Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфискация орудия или предмета административного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 27.1 КоАП РФ закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания.
Имущество, не подлежащее конфискации
Как указывает ст. 446 ГПК, человека нельзя лишать:
- единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
- мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
- принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
- топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
- семян, предназначенных для засевания;
- домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
- оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
- денежных средств в размере прожиточного минимума;
- детского пособия, пенсии и других социальных выплат.
Комментарии к статье 3.7 КоАП РФ, судебная практика применения
В п.п. 23.2, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Конфискация как вид административного наказания
В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
Недопустимость конфискации. Когда изъятие имущества не является конфискацией?
При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании
Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства
Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.
Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения:
Конфискация культурных ценностей, являющихся орудием совершения или предметом правонарушения в области таможенного дела в собственность Российской Федерации
Вопрос 1. Обязан ли судья суда общей юрисдикции, арбитражный суд при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, решения по делу о привлечении к административной ответственности указать на то, что обращение соответствующего имущества производится в собственность Российской Федерации или в собственность субъекта Российской Федерации?
Ответ. В случае нарушения российскими и иностранными лицами правил вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей в отношении таких лиц возможно применение предусмотренного санкциями статей гл. 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушения таможенных правил)») административного наказания в виде конфискации культурных ценностей как орудия совершения либо предмета административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Из указанной нормы КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.
Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1).
Правовое регулирование, в частности порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации, а также вывоза и ввоза культурных ценностей относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры (ст. 37 Основ законодательства о культуре).
Какое имущество нельзя конфисковать?
Ст. 446 ГПК РФ предусматривает перечень имущества, в отношении которого запрещается конфискация. В этот перечень входят:
- единственное место проживания осужденного и его семьи;
- земля, на которой возведен дом, являющийся единственным местом проживания;
- земля, предназначенная для ведения хозяйства;
- семена, предназначенные для посева;
- скот, птица, а также строения, в которых они содержаться, если это основной источник существования граждан;
- необходимая мебель;
- вещи, постельное белье, посуда, обувь, одежда и средства гигиены;
- топливо, предназначенное для приготовления пищи или отопления;
- предметы, которые используются гражданином для ведения профессиональной деятельности (к примеру, ноутбук, мобильный телефон, скрипка и т.д.);
- деньги в размере прожиточного минимума;
- социальные пособия.
Чтобы избежать проблем, рекомендуется сохранять чеки, подтверждающие права на владение имуществом. При их отсутствии доказать что-либо можно с привлечением свидетелей.
Конфисковать имущество возможно только по решению суда на основе закона о конфискации имущества. Конфискация проводиться судебными приставами на основании исполнительного листа и строго в объеме там указанном. На имущество гражданина накладывается арест, имущество передается на хранение ответственному лицу на основании описи и акта приема. Документы составляются в присутствии понятых, судебного пристава, должника. Составленные документы в срок до 5 дней направляются лицу, у которого проводилась конфискация, для того чтобы он мог обозначить имущество, которое не может быть изъято. На практике процесс описывания и изъятия имущества может проводиться до нескольких недель.
Конфискация денежных средств, вкладов и счетов происходит в ином порядке. Судебные приставы направляют в финансовое учреждение запрос, в котором имеются размещенные денежные средства ответчика в виде счетов, депозитов или вкладов. В запросе указывается постановление об изъятии размещенных денежных средств ответчика и реквизиты счетов для их переводов.
Таким образом, конфискация на сегодняшний день выступает как мера уголовного характера и представляет собой изъятие имущества из собственности одного гражданина в пользу другого гражданина или государство. Согласно УК РФ имеется 74 уголовных статей, которые влекут за собой применение такой уголовной меры как конфискация имущества. Кроме того конфискация может быть проведена в административном порядке без решения суда в случаях изъятия имущества для компенсации невыполненных обязательств владельца, контрабандных товаров, денежных средств, нелегально переведенных на заграничные счета, орудий совершения преступлений, наркотических средств, предназначенных для употребления.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые, согласно положениям гл. 23 КоАП РФ, вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 Кодекса федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов.
