- Наследование

29. ПОКАЗАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ИХ ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «29. ПОКАЗАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ИХ ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).

Дополнительные полномочия для гражданских лиц

Замечание 1

Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.

Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.

Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.

Замечание 2

Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.

Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.

Замечание 3

Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.

Комментарий к ст. 40.1 УПК РФ

1. Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Примечательно, что согласно п. 17 ст. 5 начальником органа дознания может считаться не только сам руководитель соответствующего органа (например, ОВД), но и всякое «должностное лицо органа дознания… уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом». Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания (см. коммент. к ст. 40). Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания — начальником органа дознания.

2. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 неотложные следственные действия производят, в частности, органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151, причем в названных пунктах ч. 3 данной статьи речь идет буквально не об органах дознания как таковых, а о дознавателях соответствующих органов дознания. Одновременно согласно п. 7 ст. 5 дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Более того, согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, начальник подразделения дознания вправе, в частности, поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. Если исходить из буквального толкования указанных норм, может сложиться впечатление, что дознаватели специализированных подразделений дознания могут привлекаться к производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия . Однако, на наш взгляд, такой вывод будет правилен далеко не всегда. Например, в ОВД на специализированные подразделения дознания, относящиеся по своей ведомственной принадлежности к милиции общественной безопасности , не распространяются полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий в порядке ст. 157. Так, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, отнесено к основным задачам лишь криминальной милиции как составной части органа дознания — ОВД (ст. 8 Закона РФ «О милиции»). В то же время полномочия милиции общественной безопасности в составе ОВД распространяются на расследование только тех преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (ст. 9 Закона РФ «О милиции»).

———————————

Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. N 368 (сейчас отмененном), начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» // СЗ РФ. 2000. 11 дек. N 50. Ст. 4905.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю может иметь место во всех прочих случаях.

Читайте также:  Каким пенсионерам дадут 10 тысяч по указу президента в 2023 году

4. Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Согласно п. 4 ч. 1 этой же статьи он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя. На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

Кто такие дознаватели?

Дознаватели, так же как и следователи, имеют право на проведение следственных действий во время расследования уголовного дела. Но при его проведении в форме дознания процедура по привлечению подозреваемого в качестве обвиняемого обычно не выполняется. По окончании расследования составляется обвинительный акт.

Дознаватели имеют право:

— проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;

— принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях.

Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:

— осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;

— применять меры принуждения, которые разрешены законом;

— действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;

— осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Кто уполномочен проводить дознание:

— органы внутренних дел;

— сотрудники органов таможенных служб;

— органы госнаркоконтроля;

— сотрудники органов пограничной службы.

Кто такой дознаватель?

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.
Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Дополнительные сведения

В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

Главные отличия дознавателя от следователя

Помимо уже упомянутого выше различия (заключающегося в сложности расследуемых ими дел), между дознавателем и следователем существует еще целый ряд важных отличий. Их краткий перечень выглядит следующим образом:

  • следователь имеет право забрать дело у дознавателя, а вот обратное — невозможно;
  • в отличие от следователя, вся деятельность которого заключается исключительно в проведении следственных действий по расследуемому делу, у дознавателя гораздо больше работы — он также должен участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях, осуществлять профилактику правонарушений и т. д.;
  • сроки ведения дознания и предварительного следствия (по делам, которые требуют такого следствия) также отличаются между собой — на предварительное следствие (а его могут проводить только следователи) дается максимум 10 дней, и оно не может быть продлено, на дознание отводится 30 суток, причем при необходимости его сроки могут быть пролонгированы.

В заключение данного раздела статьи, чтобы еще раз проиллюстрировать тот факт, что деятельность дознавателей отличается от работы следователей, можно упомянуть о том, что в системе органов внутренних дел России установлен даже отдельный праздник — День дознания МВД.

Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия

  • Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
  • К ним относятся: Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Органы Федеральной службы судебных приставов России; Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; Органы Государственного пожарного надзора.
  • Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах; Руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.
  • Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями.
Читайте также:  Увеличен размер ежегодной выплаты Почётным донорам России

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответ. специализированное подразделение, которое осуществляет предварит. расследование в форме дознания, а также его заместитель. Не все органы дознания имеют свои специализированные подразделения.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью.

Обязанности дознавателя ОВД

Обязанности дознавателя ОВД – это служебные обязанности, которые должен осуществлять в соответствии с установленным законодательством дознаватель органов внутренних дел.

Основой любой судебной работы является предварительное расследование, а одним из способов предварительного расследования выступает дознание. Правовой основой дознания является Инструкция органов дознания.

В ходе дознания предусмотрены определенные действия: неотложные следственные, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, в соответствии с которым является обязательным производство предварительного следствия для выявления и фиксации следов и улик преступления, доказательств, которые требуют немедленного закрепления, изъятия, изучения; процессуальные действия; розыскные меры, или меры, которые принимает дознаватель, следователь, орган дознания для установления лица, которого подозревают в свершении преступления.

Процесс дознания заключается в следующем:

  • принятие заявления с сообщением о преступлении и проверка действительности факта преступления;
  • следственные действия по выявлению следов преступления, установление личности, преступившей закон до возбуждения уголовного дела;
  • принятие решений по результатам расследования о возбуждении / не возбуждении уголовного дела;
  • передача дела в суд, прокуратуру после выяснения всех обстоятельств по делу.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

  • проводит обзорные лекции;
  • выступает с сообщениями перед населением;
  • делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Читайте также:  Как проверить данные 6-НДФЛ с помощью аналитических отчетов

Обвинительный акт и знакомство с делом

Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.

Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).

Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).

Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.

Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.

Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.

Имейте в виду

Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.

Начальник органа дознания

Начальник органа дознания — руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:

1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;

2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;

3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;

4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;

5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.

Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения». А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.

Полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении регламентирован ст. 144 УПК РФ.

Таким образом, отменить незаконное или необоснованное постановление следователя о возбуждении уголовного дела может только руководитель следственного органа.

Собирание доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других субъектов, заключающуюся в поисках и обнаружении источников информации, получении ее из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке. Одной из важнейших процессуальных функций следователя со стадии возбуждения уголовного дела является собирание доказательств. Надзор за соблюдением разумных сроков на стадии возбуждения уголовного дела? Основным способом собирания доказательств является производство следственных действий. Помимо того начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полным комплексом полномочий, как дознавателя, так и начальника подразделения дознания.

А в случае, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, начальник подразделения дознания наделяется также полномочиями руководителя этой группы. Под группой здесь понимается действующая, к примеру, в РУВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *