Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение ПФР и ФСС с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Льготный тариф страховых взносов
Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.
В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):
- российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
- российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
- российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
- организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
- организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
- организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
- НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
- студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.
Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:
-
работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;
-
проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;
-
иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;
-
студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.
Какова величина единого тарифа страховых взносов?
Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ единый размер страховых взносов устанавливается в отношении взносов на:
-
обязательное пенсионное страхование;
-
обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ);
-
обязательное медицинское страхование.
С 2023 г. единый тариф страховых взносов составляет 30% в пределах установленной единой предельной величины расчетной базы и 15,1% сверх нее.
Другие единые тарифы страховых взносов установлены для прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета РФ:
В отношении кого применяются |
Единый тариф страховых взносов |
Примечание |
Основание |
|
В пределах расчетной базы | Сверх расчетной базы | |||
Прокуроры |
2,9% |
5,1% |
Отсутствуют взносы на обязательное пенсионное страхование |
п. 4 ст. 425 НК РФ |
Сотрудники Следственного комитета РФ |
||||
Судья федеральных судов |
||||
Мировые судьи |
Подведем итоги по вопросам страховых взносов в 2023 году.
- Вместо разных платежей на страхование работников и исполнителей работодатели будут перечислять единый тариф страховых взносов в следующих размерах: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после.
- Размер единой предельной величины базы для взносов составит 1 917 000 рублей, без разделения на пенсионное и социальное страхование.
- Субъекты МСП будут платить взносы за работников на прежних условиях: 30% в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ.
- На 1 января 2023 года минимальная зарплата составит 16 242 рубля.
- Единый тариф страховых взносов будут перечислять не позже 28-го числа следующего месяца (вместо 15-го числа).
- Фиксированная сумма взносов за себя для ИП, глав и участников КФХ составит 45 842 рублей.
- Изменятся формы и сроки сдачи отчетности по работникам, подробности смотрите в календаре бухгалтера.
Пониженные тарифы страховых взносов
Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):
Категория | Тариф до 2023 года | Тариф с 2023 года |
СМП | 15% сверх МРОТ | 15% сверх МРОТ |
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму | 7,6% | 7,6% |
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации | 20% | 7,6% |
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов | 14% | 7,6% |
Члены летных экипажей | 0,0% | 0,0% |
Пониженные тарифы страхвзносов в 2022 году
В 2022 году субъекты МСП в сфере общепита получили новые льготы по страхвзносам, при условии, что они соответствуют критериям, указанным выше по коду ОКВЭД, среднесписочной численности, размеру доходов и среднего заработка.
Иные компании, включенные в реестр МСП, имеют право применять пониженные тарифы. Их размер — 15% с выплат сверх МРОТ (аа. 17 п. 1 ст. 427 НК). А в пределах лимита страхвзносы считаются по стандартной ставке 30%.
Для перехода на льготные тарифы страхвзносов субъекты МСП не подают заявление. Кроме того, право на сниженные тарифы не зависит от кода ОКВЭД, указанного в реестре МСП (Письмо ФНС от 12.08.2020 г. № СД-4-3/12972). Для использования права необходимо лишь быть включенным в реестр МСП.
Расчет страхвзносов для этих плательщиков производится таким образом:
Часть зарплаты в пределах МРОТ |
Часть зарплаты свыше МРОТ |
|
Тариф взносов для субъекта МСП |
|
|
Общий размер тарифов по страхованию |
30% в пределах МРОТ |
15% с суммы зарплаты свыше МРОТ |
Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:
Страхователи | ПФР | ФСС | ФОМС |
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. | 20,0 | ||
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.
Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности |
20,0 | ||
ИП на ПСО | 20,0 | ||
IT-компании и фирмы | 8,0 | 2,0 | 4,0 |
Участники проекта «Сколково» | 14,0 | ||
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму | 6,0 | 1,5 | 0,1 |
Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.
Рейтинг популярных вопросов
Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?
Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.
Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?
Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.
Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?
Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.
Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.
Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.
Функциональные особенности внебюджетных фондов
Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.
Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.
К функциям государственных внебюджетных фондов относят:
- влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
- обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
- оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
- предоставление денежных займов для иностранных государств.
Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.
ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.
Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.
Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:
- ВБФ имеют целевую направленность;
- средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
- большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
- имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;
Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:
- Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
- Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
- ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
- Правовой режим денежных средств.
- Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.
Страховые взносы ИП за себя в 2021 году – кому, сколько и когда платить
Независимо от наличия у предпринимателя наемного персонала, он обязан оплачивать свое страхование. Эти выплаты не зависят от размера его дохода, а ограничиваются фиксированной суммой. Если доход ИП больше, на разницу выплачивается 1% дополнительно.
Наглядно показывает страховые взносы в 2021 году, ставки, таблица ИП за себя:
Назначение взноса |
Размер выплат за год | Дата оплаты |
Пенсионное страхование в ФНС |
32 448 руб. |
до 31.12.21 |
Медицинское страхование в ФНС |
8 426 руб. |
до 31.12.21 |
Дополнительные выплаты в ПФР |
1% от дохода свыше 300 000 руб. |
до 01.07.22 |
Внимание!
Величина всех платежей ограничивается суммой 259,584 тысячи руб.
Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году
Для некоторых категорий работников предусмотрены дополнительные страховые взносы, которые устанавливаются в результате исследований условий труда. Этот тариф не заменяет основной, а выплачивается совместно с ним. Рассчитывается он, исходя из уровня опасности работы на данном предприятии или конкретной должности таким образом:
- опасные – 8%;
- вредные – от 7% до 2%, в зависимости от уровня наносимого здоровью вреда;
- допустимые и оптимальные – 0%.
Если экспертиза для оценки СОУТ не была проведена, то дополнительная ставка автоматически будет установлена в размере 6% для профессий, обозначенных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013. Те, которые отмечены в пунктах 2-18 части 1 статьи 30, будут дополнительно облагаться 9% по дополнительному тарифу.
Работодатель обязан вносить страховые взносы в установленный законом период. Отчисления за сотрудников, работающих в штате, должны быть внесены не позднее 15 числа каждого месяца. Допускается исключение только в случае, если на эту дату выпадает праздник. Тогда их можно внести на день позже.
Оплата с ИП, занимающегося деятельностью без привлечения наемных работников, должна вноситься до 31 декабря текущего года, если его прибыль не превысила 300 тыс. руб. Если лимит превышен, окончательный срок сдвигается на 1 июля следующего, за отчетным, года.
Если в установленный период средства не поступили на счета страховых фондов, предприниматель облагается штрафными санкциями.
- При задержке уплаты более чем на 1 день, ежедневно начисляется пеня в размере 1/300 от тарифной ставки в течение 30 дней. После этого ставка повышается до 1/150.
- Если опоздание произошло неумышленно, взимается 20% от суммы невыплаченного сбора. Например, если были неправильно проведены расчеты. Подобные ситуации предусмотрены законом и прописаны в налоговом кодексе Российской Федерации (пункт 1, параграф 122).
- Если доказано намеренное уклонение от выплат, то есть работодатель осознает незаконность своих действий, но не предпринимает шагов для исправления ситуации, налагается штраф в 40%.
Однако, если имела место задержка обязательного платежа, но налоговая отчетность была предоставлена вовремя и с правильными расчетами – достаточно будет оплатить только пеню и внести необходимую сумму страхового взноса. Штраф наложен не будет.
В случае длительного злостного уклонения, либо, если сумма долга превышает 200 тыс. руб., уже поднимают вопрос об уголовной ответственности для работодателя. ИП может ожидать временный запрет на продолжение предпринимательской деятельности, принудительные работы или тюремное заключение сроком до 1 года.
Особое значение имеет предельная величина базы для начисления страховых взносов. Она представляет собой сумму дохода, определенный лимит, при достижении которого работодатель получает право снизить процент платежей в фонды. Ориентиром служит размер среднего заработка за год, величина которого ежегодно утверждается Правительством РФ.
В 2019 году были утверждены пределы страховых взносов на 2020 год: на пенсионное страхование база составляет 1 млн. 292 тыс. руб., на соцстрахование – 912 тыс. руб. По медицинскому страхованию предельная сумма не формируется, понижение ставки не предусматривается.