К числу лиц, которые вправе произвести осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, следует отнести должностных лиц: органов внутренних дел (милиции); органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; налоговых органов; таможенных органов; пограничных органов и пограничных войск; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; органов рыбоохраны; органов государственного горного и промышленного надзора; многих других федеральных органов исполнительной власти.
В частности, в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право при наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества и др.
Осмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести осмотр, законному представителю юридического лица или иному сотруднику, являющемуся в этот момент старшим в данной организации, индивидуальному предпринимателю (а в его отсутствие работнику, выполняющему функции старшего) предъявить документы, подтверждающие его личность и должностное положение, а также документы или вещи, другие предметы, служащие орудием или непосредственным объектом правонарушения.
КоАП РФ определено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (ст. 27.8). Термин «представитель» юридического лица или индивидуального предпринимателя в данном контексте явно неудачный, ибо в соответствии со ст. 25.5 представителем значится участник производства по делу об административном правонарушении, который оказывает юридическую помощь потерпевшему, в том числе потерпевшему юридическому лицу.
Видимо, в данном случае под представителем законодатель имел в виду какого-либо сотрудника юридического лица или работника индивидуального предпринимателя. Думается, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов должен осуществляться в присутствии законного представителя юридического лица или иного сотрудника, исполняющего в этот момент роль старшего в данной организации (или наделенного соответствующими полномочиями), индивидуального предпринимателя, а в его отсутствие — работника, выполняющего функции старшего.
Согласно ст. 27.8 КоАП РФ об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе. И в этом контексте термин «представитель» юридического лица или индивидуального предпринимателя неудачен. Видимо, в протоколе должны быть указаны сведения о законном представителе юридического лица или ином сотруднике организации, присутствовавшем при осмотре, сведения об индивидуальном предпринимателе или ином присутствовавшем при осмотре работнике.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов отражаются также сведения об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках товаров, предметов и иных вещей, относящихся к совершенному правонарушению (например, о материале, форме, размере, цвете предмета, сорте и качестве изделия и т. д.), в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках обнаруженного оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах необходимых документов.
В протоколе делается запись и о применении фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным присутствовавшим при осмотре сотрудником юридического лица или работником индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его сотрудника, индивидуального предпринимателя или его работника от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Порядок конфискации имущества судебными приставами
- Суд выносит приговор.
- Составляется исполнительный лист и направляется судебным приставам.
- На собственность накладывается арест.
- Составляется акт приема и акт описи имущества (в присутствии понятных, а также пристава и должника).
- Акт приема и описи направляют должнику в течение 5-ти дней, чтобы он указал на собственность, не подлежащую отчуждению.
- Имущество передается в распоряжение государственных органов.
Порядок конфискации имущества судебными приставами описан кратко, чтобы вы представляли последовательность действий.
На практике все регламентируется сроками, процедура растягивается на 2-5 недель.
Краткие итоги специально для тех, кому лень читать весь материал:
- Конфискация имущества в уголовном праве РФ с 2003 года не рассматривается как наказание, а считается мерой уголовно-правового характера.
- УК содержит перечисление 74 преступлений, за которые предусматривается конфискация. Конфискация предусматривается за терроризм, призыв к террористической деятельности (в том числе и с использованием сети «Интернет»), отмывание денег, вовлечение/принуждение к проституции, оборот наркотических средств, взяточничество и другие преступления.
- Статья 104.1 УК РФ содержит 4 категории имущества, которое может подлежать конфискации.
- Перечень имущества, не подлежащего конфискации, находится в ст. 446 ГПК (но все зависит от особенностей совершенного противозаконного деяния).
- Имущество может передаваться потерпевшему или же в собственность государства.
- Порядок и процедура конфискации регулируются в ГПК, основанием является судебный акт. Исключением являются так называемые «таможенные преступления» (ввоз незадекларированного товара и другие). В таком случае конфискацию вправе осуществлять и сотрудник таможенной службы без решения суда.
В статье мы разобрали основные моменты, связанные с конфискацией имущества в уголовном праве РФ. В УК 2021 года конфискация как мера уголовно-правового воздействия предусмотрена за 74 вида преступлений. Помните, что окончательное решение принимает суд, он же определяет правовое положение вещей.
