Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить льготы ребенку инвалиду?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Нововведения по присвоению инвалидности в 2021 году
Правительство РФ 29 ноября зафиксировало в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» определённые изменения. Например, с текущего года лица с ОВЗ смогут оформлять группу, не подавая документы в МСЭ. То есть потенциальные инвалиды освобождаются от обязанности собирать и отправлять необходимые бумаги. Теперь эти задачи возложены на администрацию медицинских учреждений.
- Нововведения инициированы Министерством труда, глава которого, Максим Топилин, высказался следующим образом:
- «Мы предлагаем упростить получение инвалидами госуслуг, которые сейчас требуют личного предоставления инвалидом ряда документов в соответствующий орган — прежде всего, справки, подтверждающей инвалидность… В случае принятия законопроекта эти документы в бумажном виде предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов».
- Кроме того, представители власти анонсировали следующие изменения:
- — частичное исключение определения «инвалид», вместе с которым теперь будут применять термин, призванный более точно отобразить политику страны по отношению к лицам с ОВЗ;
- — перевод документов, на основе которых дают инвалидность, в цифровой формат;
- — упрощение документа, который является основным при назначении группы инвалидности — имеется в виду форма №088/у-06;
- — внедрение индивидуального списка медицинских обследований по каждому заболеванию во избежание разночтений при оформлении статуса;
- — расширение перечня болезней, на фоне которых можно получить инвалидность бессрочно.
Нововведения наряду с упрощением процесса оформления инвалидности должны повысить доступность госуслуг. Например, больше не требуется проходить очередное освидетельствование или отдавать документы в бюро МСЭ для получения путёвки в санаторий и средств реабилитации.
Напомним, что в 2018 году уже были приняты некоторые законы, призванные упростить жизнь людей с ОВЗ. В частности, начал действовать список ситуаций, позволяющих при обращении в экспертное бюро установить бессрочную инвалидность. Также гражданам РФ дали возможность не дожидаться пересмотра сроков и группы для внесения изменений в программу реабилитации и абилитации.
- Отметим, что принятие и реализация перечисленных инициатив контролируются Президентом страны, который после встречи с представителями помогающих инвалидам организаций, а также с самими инвалидами, поставил перед правительством задачи:
- — развивать центры реабилитации;
- — улучшать системы контроля в МСЭ;
- — повышать занятость людей с ОВЗ.
- В 2019-2021 годах планируется осуществить перевод документов из бумажного формата в электронный.
Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к трудовой деятельности;
ж) способности к обучению.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:
1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.
2. Направление документов на рассмотрение в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Как оформить инвалидность: пошаговая инструкция
Разберем получение инвалидности в 2022 пошагово с учетом новых правил.
Шаг 1. Обратиться в поликлинику (государственную, муниципальную или частную, имеющую соответствующую лицензию) для обследования и получения направления на медико-социальную экспертизу.
Направление оформляется специалистами медицинской организации. Оно содержит:
- полную информацию о состоянии здоровья и результатах обследований;
- сведения о выбранной гражданином форме прохождения экспертизы (очная или заочная);
- способ получения уведомлений и документов (в личном кабинете на Госуслугах, непосредственно в отделении МСЭ или почтой).
Если медицинская организация отказывает в выдаче направления на МСЭ, на руки гражданину выдается заключение врачебной комиссии, которое он вправе обжаловать в Минздраве (региональном или федеральном) или в Росздравнадзоре.
Шаг 2. Медицинская организация самостоятельно передает в учреждение МСЭ направление и все сведения, которые требуются для проведения экспертизы.
Дальнейшая инструкция, как оформить инвалидность, зависит от формата прохождения экспертизы. Если гражданин выбрал заочный, то на этом все, остается только дождаться решения.
Шаг 3. Если МСЭ производится очно, то пройти экспертизу лично.
Собирать и везти в бюро ещё один пакет документов не требуется, к ним всё поступит из направляющей организации.
Кроме бюро МСЭ, если нет возможности туда приехать, освидетельствования происходят:
- на дому при невозможности явки из-за здоровья;
- в медорганизации, где человек находится на стационаре;
- в организации стационарного соцобслуживания;
- в исправительном учреждении.
Шаг 4. Получить справку об инвалидности и ИПР.
Размер льгот для ребенка инвалида
Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:
- Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
- Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
- Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
- Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
- Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Период временной нетрудоспособности, в течение которого больной получает эффективное лечение с благоприятным прогнозом при высокодифференцированных опухолях, составляет: при I стадии до 70 дней, II-III стадиях — до 90-110 дней с дальнейшим направлением на МСЭ.
Показаниями для получения направления на комиссию являются:
- диагностирование опухоли легкого при невозможности прохождения больным радикального лечения в связи с наличием тяжелых форм сопутствующих заболеваний;
- онкология низкодифференцированной формы IIВ и IIIВ стадий после прохождения больным радикального лечения с сомнительным клиническим прогнозом;
- необходимость продолжения комплексного лечения;
- наличие послеоперационных осложнений (бронхиальный свищ, хроническая эмпиема плевры);
- инкурабельность заболевания.
Злокачественные заболевания лимфы, крови и костной ткани
Остеогенные саркомы. При данном виде онкологического заболевания срок временной утраты трудоспособности может составлять от 3 до 4 месяцев. Затем, в связи с высокой степенью тяжести заболевания и выраженными ограничениями жизнедеятельности, на МСЭ больному устанавливается 2 или 1 группа инвалидности.
Гемобластозы. Данный случай онкологии предполагает наступление временной нетрудоспособности сразу после диагностирования острого лейкоза, при его лечении, в случаях рецидива заболевания и прохождения противорецидивной терапии. Срок временной утраты трудоспособности составляет 4 месяца, далее, при сомнительном прогнозе и необходимости прохождения длительного лечения, пациент направляется на МСЭ. В случаях терминальной стадии заболевания больной должен быть направлен на комиссию МСЭ до окончания 4 месяцев временной нетрудоспособности.
Хронический лимфолейкоз и миелолейкоз. Временная утрата трудоспособности в данном случае онкологии возникает в период обострения болезни, ее срок составляет порядка 4 месяцев, затем пациент направляется на МСЭ. Показанием для получения направления на комиссию является терминальная стадия заболевания либо его быстрое прогрессирование. Трудоспособными могут быть признаны больные, степень заболевания у которых достигла фазы полной клинико-гематологической ремиссии.
Лимфогранулематоз. Длительность временной утраты трудоспособности при данном онкологическом заболевании может составлять до 4 месяцев. В случае возникновения стойкой утраты работоспособности на МСЭ устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, в зависимости от состояния организма и течения заболевания и лечения, включая прохождение курса цитостатической и лучевой терапии.
Подводя итоги, отметим, что продление сроков временной утраты трудоспособности пациентам, у которых обнаружена начальная стадия онкологии без осложнений после радикального лечения, является одним им методов профилактики инвалидности в целом.
В случаях продления сроков временной нетрудоспособности учитываются условия и характер профессиональной деятельности, способность к труду и психологическое состояние больного, социальные факторы. В процентном отношении способность пациента вернуться к своей трудовой деятельности после всех курсов лечения при частичной реабилитации в первые 3 года происходит в 76,4% случаев, после 5 лет — в 19,4% случаев.
Финансовая поддержка ребенку-инвалиду с ДЦП гарантирована федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Она предусматривает:
- социальную пенсию по инвалидности;
- ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);
- улучшение или расширения жилья;
- обеспечение лекарственными препаратами и путевками на санаторно-курортное оздоровление;
- предоставление спецсредств – костылей или инвалидной коляски;
- льготный проезд на общественном и пригородном транспорте;
- бесплатный проезд один раз в год к месту лечения или реабилитации;
- право на зачисление в вуз вне конкурса – только для инвалидов ДЦП первой и второй группы.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Какую группу при ДЦП определяют
Первую группу инвалидности при ДЦП дают детям с резко выраженными ограничениями физической и интеллектуальной деятельности. У таких детей слабо сформированы или совсем отсутствуют навыки самообслуживания, передвижения, общения, контроля за своими поступками.
Вторая группа инвалидности при ДЦП дается при наличии следующих нарушений:
- выраженный двигательный дефект;
- расстройства речи;
- регулярно повторяющиеся эпилептические припадки;
- снижение остроты зрения до 0,08;
- нейросенсорная тугоухость III—IV степени;
- частичные ограничения в самообслуживании, обучении, передвижении и ориентации.
Если двигательные нарушения у ребенка выражены легко или умеренно, у него сохранены интеллектуальные способности (или снижены до степени дебильности), есть незначительные расстройства координации, в этом случаем ему дают третью группу инвалидности.
Статус ребенка-инвалида при ДЦП определяется при наличии у него ограничений жизнедеятельности любых категорий.
Как оформить статус для получения льгот
Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.
Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.
ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.
При заполнении формы «Получить консультацию» внимательно проверьте правильность написания своей электронной почты и номера телефона.
Условия получения бессрочной инвалидности
Инвалидность признается бессрочной, если степень поражения здоровья человека такова, что значимое улучшение его состояния по признанию современной медицины в принципе невозможно. В таком случае автоматически отпадает необходимость постоянного подтверждения, что гражданин не может трудиться и нуждается в госообеспечении. К таким состояниям, например, относят масштабные поражения головного мозга, обширные злокачественные опухоли, неизлечимые тяжелые заболевания психического характера.
Также необходимость подтверждать наличие инвалидности не требуется:
- Если состояние больного полностью стабильно в течение длительного срока (от 15 лет). Данное правило распространяется на первую и вторую категории.
- Нетрудоспособным мужчинам и женщинам старше 55 и 50 лет соответственно, чье состояние не изменилось за последние пять лет.
- Инвалидам – ветеранам боевых действий.
- Людям, достигшим пенсионного возраста.