- КОАП

Письмо-отказ от участия в тендере

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Письмо-отказ от участия в тендере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.

Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.

К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.

Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.

Чтобы отозвать заявку, поданную на участие в открытой электронной закупке, необходимо сформировать с использованием функционала электронной площадки отзыв и подписать его электронной подписью.

Если участник отзывает свою заявку до окончания срока её подачи, то она считается отозванной с момента подписания отзыва на электронной площадке. В случае если заявка отзывается с момента подведения итогов закупки до размещения в ЕИС проекта контракта — с момента, когда оператор площадки направил отзыв заказчику и в ЕИС.

Если конкурс закрытый или аукцион проводится не в электронной форме, то отзыв заявки нужно направить заказчику. С момента его получения заказчиком заявка считается отозванной (ч. 11 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).

Как отменить электронный аукцион ?

Если нарушите порядок отмены аукциона, ФАС обяжет заказчика провести закупку, а контрактный управляющий заплатит штраф в 30 000 руб. Рассказываю, как отменить аукцион правильно с учетом практики ФАС и судебных споров. Заказчик вправе отменить электронный аукцион.

Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион отменяют:

  • при нехватке средств;
  • из-за ошибок в документации;
  • по итогам общественного обсуждения закупки;
  • по предписанию контрольного органа;
  • по решению суда.

Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАС

Заказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:

  • установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
  • составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
  • прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
  • указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.

Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).

Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?

Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.

Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.
Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.

Читайте также:  Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке

Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?

Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.

Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?

Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015). Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14). Совет: как отменить аукцион, если вышел срок

Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.

Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Пример: о нарушении срока отмены закупки

1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС.

Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года.

По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.

Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:

  • заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
  • заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
  • подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.

Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).

2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе.

Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год.

Последствия отказа от заключения контракта

Незаконный отказ влечет определенные правовые последствия, как для победителя, так и для заказчика.

Отказ заказчика возможен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В остальном ему грозит штраф пятьдесят тысяч рублей. Помимо этого, победитель может принудить в судебном порядке заключить контракт, а также взыскать убытки.

При отказе победителя, он признается уклонившимся от заключения сделки. Заказчик направляет в ФАС заявление о внесении участника в РНП. В реестр его включают на два года. После включения, отказавшегося в реестр, обеспечение заявки не возвращается. С участника также могут быть взысканы убытки, возникшие в результате уклонения.

Разнообразные цели, которые диктуют получение отказных писем

Есть целый перечень случаев, когда инстанции по надзору могут потребовать весьма специфические документы на соответствие требованием ряда нормативов. К таким документам относят: заключения, сертификаты, декларации и отказные письма. Последние, если они предоставлены из уполномоченных центров сертификации, помогают опровергнуть необходимость получения таких документов, являются разъяснительным документом официальной категории. Особенно они важны в торговле, дистрибуции и при обращении в таможенные органы.

В свете последнего отказные письма и подразделяют на две категории:

  • «для торговли»;
  • «для целей таможенного оформления».

Этому документу по силам устранить практически любые формальные препятствия для свободного обращения товаров в условиях свободного рынка. В ряде случаев без особых помех избавить заинтересованных лиц от часто необязательных, а нередко довольно длительных по времени и дорогущих процедур по подтверждению качества.

Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.

Читайте также:  Как защищаться от обвинений в мошенничестве.

Отказ от подписания контракта

Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?

Говоря строго, выигравший участник не может отказаться от подписания договора с заказчиком. Даже указанное повышение затрат не служит для этого веской причиной. Предусмотрено, что все непонятные моменты участник должен был уточнить у заказчика на этапе подачи предложений. А если заявка была подана, то участник продумал все риски и согласился с условиями контракта.

Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о поставщике будут включены РНП. Это плохо отразится на его репутации и лишит возможности участвовать в закупках на 2 года.

Рассмотрим 3 неофициальных способа отказа от подписания контракта. Но следует помнить, что все они связаны с риском попадания в РНП.

  • Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
  • Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
  • Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.

Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене

В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.

Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом

В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.

Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:

1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;

2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;

3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Отмена электронных аукционов — действия и последствия

Согласно ч.3 ст. 36 ФЗ-44 извещение об отмене аукциона заказчиком должно размещаться в ЕИС в сети Интернет, а также, он обязан уведомить всех участников торга, подавших заявки, о принятии этого решения, если у него есть контакты данных исполнителей.

Стоит отметить, что заказчик не вправе давать доступ к документам, поданным в электронной заявке, участников. Необходимо в период, не позже одного рабочего дня после принятия решения, внести правки в план-график.

После размещения извещения об отмене аукциона по 44-ФЗ в ЕИС, электронная торговая площадка, на которой размещался аукцион, за один час должна уведомить о нем всех участников, заявивших желание принять участие в закупках. На электронную почту, которую указали при аккредитации на данной ЭТП, оправляется письмо, содержащее извещение об отмене, а также причины принятия данного решения.

