- КОАП

Основания для изменения границ земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для изменения границ земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение границ земельного участка — комплекс мероприятий, направленных на уточнение размеров территории и при необходимости внесения изменений в действующую документацию. Документально это фиксируется только при условии фактического смещения территориальной зоны в ту или иную сторону.

Важное в процедуре изменения границ

Изменение границ земельного участка имеет свои особенности, которые заключаются в двух следующих способах:

  • Без внесения корректировок в площадь территории. Представляет собой проведение межевых линий на местности с уточнением всех поворотных углов без сдвигов сторон участка. Возможно некоторое перераспределение земельных участков со сдвигом, в ходе которого площадь участка остается прежней. В таком случае границы могут передвигаться, как в длину, так и в ширину.
  • С изменением площади. Такое возможно при объединении, разделении, а также выделении отдельной доли надела. В результате после проведения изменения границ появится новая площадь территории. В некоторых случаях один участок разделяется на две-три части. Обычно такое происходит при возникновении спорных вопросов между наследниками пая или придомовой территории. В случае выделения определенной доли, участок, из которого изъяли некую площадь, остается основным, а новый (доля) считается второстепенным.

Обратите внимание, что заказать изменение границ земельного участка может непосредственный владелец или человек, недовольный захватом площади. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Как изменить границы после межевания?

Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.

В такой ситуации при необходимости изменить границу в первую очередь собственник участка обращается в Росреестр для возможности внесения действительных сведений.

Стандартной процедурой является отказ в таком действии, поскольку порядок для образования межевого плана был соблюден.

Далее владелец надела для защиты своих прав обращается в судебный орган, где в результате рассмотрения заявления и приложенных документов определяют правомерность такого действия и кадастровый инженер из организации, куда обратиться собственник, выполняет составление нового межевого плана.

Если решение суда будет положительным, то с постановлением необходимо обратиться снова в Росреестр, специалисты которого на основании новых данных по границам участка должны внести сведения.

Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – работа на местности.
  3. Камеральный или отчётный.

Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов с оборудованием;
  • заказчик работ;
  • его соседи.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

Как уточнить границы участка?

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Читайте также:  Правовой компас: от чего зависит размер алиментов

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

Уточнение местоположения границ земельных участков

  • УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
  • ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

  1. а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
  2. б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
  3. в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».

В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

  • ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
  • Документы, на основании которых проводится уточнение границ
  • Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
  1. Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
  2. К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
  3. 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

Как изменить границы земельного участка?

Можно ли изменить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Владельцы отдельных участков земли довольно часто используют свои наделы в сложившихся границах.

Не многим из них приходит в голову мысль проверить документы на землю и сверить данные. Однако иногда им приходится столкнуться с такой проблемой.

Например, соседи начинают спорить, утверждая, что они забрали часть их земли. Или в документах на землю обнаружилось несоответствие фактических данных сведениям, содержащимся в едином кадастре.

Или владелец хочет официально присоединить к своему участку часть используемой земли. Во всех этих случаях потребуется уточнение границ имеющегося участка.

По результатам произведенных уточнений они могут измениться в сторону уменьшения или увеличения. Кроме того, границы могут сдвинуться, а площадь земельного надела остаться прежней.

В любом случае собственники самостоятельно изменять параметры принадлежащих им участков не могут. Для этого необходимо привлечение специалиста, который проведет комплекс соответствующих работ.

Порядок и условия процедуры

Порядок изменения границ земельного надела

Стоит сразу оговориться, что изменять можно только уже установленные границы. Если участок не сформирован, его границы вообще не определены, то и менять нечего.

Для установления новых границ придется произвести процедуру межевания участка. Осуществлять ее могут только специалисты, имеющие соответствующую лицензию.

Они именуются кадастровыми инженерами, могут работать как самостоятельно, так и в составе геодезических компаний. С указанным лицом заключается договор на проведение данных кадастровых работ.

Специалисту должны быть предоставлены для ознакомления все имеющиеся на землю юридические и технические документы.

Далее в определенный день он приезжает на место и производит необходимые замеры. При этом должны присутствовать и соседи смежных участков. Установленные границы согласуются, заносятся в документ.

На основе полученных данных составляется межевой план. С ним уже можно обращаться в регистрирующие органы для внесения изменений.

Приостановки по внесению сведений в ГКН о квартире

Получение сведений из ЕГРН для кадастрового учета

Читайте также:  Пленум ВС разъяснил исчисление срока погашения и порядок снятия судимости

Один из ярких примеров, когда правительство думает, как упростить выдачу сведений из реестра простым гражданам, и об инвестициях в экономику.# Кадастровые работы
По квартирам:

внесение изменений в части площади (после перепланировки). Собственник квартиры получает приостановку, когда изменилась площадь или появились перегородки. Почему Кадастровая палата приостановила решение по внесению изменений? Причин очень много, это даже могут быть банальные опечатки, например, префикс с суффиксом не сошелся. Причины от технической до механической. Когда при регистрации изменений в кадастр попадают неверные, ошибочные данные по вине специалиста или, как перенесенные из неверно оформленных исходных документов, то ошибка подлежит исправлению и инициатором этого может выступить любое заинтересованное лицо, кадастровый орган или суд. Уполномоченный орган о выявленной ошибке выносит решение и она должна быть устранена
в течении 5 дней
.

Когда необходимо проводить такую процедуру?

Причины для процедуры размежевания могут быть самыми разными, как и основания для этого, и сам порядок внесения новых данных. Наиболее частая причина – исправление ошибки, которая попала в государственный кадастр. В таком случае информация в реестре противоречит фактическим границам (площади) участка, и это законное обоснование переноса границ земельного участка и уточнения его площади.

Вторая распространенная причина – инициатива собственника, который хочет уточнить ограничивающую участок линию, и внести их в кадастровый паспорт и план участка. Эта процедура проводится, если при оформлении документации (например, при подготовке участка к продаже) обнаружились расхождения данных.

Еще одна частая причина – уточнение межи на следующих основаниях:

  • обновление данных перед проведением сделок купли-продажи, дарения;
  • планируемое возведение объектов недвижимости;
  • если в кадастре недвижимости отсутствуют актуальные данные по участку или обнаружены ошибки и превышения норм погрешностей по поворотным точкам и контурам;
  • по инициативе собственника.

Вопросы при изменении границ земельного участка

  • Что такое изменение границ земельного участка и изменение кадастровых границ земельного участка? Регистрация изменения границ земельного участка. Основания изменения границ земельного участка?
  • Обязательно ли изменение границ земельного участка с изменением площади? Как внести изменения в границы земельного участка и его площадь?
  • Внесение изменений в границы земельного участка, порядок изменения границ земельного участка и изменение местоположения границ земельного участка
  • Кто ведет учет изменений границ земельного участка? Изменение границ земельных участков поставленных на кадастровый учет. Кадастровый учет изменений границ земельного участка. Кто принимает решение об изменении границ земельного участка?
  • Перераспределение границ земельного участка с изменением площади, установление и изменение границ земельных участков
  • Изменение границ земельного участка без изменения площади. Изменение границ части земельного участка. Изменения координат границ земельного участка
  • Исковое заявление об изменении границ земельного участка, заявление на изменение границ земельного участка
  • Изменение описания границ земельного участка, изменение описания местоположения границ земельного участка

Выборочная судебная практика

К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому — иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков. В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано — причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились — суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы. Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.

К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется. Однако судебное решение — является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд. Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.

Читайте также:  Министерство здравоохранения

Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка) — Юридическое агентство «Адилханов и партнеры»

  • Главная страница » Публикации » Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
  • Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
  • Порядок уточнения границ земельного участка с увеличением его площади (Оформление «прирезки» земельного участка)
  • В каких случаях можно уточнить границы земельного участка?
  • Если не установлена смежная граница с соседним земельным участком (смежным землепользователем).
  • Если фактическая используемая площадь земельного участка, больше площади, указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте. При этом, фактические границы должны существовать на местности пятнадцать и более лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (забора, стеной здания) или объектов естественного происхождения (природные объекты: деревья, кустарник и пр.).
  • Если площадь, указанная в документах предшествующих лет в отношении земельного участка (техническом плане, инвентаризационной карточке, картографическом плане, схеме расположения земельного участка и пр.) больше площади указанной в правоустанавливающем документе (свидетельстве о собственности), но не более величины предельного минимального размера земельного участка в соответствующем населенном пункте.

Земельные юристы агентства «Адилханов и партнеры» имеют успешную судебную практику по делам об уточнении границ земельных участков с увеличением его площади. Юридические услуги нашего агентства включают полный спектр

Каков порядок уточнения границ земельного участка в досудебном порядке?

  • Обращение к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка.
  • Уведомление всех заинтересованных лиц (смежных землепользователей, с кем смежные границы не установлены) о проведении кадастровых работ и составлении межевого плана земельного участка.
  • Подписание акта согласования границ со всеми смежными землепользователями, с кем смежные границы не установлены.
  • Обращение в Кадастровую палату с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении границ уточняемого земельного участка.

Как начать процедуру изменения границ?

За услугой проведения замера границ следует обратиться в геодезическую компанию или в кадастровую палату с заявлением.

К нему прилагаются:

  • Документ, подтверждающий правовладения ЗУ.
  • Кадастровая выписка.
  • Ситуационный план.
  • Документ, разрешающий внести изменения в государственный кадастр.
  • Паспорт заявителя.

После того, как заявитель предоставил необходимые документы, он заключает договор и оплачивает услуги с геодезической компанией о проведении кадастровых работ.

Если межевание проводятся повторно, то владелец участка должен обосновать необходимость повторного проведения кадастровых работ и предоставить межевое дело.

Обоснованием может служить:

  • Решение суда.
  • Административный акт.
  • Решение Росреестра.

Главное условие для проведения работ – участок должен иметь регистрацию в государственном кадастре.

Согласно распоряжению Правительства РФ N-2236-p от 01.12.2012 г., которым утверждена «дорожная карта», призванная повысить качество госуслуг в области кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав и сделок с ней, владельцам земельных участков следует выполнить все необходимые процедуры по определению границ участков до 2020-го года. Не выполнив этих требований, полноправно распоряжаться своим участком, включая проведение сделок купли-продажи или дарения, собственники не будут иметь возможности. Несмотря на это мало кто понял всю серьезность и потребность установления земельных границ, поскольку на протяжении 2020-2020 годов провести данную процедуру желающих оказалось немного.

Еще почитать: Положена Ли Единовременная Компенсация За Вред Здоровью Гражданам Из Подразделения Особого Риска В Подпунктах А * Г * Не Имеющих Инвалидности 15701 91 Р.

Специалисты кадастровой службы считают, что максимальное количество обращений относительно проведения межевания будет в конце 2020-го, когда собственники участков начнут понимать, что продать, поменять или оформить дарственную на недвижимость они не смогут. Причем наличие правоустанавливающих документов на участок роли никакой не играет. Кроме этого следует учитывать, что для оформления новых построенных объектов также потребуется план межевания.

Основания для проведения

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности

(ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *