Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создаем резерв по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.
Создание резерва в налоговом учете
Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:
-
на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;
-
при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;
-
по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:
Способ создания резерва по сомнительным долгам | Что собой представляет способ |
Интервальный | При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки |
Экспертный | Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена |
Статистический | Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду |
Отражение в бухучете формирование резерва
Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам», предназначенный для учета резервов. Основные проводки по формированию и использованию резерва будут следующими:
Хозяйственная операция | Д | К |
На дату формирования резерва | ||
Создание резерва по сомнительным долгам | 91 | 63 |
На дату списания резерва | ||
Списание безнадежного долга за счет резерва | 63 | 62 (60,76,58-3) |
На дату восстановления резерва | ||
Восстановление резерва | 63 | 91 |
Если контрагентом погашается задолженность, то проводка формируется такая же, как если бы проводилась простая оплата от покупателя — Д50 (51) К62(76).
Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.
Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.
В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.
Какую сумму долга можно включить в резерв
В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.
Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.
Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.
Проводки в бухгалтерском учёте
Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).
Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.
Операция | Проводка |
---|---|
Создан резерв по сомнительным долгам | Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам» |
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) | Дт 63, Кт 91 |
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода | Дт 63, Кт 91 |
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства отложенный налоговый актив |
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства» Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам» |
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва | 2-2 |
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв считается оценочным значением (п. 3, 4 ПБУ 21/2008), и его вариации фиксируются в бухучете того периода, когда они происходили. Поэтому начисления в резерв производят с периодичностью предоставления финансовой отчетности. При организации резерва чаще всего предприятия придерживаются требований налогового учета, поскольку порядок его формирования в бухучете строго не определен.
Методы расчета резерва применяют разные. Избранный способ следует утвердить в УП, указав критерии, которыми бухгалтер будет руководствоваться при расчете. К примеру, при методе экспертной оценки ориентируются на показатели платежеспособности дебитора, а при расчете резерва по сомнительным долгам, зависящем от периода просрочки устанавливают соответствующий процент отчислений.
При создании резерва, соблюдают такие условия:
- В него не входят суммы полученных авансов;
- При определении величины резерва можно ориентироваться на п. 3 ст. 266 НК РФ, придерживаясь установленного 10-типроцентного размера от выручки и условий сроков резервирования. Если же порядок образования резерва будет отличным от продиктованного в НК РФ, то возникают:
- несоответствия из-за различного установления сроков резервирования, влекущие за собой возникновение временных разниц, следствием которых станет образование отложенных налоговых активов (пп. 8, 11, 14 ПБУ 18/02);
- диссонанс, если резерв превысит 10% от выручки. В этом случае резерв по сомнительным долгам (ПБУ 18/02 пп. 4,7) провоцирует образование постоянных разниц.
Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.
Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:
- по истечению трех лет;
- если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
- в случае устранения и ликвидации контрагента;
- под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
Отчисления в резерв признаются в составе внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ). Обязательным условием для создания резерва, определения его размера является инвентаризация дебиторской задолженности, проведенная в последний день отчетного (налогового) периода. Таким образом, если организация приняла решение о формировании резерва, она обязана провести инвентаризацию «дебиторки» на последний день отчетного и налогового периодов. Причем создавать резерв задним числом на основании результатов инвентаризации по состоянию на более позднюю дату, чем дата создания резерва, недопустимо — расходы на его создание наверняка будут исключены из расчета налоговой базы .
——————————-
Постановление ФАС ВВО от 12.09.2005 N А11-762/2005-К2-21/48.
Налоговым кодексом не установлены правила проведения инвентаризации, поэтому применяется порядок инвентаризации, определенный для целей бухгалтерского учета . Руководитель организации должен издать приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), утвердить состав инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации (данные актов сверки) отражаются в акте инвентаризации (форма N ИНВ-17 ).
——————————-
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Постановление Госстандарта России от 18.08.1998 N 88.
По данным инвентаризации бухгалтер определяет задолженность, которую нужно включить в резерв.
В первую очередь, законодатели разделили правовое регулирование двух ситуаций. Когда фирма создает резерв по сомнительным долгам:
- по окончании налогового периода (по налогу на прибыль это календарный год – ст. 285 НК РФ);
- в течение календарного года.