В заключении можно сказать, что заказчик может отменить проведение закупок, главное, чтобы это соответствовало правилам и регламентам, установленным законодательством.

ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Обычно отказ от участия в тендере разрешается и считается совершенно нормальным. Это не личное оскорбление компании или руководителя. Возможно, существуют пункты, которые вас не устраивают, либо вы их просто не можете выполнить по каким-то причинам, тогда и смысла нет участвовать, а отказ – правильное решение.

Отказ от подписания контракта поставщиком 44-фз

Возвращение денежных средств проводится в течение 5-ти рабочих дней (при проведении конкурса или закрытого аукциона), а прекращение блокирования счета – в течение 1-го рабочего дня (при проведении электронного аукциона), если наступают такие случаи: 1) подписан протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или протокол подведения итогов электронного или закрытого аукциона.

Этот пункт действителен только для проигравших торги участников; 2) подписан контракт с единственным участником торгов; 3) заказчик отменил торги.

Читайте также:  Как самому собрать аптечку для автомобиля — закон 2023

В этом случае обеспечение возвращается всем участникам после размещения в ЕИС решения об отмене торгов и доведения его до сведения участников закупки; 4) заявка участника торгов отклонена (в том числе по причине предоставления участником недостоверной информации в отношении своего соответствия установленным требованиям).

Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке. Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях.

Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин.

Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:

  • внесудебный (административный);
  • судебный.

1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).

Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.

Виды закупок на ЕАТ «Березка»

  1. Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ:
  • закупка до 600 тыс. руб. (п.4 ст.93 44-ФЗ)
  • закупка до 600 тыс. руб. (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
  • закупка лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
  1. Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ– в случаях, предусмотренных Положением о закупках
  2. Закупки заказчиков, не попадающих под действие 223-ФЗ и 44-ФЗ. Они проводятся в соответствии с внутренними нормативными документами (положения о закупке, регламент о закупках и пр.)
  3. Закупка с определенным участником. Новый вид закупок, которые могут проводиться бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями по 44-ФЗ или заказчиками по 223-ФЗ, указанными в ч.2 ст.1 223-ФЗ в случаях, когда:
  • невозможно определить победителя по результатам проведения закупочной сессии в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ либо ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ за исключением упрощенной закупки, определенной п.7.2 Регламента ЕАТ «Березка»
  • если победитель закупочной сессии уклоняется от подписания контракта

Также обратите внимание, что закупка с определенным участником может проводиться иными лицами, зарегистрированными на ЕАТ, с использованием ЕАТ в соответствии с условиями раздела 7 Регламента ЕАТ «Березка».

Указанное правило вступает в силу с 01.12.2021 г.

  1. Закупка у исключительного поставщика (подрядчик, исполнитель)– закупка у поставщиков, с которыми Заказчик, используя ЕАТ, может заключить контракт в соответствии с п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 1 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.

Закупка у исключительного поставщика

Исключительный поставщик (подрядчик, исполнитель) – лицо, с которым заказчик, используя ЕАТ, может заключить контракт в соответствии с п.1, п.8, п.29, ч.1 ст.93 44-ФЗ и п.1 ч.2 ст.1 223-ФЗ (п.7.3 Регламента).

В частности, по 44-ФЗ могут быть заключены контракты:

  • с субъектами естественных монополий (услуги электроэнергии, тепловой энергии)
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа)
  • по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ
  • заключение договора энергоснабжения/договора купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии

При помощи закупки у исключительного поставщика по 223-ФЗ могут быть заключены контракты:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями
  • субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод

Исключительный поставщик с использованием своей информационной системы:

  • формирует проект контракта в структурированном виде
  • направляет подписанный с применением усиленной квалифицированной подписи проект контракта в личный кабинет заказчика на ЕАТ

Здесь следует сказать, что Регламентом ЕАТ «Березка» предусмотрена такая система, она доступна только определенным участникам.

Заказчик после получения проекта контракта с использованием функционала ЕАТ в срок, установленный исключительным поставщиком:

  • подписывает проект контракта с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или формирует протокол разногласий с указанием замечаний к проекту контракта
  • направляет подписанный контракт или протокол разногласий поставщику в информационную систему исключительного поставщика

В случае, если заказчик не осуществит этих действий, то по истечении срока подписания контракта со стороны заказчика, ЕАТ автоматически отправляет сообщение об этом в информационную систему исключительного поставщика.

После получения протокола разногласий к проекту контракта исключительный поставщик с использованием своей информационной системы совершает следующие действия:

  • формирует новый проект контракта в структурированном виде и подписывает его, либо отказывается от совершения сделки
  • направляет подписанный с применением усиленной квалифицированной электронной подписью проект контракта в личный кабинет заказчика на ЕАТ

Комиссионный сбор при такой закупке не может составлять более 1% стартовой цены и более чем 2 тыс. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *