- Алименты

Что такое «островок безопасности» и зачем он нужен на дороге

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «островок безопасности» и зачем он нужен на дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.

Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях

Спорные моменты в таких случаях тоже существуют. Вам выписали штраф за нарушение разметки, но остановка была вынужденной. Тут стоит рассмотреть две ситуации:

  • Выписывает штраф инспектор ДПС — если авто действительно неисправно, то можно на месте объяснить сотруднику ГИБДД ситуацию и тем самым избежать денежного взыскания.
  • Нарушение зафиксировано камерой — тут доказывать свою правоту придется судье. Камера делает только фото, поэтому не понятно, остановились ли вы из-за технической неисправности или просто нарушаете ПДД. В этой ситуации можно попробовать объяснить в суде, что вы не планировали парковаться, а остановка произошла по необходимости.

Также необходимо проверять указанные в протоколе статьи, если вам выписали штраф по статье, которая не соответствует вашему нарушению, то такое постановление можно оспорить.

Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.

Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.

Такая область разметки может выделяться:

  • бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
  • дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.

В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:

  • в зонах пешеходных переходов;
  • на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.

Как выглядит на дороге и для чего служит?

В Приложении 2 к ПДД «островок безопасности» обозначен горизонтальной дорожной разметкой 1.16.1 — 1.16.3, которые наносятся на проезжей части в месте. Назначение следующее:

  • 1.16.1 — служит для разветвления транспортных потоков;
  • 1.16.2 — необходим для слияния транспортных потоков;
  • 1.16.3 — обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.

Далее на фото показаны изображения горизонтальной разметки:

Островок безопасности выделен дорожной разметкой в зоне, свободной от движения транспортных средств и предназначен для пешеходов, чтобы дать им возможность остановиться при переходе проезжей части и не бежать через дорогу перед идущим транспортом.

На дорожной полосе островок безопасности размещен в виде:

  1. зоны, выложенной бордюрным камнем над проезжей частью;
  2. зоны, выделенной дорожной разметкой;
  3. зоны, которая является частью пешеходного перехода;
  4. участка разделительной полосы между потоками движения.

В западной Европе буферные зоны между направлениями движения являются обязательными на всех улицах, имеющих более двух полосы движения. При соответствующем обосновании, при ширине проезжей части магистрали 15 м и менее, островок безопасности шириной не менее 2 м может устраиваться за счет сужения полосы движения до 3,25 м.

Островки могут обустраиваться:

  • на нерегулируемом переходе;
  • на регулируемом переходе;
  • на перекрестке, где организовано круговое движение;
  • на въезде в населенные пункты.

Как работает островок безопасности:

  1. Заставляет водителей соблюдать установленный скоростной режим за счет того, что визуально сужает проезжую часть в месте пешеходного перехода и повышает концентрацию водителей.
  2. Делает невозможным выезд автомобиля на встречную полосу для обгона или опережения.
  3. Исключает стоянку и остановку на переходе и в непосредственной близости от него.
  4. Создает физическую защиту для пешеходов, место, где они могут безопасно переждать проезд ТС, а люди – отдохнуть.
  5. Позволяют проезд на скорости 40-60 км/ч, а следовательно, могут безболезненно применяться на улицах и дорогах с интенсивным движением. В этом заключается преимущество перед поднятыми элементами дороги (холм, поднятый переход и др).
  6. На перекрестках уменьшают радиус поворота и заставляют водителя авто снизить скорость.

Несмотря на запрет для транспорта оказываться на участке, выделенном разметками 1.1 и 1.16.1, некоторые водители умудряются заехать туда во время обгона или перестроения. Или переждать, пока на светофоре загорится разрешающий движение сигнал. Им следует знать, что в этих случаях за островок безопасности ПДД штраф может налагаться по двум статьям КоАП:

  • За следование по этому участку водителя накажут по ч.1 ст.12.16. Как минимум он получит предупреждение или заплатит 500 р.
  • За остановку или стоянку на нем последует наказание по ч.1 ст.12.19 Кодекса. Оно то же, что предусмотрено за проезд сквозь эту зону. Но если нарушение совершено в столице или Санкт-Петербурге, штраф увеличится до 2500 р.
Читайте также:  Как прописать ребенка: новорожденного, до 14 лет и старше

Можно ли парковаться, стоять на данном участке дороги, согласно ПДД?