Для первой ситуации законодатели уточнили, что размер формируемого резерва по сомнительным долгам, который фирма рассчитывает по итогам налогового периода, как и прежде, не может быть выше 10-ти процентов выручки минувшего календарного года.
Появилось более детальное правовое регулирование второй ситуации. Абзац 5 п. 4 ст. 266 НК РФ в новой редакции допускает возможность при расчете резерва ориентироваться на выручку отчетных периодов – квартала, полугодия, 9-ти месяцев. Однако введено жесткое ограничение. Его размер не может быть выше большей из величин:
- 10% от выручки за прошлый налоговый период;
- 10% от выручки за идущий отчетный период.
Выручку плательщики налога на прибыль продолжают считать по правилам для доходов от реализации. Этот вопрос регулирует статья 249 НК РФ.
Задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав
Может ли организация при расчете резерва по сомнительным долгам учитывать дебиторскую задолженность, возникшую в связи с реализацией имущественных прав? Из определения сомнительного долга, приведенного в п. 1 ст. 266 НК РФ, следует, что сомнительным долгом для целей налогообложения прибыли признается любой долг перед налогоплательщиком, возникший в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Напомним, что для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Работой является деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). А услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Под имуществом в Налоговом кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом (п. 2 ст. 38 НК РФ).
Общая информация в части формирования резерва по отпускам
Под резервом на оплату отпусков понимается специфический источник накопления средств компании, который должен расходоваться на предоставление компенсаций сотрудникам за неизрасходованный отпуск и выплаты взносов во внебюджетные структуры. Такой резерв создается в текущем периоде на будущий, то есть, подобная мера является стратегической для предприятия.
В 2021 году рассматриваемый резерв должны формировать все компании, что обеспечивает персонал фирмы соответствующими гарантиями. Данное положение закреплено в Приказе Минфина РФ (ПБУ 8/2010) № 167-н от 13.12.2010г., а также в ФЗ № 402 от 06.12.2011г.
Резерв на создание отпусков должен формироваться на отчетную дату, например:
- на каждое 30/31 число ежемесячно. Несмотря на то, что данный вариант является наиболее трудозатратным, он, тем не менее, наиболее популярный и одобряемый контролирующими инстанциями, так как при таком темпе оформления документации по резерву сведения о ресурсах значительно легче держать под контролем;
- на итоговую дату завершения квартала. Рассматриваемый способ формирования резерва является менее трудозатратным чем первый, и наиболее показательным относительно демонстрации эффективности конкретных затрат компании;
- последний день года – 31 декабря. Это наиболее простой вариант создания резерва, однако он правомерен исключительно для тех предприятий, которые подают отчетность раз в год.
Конкретную дату формирования резерва компания должна определять самостоятельно, закреплять ее в Учетной политике и в дальнейшем следовать установленному правилу.
Наиболее распространенными бухгалтерскими проводками в рамках процедуры формирования резерва по отпускам являются:
- Начислен резерв: Д-т − 20, 25, 26, 44, 08 и т.д., К-т – 96. При этом в балансе данная сумма должна отражаться в графе 1540.
- Начислены отпускные средства из резерва: Д-т − 96, К-т – 70.
- Начислены взносы во внебюджетные структуры: Д-т 96, К-т – 69.
Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам списываются в состав внереализационных расходов на последние число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК).
Однако необходимо учитывать, что сумма резерва рассчитывается исходя из величины сомнительных долгов перед налогоплательщиком, а списываются за счет резерва лишь те долги, которые признаны безнадежными в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 266 Налогового кодекса. Поэтому может возникнуть ситуация, когда по итогам отчетного (налогового) периода суммы резерва, включенные в состав внереализационных расходов, будут неравны общей сумме долгов, признанных за этот период нереальными к взысканию.
Если сумма резерва превышает сумму безнадежной задолженности, то вы можете перенести остаток на следующий отчетный (налоговый) период, предварительно скорректировав его величину так, как указано в п. 5 ст. 266 Кодекса. Если же на следующий период резерв не создается, то сумму остатка необходимо включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК).
Может случиться и так, что суммы сформированного резерва будет недостаточно для списания всех безнадежных долгов. Это возможно, например, если в отношении величины резерва применялось 10-процентное ограничение, установленное абз. 5 п. 4 ст. 266 Налогового кодекса. В таком случае сумму безнадежной задолженности, непокрытую за счет резерва, можно единовременно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК).