- Долговые споры

Что делать, если страховая компания занизила стоимость ремонта автомобиля?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если страховая компания занизила стоимость ремонта автомобиля?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

Шаг №4: Суд со страховщиком

При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.

Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.

Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:

  • неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
  • финансовую санкцию.

А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.

Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?

Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.

Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.

Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.

Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.

Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.

Читайте также:  Статья 122 ТК РФ. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Что нужно для взыскания недостающей суммы

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату

Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.

Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.

Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.

При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.

Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.

Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.

В основном это делается по следующим причинам:

  • Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
  • Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
  • Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
  • Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
  • Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Читайте также:  РАСЧЕТ ОТПУСКНЫХ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Почему выплаты может не хватить на ремонт

Хоть размер ущерба и определяется страховщиком на основании методики Банка России, нередки ситуации, когда страховая насчитала мало по ОСАГО. Что делать, зависит от причины недоплаты. Их может быть несколько:

  • Расчет с учетом износа. Выплаты по обязательному страхованию производятся за вычетом амортизационного износа. Такая практика применяется повсеместно при страховании всех видов ответственности. И ОСАГО не является исключением.
  • Страховщик абсолютно правомерно принимает во внимание устаревание оборудования, несмотря на то что в Российских в магазинах не продают запасные части с износом.
  • Если вам не хватило выплаты на ремонт по этой причине, добиться от страховой компании доплаты не получится даже в суде.
  • Не все повреждения описаны в справке ГИБДД. Рассчитывая выплату, многие страховщики включают в сумму компенсации только те запчасти, которые содержатся в документах компетентных органов.
  • Для того чтобы получить компенсацию в целиком, требуется обратиться к инспектору, составляющему справку и внести в документ недостающие детали.
  • ДТП заявлено по Европротоколу. Правила ОСАГО разрешают водителям не дожидаться ГАИ для оформления незначительных аварий, в которых ущерб причинен только автомобилям. Для подтверждения события вместо справки ГИБДД страховщику предоставляется извещение о ДТП, которое оба участника ДТП заполняют на месте происшествия. Выплата по таким документам ограничена 50 т. р.
  • Если вы не уверены в размере причиненного вреда, вызовите и дождитесь ГАИ, чтобы впоследствии не попасть впросак.
  • При осмотре эксперт не заметил поврежденную деталь. Ситуация, когда машину предоставляют на осмотр в грязном виде, случаются сплошь и рядом. Казалось бы, ерунда, а в итоге мало заплатили по ОСАГО. Что делать? Нужно обращение об организации дополнительного осмотра, тогда страховщик сможет произвести доплату.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Как понять, было ли занижение выплаты

Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.

Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.

Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату по ОСАГО

Чтобы получить выплату по ОСАГО от страховой, необходимо четко следовать букве закона и не нарушать порядок действий положенных после наступления ДТП. В этом контексте не рекомендуется:

  1. Устранять неисправности до осмотра представителем СК, зафиксировав их самостоятельно с помощью фото – или видеосъемки и подтвердив бумагами о выполненных работах и СТО. СК это может расценить как нарушение правил и отказать в выплатах или существенно урезать.
  2. Не пускать на самотек рассмотрение страхового случая страховой компанией:
      не доверять полностью аварийному инспектору предоставленному СК, так как его действия совершаются исключительно в интересах компании-работодателя;
  3. при определении СК суммы возмещения и даже после ремонта ТС не следует воспринимать за правду последней инстанции устную информацию, а требовать от СТО документы о платежах и от СК – основания для их расчета: акт осмотра ТС и акт о страховом случае.
  4. При возникновении сомнений в правильности расчета сумм возмещения не экономить на услугах независимого эксперта, а при потребности обращения в суд – не бояться и отстаивать свои права.
Читайте также:  Порядок начисления и оплаты за общедомовые нужды (ОДН)

Возмещение материального ущерба при ДТП с виновника аварии

Не всегда страховая компания виновата в том, что ограниченной законом суммы возмещения не хватает на ремонт. Кто в таком случае должен оплатить разницу ремонта?