Существуют две типичные ситуации, когда водителя штрафуют за нахождение его машины на островке безопасности: за стоянку на нем и за проезд по нему. Что касается стоянки, то в каждом случае нужно смотреть, что это за «островок». Соответствующая разметка бывает нанесена на асфальт посреди улицы, на пешеходном переходе (чтобы они могли переждать пока вновь им зажжется «зеленый»), на перекрестке, чтобы машины ехали по правильным траекториям, а также в местах слияния/разделения потоков машин на многополосной дороге.
На этот случай в КоАП есть специальная статья — 12.19 (нарушение правил парковки и остановки). За «переход» она обещает 1000 рублей штрафа. Да и вообще, эвакуировать могут. В случае, когда «островок безопасности», выбранный гражданином для парковки, находится в месте «пересечения проезжих частей» — в пределах перекрестка, то есть — эвакуировать его машину уже закон не позволяет.

Тут ему грозит лишь штраф (все по той же 12.19) — но уже всего 500 рублей. Самый двусмысленный вариант парковки — в пределах «островка», который находится в месте слияния или разделения транспортных потоков, но не на перекрестке. Таких полосатых клочков асфальта предостаточно на съездах-въездах не только на скоростные магистрали и вообще на на более-менее крупные улицы и транспортные развязки.

Заметим, что в этих местах водителей активно штрафуют не только за парковку, но и просто за проезд через «островок» — в столице, к примеру, есть несколько камер автоматической фиксации нарушений, нацеленных исключительно на «стрижку» штрафов за проезд по подобного рода белым полоскам на асфальте. Штрафуют за оба эти нарушения одной и той же статье КоАП — 12.

Но если прочитать этот самый пункт 1.16.2, то выяснится, что подобная разметка ничего, на самом деле, не требует и не предписывает водителю, а всего лишь, цитата, «обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления». То есть на самом деле проезд по подобному «островку» не является с точки зрения ПДД нарушением в принципе.

За парковку же в таком месте, если и надо штрафовать, то уж совсем не по статье о нарушении требований разметки, которого, по сути нет. Тут, к примеру, можно найти состав правонарушения для пункта 3.2 статьи 12.19 КоАП — «остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части», которая подразумевает 1500 рублей и допускает эвакуацию машины на штрафстоянку.

В ПДД имеется исключительный список дорожных участков, на которых категорически запрещена остановка и, соответственно, парковка. Островка безопасности среди них нет. Но стоит вспомнить, что эта разметка наносится исключительно на «зебре», предназначенной для пересечения пешеходами автодороги. Они предназначены для использования в ситуациях, когда пешеход не успевает пересечь дорогу при горящем зеленом свете.

Останавливаясь или оставляя машину на этом участке дороги, автомобилист нарушит ПДД, где не допускаются остановки и стоянки транспорта на пешеходных переходах (о том, какой штраф предусмотрен за парковку на пешеходном переходе, читайте тут).

Если обратиться к п.12.4 статьи 12 ПДД, можно прочесть, что запрещается останавливать ТС на участке, где пересекаются проезжие части, а также ближе пяти метров от края перекрестка. В случаях, когда на этих участках имеется островок безопасности, остановки на нем будут приравниваться к данному нарушению.

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Можно ли стоять на островке безопасности

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Если речь об этой категории участников движения, не стоит сомневаться, можно ли стоять на островке безопасности по ПДД. А в подпункте 4.6 есть прямое требование, как поступать тем, кто находится на проезжей части, когда для машин уже зажегся зеленый сигнал светофора:

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Читайте также:  Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Но останавливаться на островке безопасности автомобили не должны, даже когда он не относится к пешеходному переходу. Запрет объясняется двумя причинами:

  • В пункте 12 Правил четко сказано, где следует останавливаться ТС. Действие допустимо на обочине с правой стороны дороги или у того же края проезжей части в ее отсутствие. Можно остановиться и слева, если речь о населенном пункте, а полоса для езды в каждом направлении только одна, нет посередине трамвайных путей. Центр дороги в список разрешенных для этого мест не входит.
  • Границы участков безопасности для пешеходов обозначаются сплошными линиями. А такую разметку пересекать нельзя.

Какой штраф за остановку, стоянку или парковку на островке

Сообщения и материалы информационного агентства «РБК» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09.12.2015 за номером ИА №ФС77-63848) сопровождаются пометкой «РБК».

Довольно много водителей задаётся вопросом, можно ли совершать остановку на островке безопасности. Ведь в кодексе административных правонарушений нет конкретной статьи, где бы чётко разграничивали запрет на стоянку в упомянутой зоне.

Не забудьте включить аварийку и выставить необходимый знак, если вы действительно сломались и вынуждены остановиться.

Стоит помнить, что рассматриваемая разметка наносится «зебре», которая предназначена для пересечения пешеходами трассы, а также для разделения транспортных потоков. В таком случае, они нужны в особых ситуациях, когда пешеход не успевает перейти дорогу при горящем зелёном свете.

Таким образом, при остановке на островке безопасности на небольшое время сурового штрафа и эвакуации можно избежать, если, конечно, там нет желтых линий разметки.

Каждый участник дорожного движения обязан знать, согласно ПДД, что островок безопасности — это такой участок, который предназначен для пешеходов. Кроме того, он разделяет транспортные потоки, по которым автомобили перемещаются в противоположных направлениях.

Островки безопасности наносятся в виде разметки на дороги. Если пешеход по каким-либо причинам не успел пересечь проезжую часть, он может спокойно дождаться на данном участке благоприятной ситуации для беспрепятственного перехода.

В России островки безопасности встречаются не так часто. Иная ситуация обстоит в европейских странах. Там подобной разметки настолько много, что водители поневоле начинают вести себя более дисциплинированно и соблюдать правила дорожного движения.

Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.

На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.

Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.

Для чего нужен островок безопасности на дороге?

Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:

  • 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
  • 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
  • 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.

В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.

Можно ли останавливаться на «островке безопасности»?

В больших городах на дорогах можно встретить «островки безопасности», предназначенные для пешеходов. Они нужны для того, чтобы человек успел переждать, если не успел преодолеть дорогу при разрещающем сигнале светофора. Тем не менее, водители также заезжают в эту зону, за что их ждет штраф или другие меры наказания, о чем стоит рассказать подробнее.

Зачем встают на «островках безопасности». Автомобилисты обычно останавливаются на «островках безопасности», чтобы посмотреть маршрут по карте или же передохнуть в дальней поездке. Однако бывают и случаи, когда владельцы попросту оставляют транспортные средства и уходят. Среди других причин остановки на данных участках можно отметить:

  • В центре нет места для парковки
  • Необходимо совершить срочный звонок по телефону
  • Сломалась машина
  • Ожидание кого-то из пассажиров

Наказание за остановку и стоянку в запретной зоне. Стоит сразу отметить, что практически при любых обстоятельствах, остановка на «островках безопасности» приведет к оплате штрафа или эвакуации автомобиля. Встретить зоны для пешеходов можно в местах разделения попутных транспортных потоков, на перекрестках и возле «зебр».

Читайте также:  Договор дарения: как правильно оформить передачу квартиры

В случае нарушения законодательства автомобилист понесет следующее наказание:

  • При остановке транспортного средства в зоне пешеходного перехода оно может перекрыть обзор как водителю, так и пешеходу. По статье 12.19 КоАП РФ штраф составит 1000 рублей
  • Если зона оформлена с использованием желтых линий, стоянка там запрещена, автомобиль будет эвакуирован
  • Если «островок безопасности» нарисован перед пересечением дорог, автолюбитель пересек сплошную линию разметки, размер штрафа достигнет 500 рублей
  • В случае отсутствия в зоне «островка безопасности» знака 3.27, автолюбителя не оштрафуют, стоять в пешеходной зоне можно, но недолго, водителю отходить нельзя
  • Если «островок» расположен в зоне расхождения транспортных потоков попутного направления, водителя могут оштрафовать на 500 рублей, если обстоятельства зафиксирует дорожная камера наблюдения

Итог. В больших городах существуют «островки безопасности», предназначенные для пешеходов, которые не успели перейти дорогу вовремя. Тем не менее, водители пренебрегают правилами и оставляют в этой зоне авто.

В итоге подобные действия приведут к штрафу или же эвакуации транспортного средства, в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, следует помнить, что остановка и стоянка в защищенных зонах запрещена и лучше избегать их, чтобы не получить проблемы.

Предусмотренные штрафы за нарушения

Тщательно изучая ограничения в правилах, сталкиваешься с наблюдением, что прямого запрета на выполнение такого манёвра нет. Поэтому инспектор ДПС имеет право оформить постановление о штрафе на базе того, что водитель проигнорировал требования разметки. Именно от вида нарушения напрямую и зависит сумма санкций:

  • наезд на островок указан в ч. 1 ст.12.16 КоАП подразумевает стандартный административный штраф в 500 руб.;
  • стоянка в границах упомянутой разметки попадает под действие ст. 12.19 КоАП, где объём наказания составляет ровно 1 тыс. руб.;
  • неправильная парковка далее правого ряда от края проезжей части обсуждается в ч. 3.2 ст. 12.19 КоАП и чревата штрафом в 1,5 тыс. руб.

Вдобавок стоит помнить: когда данная локация оформлена с использованием жёлтых линий, то из-за запрещённой стоянки автомобиль вовсе может быть эвакуирован. Только при отсутствии в зоне «островка безопасности» знака 3.27, хозяина транспорта не оштрафуют. Хотя даже в такой ситуации стоять в рассматриваемой зоне можно относительно недолго, а самому автолюбителю нельзя отходить далеко.

Так или иначе, игнорирование правил дорожного движения в этой зоне приведёт к штрафу или же эвакуации машины, в зависимости от обстоятельств.

ПДД гласят, что островок безопасности, обозначенный горизонтальной разметкой чаще всего ограничивается со всех сторон сплошной линией.

Предназначение сплошной линии состоит в том, что она разделяет транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях и обозначает границы полос движения в местах повышенной опасности. Это значит, что любые маневры на этом островке категорически запрещены и приравниваются к выезду на встречную полосу движения.

В рамках данного островка разрешается движение только для пешеходов, а о том, что это категорически запрещено водителям ничего не сказано. Следовательно, островок безопасности нельзя считать проезжей частью. В правилах прописано требование, что движение автотранспортных средств возможно только по отведенным для этого полосам и нет запрета для осуществления движения по этому островку.

Если водитель движется в зоне размещения островка безопасности со стороны сплошной линии, то пересекать данную зону запрещено. Это касается разметок 1.16.1 – 1.16.3 белого цвета, которые:

  • разделяют транспортные потоки противоположного направления;
  • разделяют транспортные потоки одного направления;
  • обозначают место слияния транспортных потоков.

Когда можно получить штраф за островок безопасности

Многие водители до сих пор думают, что остановка или стоянка на островке безопасности не является нарушением правил дорожного движения. При этом заезд на подобные «островки» попадает под разные статьи КоАП. Если авто остановилось на разметке – это является нарушением правил остановки-стоянки транспортных средств. А если машина проехала по ней – это нарушение правил расположения на проезжей части или нарушение правил разметки.

Штраф за пересечение островка безопасности положен, если вы решили припарковать автомобиль на таком участке или заблудились и решили остановиться и уточнить маршрут. При возникновении ДТП, в котором никто не пострадал, стоянка на такой разметке также запрещена. Машину нужно убрать как можно скорее либо своим ходом, либо с помощью эвакуатора.

Если же причиной остановки стали вынужденные меры или крайняя необходимость, например, поломка авто, заезд на разметку считается допустимым. При этом водители очень часто жалуются, что с развитием фото- и видеофиксации правонарушений ПДД, они все чаще стали получать штрафы за то, что ремонтировали машину или ждали помощи на вот таких «островках». Многие юристы отмечают, что при предоставлении доказательств экстренной стоянки, полученный штраф легко оспаривается и аннулируется.

В ситуации, когда водитель вынужден по разметке объезжать ДТП, особенно когда другие возможности попасть на нужный съезд заблокированы, пересечение островка безопасности не считается нарушением. Если ответственные лица все-таки не учли обстоятельства и прислали штраф, подобные случаи всегда можно оспорить в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *