. Но так было да­леко не всегда.

Давайте совершим небольшое путешествие в про­шлое, чтобы задуматься, откуда же возникла такая необычная традиция. Если в недавнем прошлом нам помогут исторические до­кументы, то в «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой нам поможет реконструкция (научная гипотеза, если хо­тите). Почему бы не представить, как жили люди в древности, во что верили, что хотели приблизить к себе, а от чего — уберечься. И чем дальше в глубину веков, тем труднее увидеть единый «стержень традиции: мы видим ветвящиеся корни, которые, спле­таясь друг с другом, и создают новогоднюю ёлку в том виде, в котором мы знаем её сегодня.

Новый год — точка отсчёта

Традиция наряжать новогоднюю ель “соткана” из нескольких мотивов. Первое и главное, что должны были решить люди, — когда отмечать Новый год? Как вести летоисчисление? Древние люди отмечали несколько праздников, прямо связанных с движением небесных светил. Все сходились в том, что важнейшими среди небесных тел должны быть Луна и Солнце. Луна повторяет свои фазы примерно раз в 28–29 дней. Каждый новый серп месяца жрецы называли своим именем. Отсюда в календаре название “месяц” (как календарный период).

Но — вот незадача — Луна и Солнце движутся не столь уж со­гласованно друг с другом. Проблему несовпадения очень остро ощущали еще в древние времена. Поэтому у тех народов, календарь которых «опирается» на Луну, довольно сложное летоисчисление. В какие-то месяцы приходится вставлять «ви­сокосные» дни, а какие-то годы да­же оказываются с дополнительным високосным месяцем! Например, римляне при необходимости встав­ляли високосный месяц из 22 или 23 дней после февраля. В Китае, Вьет­наме, многих мусульманских стра­нах до сих пор пользуются традици­онным лунным календарем, поэтому даты Нового года часто «плавают» в зависимости от «високосности» определённых месяцев.

Такой несогласованностью и сложным исчислением месяцев и лет часто пользовались жрецы. Со 153 г. до н. э. римский народ избирал консулов ровно на год, и 1 января начинался срок их полномочий. Если консул был неугоден жрецам, то год его правления становился на месяц-два короче. За определенную взятку жрецам консулы могли «удлинить» свое правление.

В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь положил конец этому произволу. Для «наведения порядка» Цезарь заставил жрецов удлинить год своих полномочий до 455 дней, после чего месяцы оказались стандартной дли­ны (30 или 31 день, редко — 28 или 29) и теперь никак не были привя­заны к фазам луны. Календарь при­нял привычный нам вид: 365 (или 366) дней, 12 месяцев и високосный февраль раз в 4 года. Такой кален­дарь называют юлианским.НА ФОТО: Гай Юлий Цезарь — реформатор календаря.

Появление григорианского календаря

В XIV в. астрономы смогли еще точнее рассчитать, за какое время Солнце возвращается в ту же самую точку на небесной сфере. Оказалось, что юлианский календарь неточен: один солнечный год равен не 365,25 суток, а 365,2425 суток. Это означа­ло, что за каждые 100 лет в юлиан­ском календаре накапливается ошибка примерно в 1 день: «1 ян­варя» приближается к лету. Астро­номы поняли, что через каких-нибудь 18000 лет Новый год при­дётся праздновать летом, а не зи­мой! Такие «заморочки» в то время астрономов беспокоили мало. Го­раздо важнее было то, что, оказы­вается, дату Рождества Христова весь мир будет праздновать в не­правильный день, а это не угодно Богу.

Дебаты о календаре были до­статочно долгими, пока, наконец, Папа римский Григорий XIII не ввёл указ (буллу) о новом летоис­числении. По указу сразу после четверга 4 октября 1582 года сле­дующим днем должна быть пятница 15 октября 1582 года. Каждый год, заканчивающийся на 00, не должен быть високосным (за исключением случаев, когда номер года делится на 400). Так появился современный григорианский календарь.НА ФОТО: Папа Григорий XIII — основатель григорианского календаря.