Несмотря на то, что автосервисы частенько требуют доплаты с владельца ТС (потерпевшего), это незаконно. Нести расходы должен виновник ДТП.

Вы можете попробовать договориться с ним мирным путем, но, если он пошел в отказ, вам придется идти в суд. Процедура такова: подача искового заявления – рассмотрение дела в суде – вынесение решения – исполнение решения.

Рекомендуем обратиться для составления искового заявления и представления ваших интересов в суде к юристу по страховым выплатам. В данном споре придется доказать суду:

  • сумму причиненного аварией ущерба;
  • невозможность покрыть его страховым возмещением по ОСАГО.

Спор будет отягощен проведением судебной экспертизы. Также вы можете заранее предоставить отчет независимого эксперта, подтверждающий размер вреда для взыскания разницы ущерба с виновника ДТП.

Бывают ситуации, когда страховой выплаты недостаточно на ремонт автомобиля сразу по двум причинам: и страховая занижает, и ремонт превышает 400 тыс. руб. В таком случае можно сначала пройти процедуру обращения к страховой и финансовому уполномоченному, а потом обратиться с исковым заявлением одновременно к страховщику и виновнику ДТП. Суд рассмотрит претензии к обоим ответчикам в рамках одного судебного спора, что существенно сэкономит временной ресурс.

Величина причинённого ущерба занижена страховщиком

Если собственник автомобиля подозревает, что величина ущерба, который установил страховщик, не соответствует реальному положению дел, тогда прежде всего необходимо организовать повторную экспертизу повреждений. Для этого необходимо обратиться к независимому и квалифицированному специалисту. На такой осмотр необходимо пригласить все стороны – представителя страховой конторы, потерпевшего и виновного водителя. Этот факт лучше всего задокументировать.

Дополнительно необходимо потребовать у страховой компании акт о возникновении страхового случая. В документе должно быть описано дорожно-транспортное происшествие, сумму ущерба, величина и расчёт страхового возмещения. В соответствии с действующим законодательством, страховщик обязан предоставит данный документ не позже, чем через три дня после получения запроса.

После этого достаточно сравнить заключения страховщика и независимого эксперта. Это позволит определить, была ли занижена величина ущерба либо нет.

Внимание! Важно понимать, что такие действия помогут лишь тогда, когда компенсация была перечислена на банковский счёт собственника автомобиля или выдана наличными. Если организация выполняла восстановительные работы, тогда привлечение независимого эксперта ситуацию не изменит.

При обнаружении нарушения и значительно заниженной величины реальной стоимости полученных дефектов необходимо постараться решить спор в досудебном либо судебном порядке.

Как известить страховую компанию

Порядок получения выплат по ОСАГО говорит о необходимости извещения страховщика о случившемся ДТП в течение определенного законом периода. Обязанность водителя сделать это зафиксирована в ст.11 закона «Об ОСАГО» и ст.961 ГК РФ. Если проигнорировать требования нормативных документов, страховщик вправе отказать в выплате возмещения либо выставить застрахованному лицу регрессные требования.

По правилам, действующим в 2019 г., срок уведомления страховой составляет 5 рабочих дней вместо ранее действовавших 15. Хотя эта норма носит обязательных характер, пропускать 5-дневный срок нежелательно. Для исключения недоразумений со страховщиком, ставить его в известность об инциденте обязаны обе стороны: и виновник аварии, и потерпевший.

После того как происшествие зафиксировано, нельзя допускать бесконтрольного развития событий по сценарию страховой фирмы. Нужно контролировать действия аварийного комиссара, не доверяя его мнению по поводу размера ущерба.

Как понять, было ли занижение выплаты

Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.

Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.

Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.

Если разница в значениях суммы возмещения полученной самостоятельно и рассчитанной СК не превышает 10%, такое расхождение считается допустимой погрешностью. Суд не будет считать это недоплатой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *