Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая компания выплатила недостаточно денег: что делать и как подать в суд?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?
Страховые компании стараются сэкономить на каждом страховом случае. Поэтому на этапе подачи заявления о возмещении ущерба по ОСАГО вам могут предложить заключить некое соглашение. Оно может называться по-разному.
Но суть его в том, что страховщик предлагает вам выплату деньгами и устанавливает конкретную сумму. Почти всегда ниже. Например, если ущерб оценивается в 70 тысяч рублей, вам предложат 50 тысяч, а то и в 2 раза ниже. Получив деньги по соглашению, вы не сможете требовать со страховой никаких доплат сверх этой суммы. Например, если ремонт вдруг окажется дороже (в 99% случаев так и происходит).
Подписывать это соглашение или лучше отказаться от него? Тут каждый решает сам для себя. Если вам срочно нужны деньги по ОСАГО – можно заключить соглашение. В иных случаях лучше дождаться оценки повреждений или направления на ремонт на СТОА.
Но что, если вы уже подписали такое соглашение. Можно ли его как-то оспорить? Оспорить можно, но для этого придётся соблюсти обязательный досудебный порядок. Вначале, конечно, подавать в страховую заявление о расторжении соглашения. Далее, в случае отказа страховой обращаться к финупу, и только потом идти в суд. Но при этом доказать, что сделка была совершена под влиянием заблуждения в 2023 году крайне трудно. Без этого ни омбудсмен, ни суд не встанут на вашу сторону в споре со СК.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
- ксерокопию паспорта;
- доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
- справку с ДТП;
- сертификат ОСАГО;
- ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
- видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
- расходный чек.
Почему страховая не доплачивает
С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.
Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?
Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.
Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.
На различие результатов экспертизы также могут влиять:
- Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
- Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
- Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.
Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.
Проведение независимой экспертизы
До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.
У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.
Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.
Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.
В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.
Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).
Порядок выплат по ОСАГО
Чтобы получить выплаты по ОСАГО, необходимо уведомить страховую компанию о происшедшем событии, которое стало причиной ущерба. Основанием для компенсации является заявление на возмещение, к которому нужно приложить пакет бумаг, подтверждающих факт наступления страхового случая, а также детализирующих его объемы и характеристики. В перечень документов входит:
- паспорт собственника;
- водительское удостоверение;
- заявление о страховом возмещении;
- справка о ДТП и постановление;
- ПТС или СТС (можно в виде копии);
- постановление или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии, если ДТП оформлено не по европротоколу.
Страховщику законом выделяется 20 рабочих дней для проведения внутреннего расследования происшествия, необходимого для того, чтобы корректно рассчитать сумму ущерба. По истечении этого срока на счет потерпевшего должна поступить сумма возмещения.
Чтобы ваши действия после дорожного происшествия не стали причиной занижения выплаты и вы не думали, что делать, если не устраивает сумма страховой выплаты по ОСАГО, следуйте простым рекомендациям:
- вызывайте на месте ДТП представителя дорожной службы для фиксирования страхового случая и не поддавайтесь уговорам виновника происшествия оформить его по европротоколу;
- соблюдайте сроки подачи заявления в страховую компанию — они составляют 5 дней;
- не ремонтируйте авто до урегулирования вопроса со СК, для этого возможно понадобиться повторная экспертиза;
- заберите с ремонтной мастерской документы, подтверждающие факт проведения восстановительных работ и их объемы — если вы уже отремонтировали поврежденных транспорт до завершения делопроизводства.
Письменная претензия о пересмотре суммы выплат
Если вы внимательно изучили материалы дела и уверены, что страховщик нарушил ваши права, то попытайтесь их восстановить в претензионном порядке. Для этого составляется досудебная претензия, которая для страховщика является предупреждением о том, что вы не согласны с заключением по выплате и готовы отстаивать свои интересы через судебные инстанции. Если у страховщика нет возможности опереться на законодательные аспекты в принятых решениях по сумме возмещения, то он доплатит недостающую разницу и не станет участвовать в судебных разбирательствах, что, к тому же, негативно скажется на его репутации.
Претензия оформляется на имя руководителя страховой компании. В ее описательную часть следует включить сведения:
- причина обращения — занижение страховой выплаты, которой недостаточно для покрытия понесенных убытков;
- сумма доплаты, которая вас устроит;
- сроки, по истечении которых будет подан иск в суд, если на счет не поступят средства;
- дата составления, сведения о заявителе и его контактные данные.
Для обоснования своих требований приложите к претензии необходимые документы, подтверждающие вашу правоту:
- ксерокопию паспорта;
- водительское удостоверение;
- копия действующего страхового полиса
- справка о ДТП и протокол об административном правонарушении (их можно взять в ГАИ или отделении ГИБДД);
- заключение по независимой экспертизе;
- квитанции об оплате услуг оценщика;
- счета и чеки, полученные в автомастерской.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Уменьшение размера страхового покрытия может быть и по законным основаниям:
- Страховому возмещению не подлежат затраты потерпевшего на проведение лакокрасочных работ, если деталь была подвержена сквозной коррозии или площадь, требующая покрытия краской, составляла более 25 % до аварии.
- При наличии сильно изношенных деталей. Если проверка установит, что части машины являются изношенными, то страховая возместит половину от их стоимости.
- Страховщики рассчитывают сумму страхового покрытия, не учитывая утерю товарной стоимости. По закону, страховая обязана выплатить УТС. Но многим водителям приходится направляться в суд для получения денег.
Как понять, было ли занижение выплаты
Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.
Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.
Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.
Если разница в значениях суммы возмещения полученной самостоятельно и рассчитанной СК не превышает 10%, такое расхождение считается допустимой погрешностью. Суд не будет считать это недоплатой.
Выделяется три законные причины:
- Износ деталей автомобиля. Зачастую именно эта причина является основанием для законного снижения выплат по ОСАГО. Примерно 80 % водителей подают претензии именно в связи с этим. Однако максимальный предел снижения стоимости деталей был установлен Центральным банком. Он составляет 50 % от актуальной рыночной цены.
- Удаление повреждений из итогового отчета. Если на автомобиле повреждено, например, более 25 % лакокрасочного покрытия, то страховая компания вправе не принять к учету расходы по его восстановлению. То же самое правило работает и с повреждениями из-за коррозии на автомобиле.
- Расчет суммы ущерба без включения утери товарной стоимости. Эта причина также является поводом для многих судебных разбирательств. Страховые компании удерживают сумму компенсации, хотя по закону должны выплачивать утерю товарной стоимости.
Почему СК уменьшает выплату
Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.
На результат расчета оказывают влияние:
- профессиональная подготовка эксперта;
- невозможность доступа к скрытым повреждениям;
- условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.
Существуют законные основания занижения размера возмещения:
- исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
- износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
- утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.
Почему страховая не доплачивает
С последнего квартала 2014 года страховщик выполняет расчеты при экспертной оценке повреждений транспортного средства, которые были получены при страховом случае, причем по методике Центрального банка России.
Даже несмотря на это, имеются ситуации, когда заключения разных независимых экспертов по одной и той же страховой ситуации могут не совпадать. Давайте рассмотрим, почему.
Это происходит, потому что методика, предложенная Центральным банком РФ, разъясняет правила калькуляции одинаково для всех, и если изначально данные будут равны, то и итоги окажутся равными.
Но единого метода для обследования экспертом пока не разработано, да и если бы он имелся, все равно могут быть расхождения в проведении оценивания, ведь в основном все определяется субъективно: на глаз или на ощупь.
И поэтому объем ремонта, который требуется, зависит от индивидуальной точки зрения самого эксперта. Поэтому вводные данные изначально являются неодинаковыми у разных специалистов.
Внимание! Отличие результатов экспертов может зависеть также от:
- профессиональной подготовки эксперта и отношения к должностным обязанностям;
- труднодоступность к повреждениям, которые не видны изначально, но включены в оснащение;
- сторонних факторов, которые могут повлиять на результат осмотра – грязный автомобиль или недостаточная оснащенность.
Страховщик может снизить сумму страхового возмещения по различным причинам, которые мы рассмотрим в этой статье.
Направление иска в суд
Исковое заявление в суд можно подавать после расчёта возмещения по ОСАГО и попыток досудебного урегулирования спора. При исчислении суммы принимают во внимание:
- Стоимость экспертизы транспортного средства.
- Расходы на ремонтные работы по оценке эксперта.
- Затраты на уведомление страховщика.
Из итоговой суммы вычитается часть, которую СК перечислила автомобилисту.
Если ТС больше 5 лет, и оно попало в ДТП первый раз, в расчёт компенсации включают утрату товарной стоимости. Хозяин машины вправе потребовать от СК возмещения судебных издержек в любой сумме.
Перед обращением в судебную инстанцию собирают пакет документов:
- Бумаги, подтверждающие право собственности на ТС.
- Копии документации из ГИБДД о факте аварии.
- Акт осмотра автомобиля.
- Акт о наступлении страхового случая.
- Досудебную претензию к страховщику.
- Полис ОСАГО.
- Расчёт страховой выплаты от СК и независимого эксперта.
- Копии иска в суд (3 экземпляра).
- Квитанцию об оплате госпошлины.
В исковом заявлении обязательно указывают наименование судебного органа, сведения об истце, реквизиты ответчика.
Оформив «шапку» документа, формируют основную часть:
- Сущность проблемы.
- Нарушения, допущенные ответчиком.
- Ущемлённые права истца.
- Ссылки на законодательные нормы, которыми пренебрёг ответчик.
- Расчёт денежной суммы по ОСАГО к выплате.
Можно скачать образец искового заявления, составленного по всем правилам в интернете или обратиться за помощью к юристу. В случае принятия судом положительного решения СК выплатит удержанную сумму по ОСАГО и возместит судебные издержки.
Каким образом страховая может занизить выплату
Представьте себе такую ситуацию. Вы разбили автомобиль, вас признали невиновным. Теперь вы ожидаете, когда страховая компания перечислит на ваш счет сумму для покрытия расходов по ремонту. И вот, долгожданный момент! Но вы разочарованы! Вами получена только треть от ожидаемой суммы. Как понять, почему страховые компании занижают выплаты?
Как правило, когда клиент застрахован по покрытию ОСАГО, для него предусмотрена процедура осмотра транспортного средства с дальнейшим проведением экспертной оценки состояния автомобиля. На основании полученного заключения страховой компанией принимается решение о выплате компенсации, а также о ее сумме. Однако клиент часто получает неудовлетворяющую сумму возмещения.
Каковы причины получения заниженной суммы?
- Слишком большие ожидания могут привести к разочарованию.
- Сумму ремонта уменьшила страховая компания по собственной инициативе.
- Оценка ущерба проводилась у оценщика, который является компаньоном страховщика.
- Оценщик использовал неправильные параметры для расчетов.
- В процессе экспертизы не были учтены скрытые повреждения.
Бывает так, что лицо, попавшее в ДТП, рассчитывает на полноценный ремонт и на то, что вся его сумма будет покрыта страховиками. Однако в согласии с некоторыми положениями Гражданского кодекса, выдается сумма для ремонта с учетом износа. В связи с этим ожидания могут не оправдаться.
Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?
В исковом заявлении необходимо указать взыскующую сумму, которую страховая компания обязана будет выплатить по решению суда. Она должна быть обоснованной и может включать в себя несколько составляющих:
- Разницу между полученной компенсацией и стоимостью фактического восстановления автомобиля. Основой для расчетов служит заключение независимой экспертизы и размер выплаченных средств.
- Штраф в размере 50% от вышеописанной разницы. Он начисляется по нормам Закона о защите прав потребителей.
- Компенсация дополнительных расходов. К ним относятся услуги юриста, услуги независимого эксперта по оценке состояния авто.
- Моральная компенсация.
В случае принятия судом положительного решения все расходы, связанные с разбирательством, перекладываются на ответчика. Помимо вышеперечисленных сумм он обязан возместить размер государственной пошлины, которую оплатил истец перед подачей документов в суд.
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату по ОСАГО
Чтобы получить выплату по ОСАГО от страховой, необходимо четко следовать букве закона и не нарушать порядок действий положенных после наступления ДТП. В этом контексте не рекомендуется:
- Устранять неисправности до осмотра представителем СК, зафиксировав их самостоятельно с помощью фото – или видеосъемки и подтвердив бумагами о выполненных работах и СТО. СК это может расценить как нарушение правил и отказать в выплатах или существенно урезать.
- Не пускать на самотек рассмотрение страхового случая страховой компанией:
- не доверять полностью аварийному инспектору предоставленному СК, так как его действия совершаются исключительно в интересах компании-работодателя;
- при определении СК суммы возмещения и даже после ремонта ТС не следует воспринимать за правду последней инстанции устную информацию, а требовать от СТО документы о платежах и от СК – основания для их расчета: акт осмотра ТС и акт о страховом случае.
- При возникновении сомнений в правильности расчета сумм возмещения не экономить на услугах независимого эксперта, а при потребности обращения в суд – не бояться и отстаивать свои права.