Указ был воспринят с крайним неодобрением. Папу Григория XIII обвинили в ереси, а также в том, что он пытается «обмануть перелет­ных птиц». Люди отказывались пла­тить подати на том основании, что ещё не прошло определенного вре­мени с момента последних ежеме­сячных сборов. Вспыхивали восста­ния, были человеческие жертвы, связанные с введением нового ка­лендаря. Посольство с предложени­ем ввести новый календарь от Папы Римского к константинопольскому Патриарху получило холодный от­каз, поскольку «новый календарь противоречит правилам исчисления Пасхи». Страны Восточной Европы довольно долго придерживались прежнего (юлианского) календаря.

Но настойчивость папского дво­ра, который отныне подписывал указы только новыми датами, в кон­це концов возымела действие. В XVII в. на григорианский кален­дарь перешли Германия, Велико­британия и Швейцария, в XIX в. — Япония, а в начале XX в. — Турция и Россия. Хотя гражданский кален­дарь в России уже давно григориан­ский, календарь церковных празд­ников у нас по-прежнему юлиан­ский. Этим и объясняются наши «старые» традиции революцию 7–8 ноября называть Октябрьской, праздновать Рождество Христово 7 ян­варя (а не 25 декабря — как у ка­толиков), отмечать «Старый Новый год» в ночь с 13 на 14 января. На самом деле это — результат сохра­нения юлианского календаря, в ко­тором даты не только «не поменялись», но даже несколько «передви­нулись» относительно григорианско­го календаря еще на несколько дней (ведь годы с двумя нулями в юлиан­ском календаре по-прежнему счита­лись високосными!).НА ФОТО: И 70 лет назад День Великой Октябрьской революции 2017 г. отмечали месяцем позже, в ноябре.

Астрономические праздники

Народные праздники издревле связаны с движением светил по небу. Для Солнца в течение года можно отметить 2 характерных положения (они более-менее совпада­ют с датами современного солнечно­го григорианского календаря).

Летнее солнцестояние

Самое высокое положение над горизонтом (летнее солнцестояние) в Северном полушарии происходит обычно 21 июня. Тогда бывают самые короткие ночи и самые длинные дни в году. В Санкт-Петербурге отмечаются «летние ночи», а за полярным кругом Солнце даже не заходит за горизонт. Древние славяне в это вре­мя отмечали «русалии». Целая неделя была посвящена игрищам: прыга­ли через костёр, плели венки, девушки гадали о суженом. Было и че­го бояться: считалось, что всяческая нечисть становится более активной. Особенно русалки — во время летнего солнцестояния они взбираются и си­дят на деревьях, а отважных ку­пальщиков уносят в свое подводное царство.НА ФОТО: Считается, что образ русалки имеет исконно славянские корни.

Во время христианизации «языческие» корни традиции было очень трудно искоренить — люди по-прежнему хотели отмечать день летнего солнцестояния. Поэтому было решено придать празднику христи­анский оттенок: дескать, празднуем день рождения Иоанна Крестителя (23 июня). Люди особо не возража­ли — перенос праздника на несколько дней был не так уж важен. Ведь ру­салии справляли неделями. Теперь мы знаем этот праздник как день Ивана Купалы. Однако летнее солн­цестояние никогда не воспринима­лось как «начало года».НА ФОТО: Празднование Ивана Купалы — гадание с венками.

Зимнее солнцестояние

Самое низкое положение Солнца над горизонтом (зимнее солнцестояние) в Северном полуша­рии обычно происходит 21 декабря. День очень короткий, а за Поляр­ным кругом Солнце вообще не пока­зывается над горизонтом. В это вре­мя в древности праздновали Коляд­ки. Коляда — божество языческого пантеона, связанное с началом года. Многие лингвисты прослеживают связь между славянским словом «Коляда» и греческим «календарь». Календами греки называли первые числа каждого месяца, и «колядки» воспринимались как начало года.