Какой будет база для страховых взносов в 2021 году, пока точно не известно. Все определит индексация среднего заработка в 2020 году – исходя из этого, Правительство утвердит необходимые коэффициенты. Свежая информация публикуется в конце года.
Все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников и регулярно выплачивающие им заработную плату и другие льготы, тратят деньги на страхование своих сотрудников. И есть несколько видов вкладов:
- на медицинское страхование;
- на пенсионное страхование (с целью формирования будущей пенсии работника);
- на социальное страхование: при декретном отпуске и наступлении временной нетрудоспособности, а также при развитии профессиональных заболеваний и травм во время работы.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ право проводить налоговые проверки возложено на налоговые органы, к которым относятся центральный аппарат и территориальные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По запросу налоговых органов в проверках вправе принимать участие органы налоговой полиции.
В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1 и ст. 36 первой части Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции имеют право:
проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции;
беспрепятственно входить в любые производственные и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) при наличии достаточных оснований и в случаях, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов иными способами невозможно.
Налогоплательщики имеют право потребовать от представителей налоговой полиции предъявления служебных удостоверений. Для представления сотрудникам налоговой полиции каких-либо внутренних документов, кроме бухгалтерской отчетности, являющейся по законодательству публичной, они обязаны предъявить предписание на осуществление соответствующих действий. Если речь идет о налоговой проверке, то это должно быть предписание на участие сотрудников налоговой полиции в проверке организации, подписанное руководителями соответствующего налогового органа и органа налоговой полиции. Если же речь идет о следственных действиях в связи со встречной проверкой какой-либо другой организации, должно быть предписание на осуществление соответствующих действий.
Если налоговые полицейские настаивают на изъятии документов фирмы, то и они, и представители фирмы должны руководствоваться ст. 94 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что сотрудники проверяющего органа обязаны предъявить мотивированное постановление об изъятии документов, подписанное руководителем проверяющего органа. Должен быть оформлен протокол изъятия документов, составленный в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса РФ, к которому прилагается опись изъятых материалов. Необходимо помнить, что документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат (п. 5 ст. 94 Налогового кодекса).
Кроме того, согласно ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации при изъятии документов с них должны изготавливаться копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. В том случае, если невозможно изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Срок возврата подлинников изъятых документов налогоплательщику законодательством не установлен. При этом указанный срок не должен превышать разумного срока, необходимого для производства по делу о налоговом правонарушении. Исключение составляют случаи передачи этих документов в правоохранительные органы для производства расследования по делам о преступлениях.
Самый эффективный способ избежать неприятных взаимоотношений с налоговой полицией — не допускать налоговых правонарушений.
Во-первых , нужно установить строгий порядок оплаты: наличные деньги должен принимать только кассир турфирмы в специально отведенном месте и только в рублях.
Во-вторых , необходимо четко и правильно оформлять все первичные документы (приходные кассовые ордера со сквозной нумерацией, путевки по форме ТУР-1 со сквозной нумерацией и др.).
В-третьих, необходимы жесткие должностные инструкции, запрещающие менеджерам фирмы принимать оплату от клиентов и устанавливающие персональную материальную ответственность за допущенные нарушения.
В-четвертых , вовремя платить налоги.
Аналитик онлайн-бухгалтерии «Небо» Дарья Вахотина в ходе своего вебинара рассказывает о существующем порядке начисления зарплаты и страховых взносов. Также она демонстрирует на конкретном примере, как предприниматель должен правильно рассчитать необходимые к уплате страховые взносы, и отвечает на вопросы слушателей. Вебинар проведен компанией «Небо».
Тема нашего сегодняшнего вебинара — «Отчисления во всех внебюджетные фонды». Мы с вами рассмотрим два основных вопроса – это порядок начисления зарплаты и страховых взносов и посмотрим, как рассчитать страховые взносы на конкретном примере. По традиции, я вас прошу готовить ваши вопросы к концу нашего вебинара, я с удовольствием на них отвечу. Если нет возражений, то начнем.
В чем суть реформы внебюджетных фондов
С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.
Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:
-
Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.
-
Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.
-
Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.
После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.
Что изменится для бизнеса:
-
Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.
-
Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.
-
Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.
-
Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.