Потусторонние силы также счита­лись очень активными. В самое тем­ное время года злых существ пыта­лись отпугнуть переодеванием в страшные личины медведя, быка и других животных. При этом было важно, чтобы переодетый не был узнан. «Дед Мороз» был злым суще­ством, от которого следовало обере­гаться. Люди боялись, но с надеждой ждали, когда же «солнце начнет расти» — день начнет прибавляться. Обычно ощутимая «прибавка» была заметна лишь через три дня, после чего можно было возвращаться к привычной жизни.НА ФОТО: Колядки с переодеванием.

Германские племена в это же время справляли праздник Йоль (Julfest) с довольно похожими тра­дициями. От германцев название праздника сохранилось в финском языке в довольно необычной форме: Joulupukki (Йолупукки). Сегодня таким именем называют финского «Деда Мороза», хотя на самом деле прямой перевод — Йольский Козёл. Переодевание для отпугивания злых духов было развито у скандинавов и германцев. Традиционно «колядова­ли» дети: и у славян, и у германцев они ходили по домам, обменивая подарки.

При христианизации и Колядки и Йоль связали с празднованием Рождества Христова (25 декабря), что совсем немного отличалось от традиционных дат астрономических праздников.

О том, за что тис стал тотемом и зачем уничтожили тисовые рощи читайте во второй части статьи “Тис — тотемное дерево в борьбе за выживание”.

Подпишитесь на новые статьи раздела Дизайн и благоустройство и получайте обновления на почту. Экспертные статьи по уходу за садом и огородом понятно и доступно для каждого!

Рождественская елка. Немного истории

С читается, что наряжать ёлку — это старинная русская традиция. На самом деле, новогодняя ёлка — немецкого происхождения и появилась на русской земле относительно недавно.

Хорошо подумайте перед тем, как приносить в дом срубленную ёлку: мертвое дерево — не лучшее начало года!

Откуда появилась эта традиция и что она в себе несёт? Попробуем разобраться.

На Руси Новый год праздновали весной, в день Весеннего Равноденствия — начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза как древо жизни, любви и благоденствия. Берёза первой распускается весной, и считается сосредоточением животворящих сил. Она отпугивает зло и приносит здоровье.

После крещения Руси Новый год стали считать с 1 марта, по юлианскому календарю.

С распространением христианства, основой для праздников стали не природа и сельскохозяйственные работы, а христианские священные писания. Поэтому с XIV-XV века Новый год перенесли на 1 сентября (православное новолетие / Семёнов день). Украшать стали вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

Впервые Новый Год в таком виде как сейчас начали праздновать с 7208 лета от С.М.З.Х. и в этот же год, Пётр I сделал обрезание летоисчисления до 1700 г. В петровскую эпоху, основой для праздников стали не природа и не христианские священные писания, а традиции запада. Поэтому в 1699 году Петр I заменил русский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе — 1 января. Новогодним деревом становится Ель. Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал эту новую традицию, поскольку у славян Ель — дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы. Например, еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки тоже делают из еловых веток.

По указу Петра каждый обязан был украшать целыми хвойными деревьями или ветками ворота, улицы, дороги, крыши трактиров. Те же, у кого не было на это средств, должны были хотя бы ветку обломить и повесить на двери или на воротах при входе в дом.

Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа.

После смерти Петра I его рекомендации основательно забыли. Ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака, оставляя до следующего года, затем старые Ёлки меняли на новые.

В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» – означало идти в кабак, «ёлку поднять» – пьянствовать, «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п.

В 1818 году мертвые ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево.

К середине XIX века «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться среди столичной знати, чему способствовали модные произведения немецких писателей «Щелкунчик» и «Повелитель блох». Само дерево «Weihnachtsbaum» начали называть «рождественским деревом» (калька с немецкого), а затем просто «ёлка».

В СССР в 20-х годах рождество и ёлку запретили. День Рождества стал обычным рабочим днём. В 1935 рождественское дерево превратили в привычную сегодня новогоднюю ёлку, увенчанную пентаграммой, с которой и встретили новый 1936 год.

Мало кто знает, что если срубить ель под корень — она умрёт. Срубленная ель живёт около недели. Лишившись корневой подпитки, она черпает энергию на тонком плане, вытягивая жизненные соки из окружающего пространства. От неё веет страхом, смертью, болью, муками. Иголки ели, в живом виде очень благоприятно влияют на воздух (вспоминаем санатории в хвойных рощах и т.п.). В то время как умирающая ель настраивает пространство иначе. Каждый кончик иглы становится выходом её страхов, боли, мучений и пронизывает, прокалывает пространство вокруг.

Как вам идея, чтобы перед тем как подарить вашему ребёнку подарок подержать его под умирающим деревом? Весёлый ритуал, который ничего не значит? Подарки это одно, а вот еда, различные сладости, фрукты мало того что пропитаются мёртвой энергетикой, так ребёнок ещё и внутрь её примет.

Ещё один любопытный момент, что «праздновать» обязательно ночью. В чём смысл ждать глубокой ночи? Ведь куда логичнее и правильнее по всем пунктам праздновать или с восходом Солнца, или утром, или днём, когда человек полон сил. Невольно возникают мысли о причастности празднования Нового года к чёрной магии.

К сожалению, мы живём в мире, когда многим проще быть частью бездумной толпы и участвовать во “всех кипишах кроме голодовки”. Но всё же стоит хоть немного задуматься на эту тему. Постарайтесь оградить своих детей от чёрных культов и сатанинских обрядов и ритуалов. Чтобы это сделать полюбопытствуйте, какие чёрно-магические ритуалы внедрены в общество на уровне рефлексов.

Деревья выполняют своё предназначение на все 100% и делают это уже на протяжении примерно 400 миллионов лет. И мы сегодня даже не до конца можем себе вообразить весь объём принесённой ими пользы.

Если вы всё же хотите, чтобы у вас дома стояла ель, то лучше купите живую ёлку в горшке, а затем посадите её сами со своими детьми. Тогда у вас будет своя ёлка, которую вы будете наряжать каждый год, о которой будете заботиться, а ёлочка в свою очередь подарит вам много радости. Если высадка ели по каким-либо причинам невозможна, то заведите искусственную или украсьте растения, имеющиеся в вашем доме.

Давайте дорожить тем, что имеем. Ведь в наших силах сохранить и приумножить то прекрасное, что есть в природе!

Языческие корни новогодних обрядов

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы. К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…
Добрый дедушка Мороза и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.
В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.
Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировал сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного – сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.
А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитё на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.
Ёлка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя ёлка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.
Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.
Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность.

Новогодняя ель — древние корни традиции

После принятия на Руси христианства новый год по прежнему отмечали в марте, а иногда и в пасху, сохраняя традиции массовых гуляний и веселья.
С 1492 года Русь перешла на летоисчисление по византийскому календарю по постановлению великого князя Иоанна Васильевича III. Новый год по византийскому календарю начинался 1 сентября ( неожиданно, правда?). Духовенство проводило христианские обряды, молясь о здоровье Царя и его подданных. В этот день необходимо было уплачивать дань и различные оброки в государеву и церковную казну. В торжественной обстановке кремлевских палат царь принимал как бояр так и простых людей просивших милости и правды. Вечером проводились массовые гуляния, пиры и состязания. Так продолжалось до 1699 года.
Реформирование России Петром Первым началось с изменения летоисчисления, от рождества Христова, которое тогда использовалось многими европейскими странами, в том числе и православной Грецией. С 1700 года от рождества Христова (7207 год от сотворения мира) по указу царя Петра Первого Новый Год в России начали отмечать 1-го января. Вот какой путь прошел наш традиционный зимний праздник! А традиции празднования Нового Года Петр Первый позаимствовал из Европы. Обязательным атрибутом украшения каждого дома стали сосновые или еловые ветви, так как хвойные всегда были символом “вечности”. Чтобы праздник был не хуже чем в европейских столицах, наступление Нового Года сопровождалось праздничным фейерверком и стрельбой из пушек ( вот и скажите теперь Петру Первому “спасибо” за “адскую канонаду пиротехники” за нашими окнами в эту ночь!). Стоит отметить, что в 1700 году Петр Первый лично запустил ракету, возвещая народу о наступлении нового года. Суеверный народ России старался праздновать Новый Год как можно радостней и веселей, чтобы в будущем году жизнь была наполнена счастьем и благополучием. Массовые гуляния, зимние забавы, пиры, хороводы и маскарады стали непременным атрибутом праздника Нового Года.

Переход России в 1918 году на григорианский календарь сдвинул праздничные даты назад на 13 дней. В России в память об этом появился праздник Старый Новый год ( для иностранцев, нерусскоязычных, это словосочетание- просто апогей языкового барьера))). Для России это был тяжелый период, охваченный войнами и становлением новой жизни страны. В связи с религиозным гонением, в 1929 году праздник Новый год и рождество в СССР отменили. Только в 1937 году генеральный секретарь Иосиф Сталин вернул празднование Нового года. В тот год торжественный праздник по случаю нового года состоялся в Колонном зале Дома союзов. Примечательным стало, что вместо рождественской звездочки на макушке, была красная пятиконечная звезда .
После второй мировой войны Новый год в СССР стал приобретать атмосферу семейного праздника, которую имеет и по сей день.

Как я уже писала, на Руси традиция пошла от наших славянских предков, которые наряжали идола и танцевали вокруг него. Вскоре вместо идола использовали вечнозеленые деревья- ёлки, сосны и т.д., так как то, что они вечнозеленые- поражало воображение наших славянских предков, они большое внимание уделяли природным циклам и совершали магические обряды для задабривания сил природы. Особенно было важно зимнее солнцестояние -канун самой длинной ночи в году. Кельты считают, что первыми, кто начал навешивать на определенные деревья всякие предметы с сакральными целями, были жрецы древних кельтов-друиды. Они огромное значение придавали деревьям и связывали с ними человеческую сущность. Кроме того, деревья, по мнению друидов,-создания магические. Сосна для друидов олицетворяла спокойствие и высоту духа. Они верили, что аура сосны способна очистить душу человека от злого влияния. А чтобы задобрить богов и духов, им приносились ритуальные жертвы и развешивались на ветвях деревьев. Чаще всего это было что-либо съестное- хлеб, плоды или даже части жертвенных животных, но у кельтов, как известно, в большом ходу были и человеческие жертвоприношения, так что, сами понимаете, какие иной раз на елочке могли оказаться “игрушки”. Между прочим, не смешно, это доказанные факты!

У германских народов вечнозеленая ель считалась священным деревом, в котором обитает добрый дух леса, и олицетворяла собой бессмертие, еловые же шишки являлись символом огня жизни. Древние германцы наряжали ёлку по строгим канонам: яблоки символизировали плодородие, яйца-зарождение новой жизни, орехи- непостижимость божественного промысла и т.д.

Украшая новогоднюю ель или из глубины веков…

Новогодняя елочка, яркие разноцветные шары и игрушки, запах мандаринов и свежей хвои – все эти атрибуты почти каждого из нас заставляют вспомнить непосредственную радость ребенка, вновь окунуться в приятные, почти волшебные воспоминания. Этот праздник очень многие ждут с каким- то непонятным нетерпением и замиранием сердца. Верится, что ты не просто перевернешь листок календаря, а что обязательно случится что-то хорошее в этом новом году. Новый год является практически единственным праздником, объединяющем совершенно разных людей в едином ритуальном действии. Слепо следуя традициям, мало кто задумывается, откуда берет корни этот праздник? Однако мифологические корни символики и ритуалов нового года прослеживаются довольно отчетливо.

Во-первых: почему именно дерево и именно ель? В древности каждое дерево символизировало связь между земным миром и духовным. Ведь корни дерева уходили в темные глубины земли, а ветви стремились высоко в небо к солнцу. Ель же была выбрана как символ вечности, здоровья и долголетия благодаря своей вечнозеленой хвое. Почитание ели как священного дерева имеет изначально кельтские корни. Ель для них являлась древом жизни, она как центральная мировая ось поддерживала небосвод. Именно от кельтских племен данный обычай распространился по территории Европы. Общеизвестно, что в Россию обычай наряжать новогоднюю ель пришел с указом Петра I и имеет немецкое происхождение. Однако в народе обычай почти не прижился вплоть до революции. В поверьях древних славян ель ассоциировалась с миров мертвых (достаточно вспомнить еловые похоронные венки). Поэтому встретить наряженную ель на Новый год или Рождество в крестьянском доме было практически невозможно. Новогодняя ель воспринималась как элемент дворянской культуры.

Во-вторых: почему украшаем елочку шариками и игрушками? Шарики – это современный вариант яблок и мандаринов, которыми раньше и украшали ели, имитация «райского дерева». Сам же обычай украшать фруктами новогоднее дерево – это древний способ задобрить духов. Современные елочные игрушки сродни фигуркам богов, которые древние племена вешали на новогоднее дерево и к которым обращались с просьбами.

Далее. Ни одна елочка и Новый год не обходится без огоньков и мигающих гирлянд. Мерцающие огоньки в древних культурах символизировали души умерших предков, которые именно в Новый год (в момент обновления всего земного) общаются с потомками. Именно присутствие духов предков, по поверьям, всегда сопровождается мерцанием огня.

Еще один почти обязательный атрибут нового года – это мишура, новогодний дождик или ниспадающие фалдами с елочки бусы. Эти переливающиеся, как бы стекающие с елки, аксессуары символизируют именно дождь, струи воды. Во время дождя струящаяся вода соединяет воедино небесный, земной и подземный миры. Вода, как залог жизни и просьба хорошего урожая, обрела свое воплощение в виде новогоднего дождика на нашей елочке.

Древние кельтские корни имеет и обычай водружать звездочку на вершину новогодней красавицы. По их верованиям на вершине мировой оси, которую как раз и символизирует наша новогодняя ель, находилась полярная звезда. Поэтому и появился обычай украшать ель неким подобием полярной звезды.

Древние корни, заложенные глубоко в подсознании каждого человека, лежат и в основе ритуала переодевания в карнавальные костюмы на новогоднюю ночь. У каждого народа они свои. Предки древних славян, например, в день зимнего равноденствия одевали шкуры волков мехом наружу и плясали вокруг костров. Все это дошло и до наших дней. Именно поэтому на каждый новогодний утренних наши дети переодеваются в костюмы зайчиков, волков и лисичек и водят хороводы вокруг елочки.

Скоро почти каждый из нас поставит в своем доме новогоднюю елочку (неважно живую или искусственную), повесит на нее яркие шарики, игрушки, мишуру и гирлянду, испытывая при этом какое-то непонятное волнение. И мало кто задумается, что следует архетипам, заложенным очень глубоко в подсознании, что повторяет древний ритуал ежегодного воспроизведения сотворения мира. Вначале его творили боги, а теперь люди…

Наш сайт о flylady, доме и диетах рекомендует еще статьи:

  • Кухонная посуда
  • Бережем зрение: правильный свет
  • Дела посудные
  • Цветотерапия: цвет для здоровья и настроения
  • Сон на здоровье: секреты по выбору одеяла и подушки

просмотров: 10381

Назад в раздел

Ссылка на основную публикацию