Сложности применения конфискации
Практическое применение конфискации связано со следующими сложностями:
- Сложные формулировки в законе, неограниченный перечень имущества (например, «иное имущество», «иные доходы» и т. д.).
- Не всегда удается установить наличие материальных благ и их местонахождение, подтвердить, что именно они приобретены или получены преступным путем.
- Если предыдущее все же сделать удалось, то нередко возникает следующая преграда – установление факта того, что третьим лицам, у которых находится имущество, известно или должно быть известно о том, что оно добыто преступным путем. На физических лиц законом обязанность устанавливать происхождение имущества не возложена. То есть при передаче преступником незаконно полученного имущества знакомым, они не обязаны спрашивать у него, что это за имущество и откуда оно.
Установление имущества, подлежащего конфискации.
В данной норме законодатель определил задачи и мы рассмотрим каждую в отдельности. Так, под предупреждением преступлений законодатель обязал должностных лиц, органов осуществляющих ОРД, проводить оперативно-розыскную профилактику, направленную в первую очередь на выявление причин совершения преступленийи условий, им способствующих. Из сказанного можно сделать вывод о том, что пределы действий Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» безграничны, объектом могут быть любые граждане и окружающие нас движимые и не движимые предметы. Так, например, лицо, освободившееся из мест лишения свободы в силу своего возможного антисоциального поведения, может быть объектом ОРД, и в силу ряда сложившихся условий от него можно ожидать совершения преступления. Другой пример, факт отсутствия сигнализации и охраны на охраняемом объекте может привести к преступному на него посягательству. В соответствии с чем, принятие мер сотрудниками правоохранительных органов к обеспечению охраны объекта тоже входит в круг оперативно-розыскных отношений, поскольку он может стать объектом преступных посягательств. На приведенных примерах напрашивается вывод о необходимости осуществления опосредственного оперативно-розыскного наблюдения.
Пресечение преступлений это проводимый должностными лицами, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность комплекс оперативно-розыскных мероприятий, состоящий из наблюдения, отождествления личности и других мер, направленных на поимку преступника с поличным, при покушении на преступление, т.е. на месте совершения преступления.
Одним из методов ОРД является личный сыск, посредством которого осуществляется борьба с преступностью на стадии пресечения. Такие преступления как карманная кража, раскрытие преступлений по «горячим следам» и другие, осуществляется путем личного сыска, в результате которого преступление раскрывается на стадии покушения на преступление. Названным методом правоохранительные органы пользуются прежде всего в случаях, когда другими методами выявить или раскрыть преступление не представляется возможным.
Выявление преступлений и лиц их замышляющих, совершающих и совершивших– задача, направленная на обнаружение преступных деяний и лиц их совершивших. С помощью оперативно-розыскных мероприятий, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность проводят мероприятия, направленные на обнаружение следов, лиц, совершивших или совершающих латентные преступления.
К таким преступлениям относятся – преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, преступления в сфере экономики, налогообложения, должностные преступления и многие другие. Эти виды преступлений являются длящимися, скрытными, зачастую себя никак не проявляющие. Угроза от них для общества и государства исходит в их массовости и безнаказанности виновных. В борьбе с этими преступлениями возложены обязанности на оперативные подразделения полиции и другие служб на которые указывает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности, путем добывания оперативно значимой информации и последующей ее реализации. Например: способом выявления незаконного сбыта наркотиков или обсчета и обвеса покупателей является такое оперативно-розыскное мероприятие, как проверочная закупка.
Раскрытиепреступлений – деятельность оперативных полиции, путем проведения комплекса гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, в целях обнаружения общественно-опасных деяний, установления и задержания лиц, их совершивших, розыска похищенного имущества и орудий преступления. Раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности возможно только применяя в основном такие негласные методы ОРД, как: разведопрос; наблюдение за образом жизни и поведением лиц, склонных к совершению преступлений; использование конфиденциального содействия граждан и многих других.
Необходимо отметить, что задачи выявления и раскрытия преступлений и установление лиц, их совершивших, следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальным законодательством, поскольку сам факт обнаружения события преступления является основанием для возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования. Наличие информации о лице, совершившем преступлении так же влечет ряд следственных действий, которые могут быть доказательствами о причастности этого лица к преступлению. Отсутствие тесной взаимосвязи оперативных подразделений со следственными работниками влечет утерю доказательственной базы и тем самым сводит на нет решение задач ОРД.
Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Данная задача представляет комплекс оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер, направленных на обнаружение и задержание лиц, которым предъявлено обвинение в совершении преступления; совершившим побег из под стражи; лицам, являющимся подсудимыми и уклоняющимся от правосудия, а так же совершивших побеги из мест лишения свободы.
Основанием для объявления их в розыск является копия постановления о предъявлении обвинения, приговор (определение) суда или заявление родственников в полицию о безвестном отсутствии гражданина по его постоянному месту пребывания. Данная задача входит в компетенцию подразделений уголовного розыска и регламентируется ведомственными нормативными актами по розыскной работе.
Преступления, предполагающие конфискацию
Конфискация имущества может быть применена только при совершении некоторых преступлений, к которым относят:
- Нанесение вреда физическому лицу и его здоровью.
- Нарушение прав избирателя.
- Преступления против интеллектуальной собственности.
- Противоправные деяния относительно несовершеннолетних.
- Некоторые преступления в сфере предпринимательской деятельности. Например, отмывание денежных средств и незаконная организация азартных игр.
- Некоторые финансовые преступления, такие как оборот поддельных денежных средств или коммерческий подкуп.
- Преступления террористической направленности.
- Организация преступных групп и связанные с этим преступления.
- Некоторые преступления в сфере наркотиков.
- Организация проституции или оборот порнографических материалов.
- Нарушение запрета на добычу редких животных.
- Коррупционные преступления.
- Преступления против государства типа измены.
Полный перечень преступлений указан в п. «а» в ч. 1 ст. 104.1 УК. Срок заключения или выбор иной санкции не имеет значения, конфискация не привязывается напрямую и основному наказанию.
Что указывается в постановлении об изъятии
Все действия по аресту и изъятию должны быть отражены в постановлении и акте описи, составляемом в месте нахождения имущества. В документы должны быть занесены следующие сведения:
- реквизиты пристава, должника и понятых;
- наименование арестованного и изымаемого имущества, описание и характеристика, а также сопроводительная документация или техническая документация;
- предварительная стоимость вещи, определенная приставом со слов должника и по своему умозаключению;
- информация об изъятии веши;
- указание на лицо, который будет выступать хранителем изъятого имущества;
- расписка хранителя о том, что ему разъяснены его обязанности, а также об ответственности за утрату хранимой вещи;
- замечания и возражения должника и понятых при наличии.
В случае изъятия технически сложных вещей, например, автомобиля, нужно указывать на его техническое состояние. Одновременно с арестом и отобранием автомобиля у его владельца пристав обязан вынести постановление о запрете регистрационных действий по отчуждению и направить его в ГИБДД.
Имущество, не подлежащее конфискации
Как указывает ст. 446 ГПК, человека нельзя лишать:
- единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
- мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
- принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
- топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
- семян, предназначенных для засевания;
- домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
- оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
- денежных средств в размере прожиточного минимума;
- детского пособия, пенсии и других социальных выплат.
Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:
- товарные чеки;
- гарантийные талоны;
- другие документы, идентифицирующие личность владельца;
- показания свидетелей.
Чем отличается «современная» конфискация имущества в уголовном праве РФ от той, которая была раньше?
Критерий для сравнения | Конфискация — наказание (в советское время и до поправок 2003 года). | Конфискация — мера уголовно-правового характера (с 2003 года) |
Что изымают? | Любое имущество(за исключением того, которое не подлежало изъятию). На практике это оборачивалось знаменитыми «раскулачиваниями». | Только виды имущества, которые конкретно указываются в статье 104.1. |
В пользу кого изымают? | Все имущество передается в собственность государства. | В пользу или государства (чаще всего), или потерпевшего. |
На основании чего изымают имущество? | Указание конфискации как санкции в конкретной статье УК. | Совершение преступлений, которые перечисляются в п. «а» в ч. 1 ст. 104.1 УК. |
Комментарий к статье 27.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении заключается в принудительном лишении лица, у которого находятся эти вещи и документы, возможности пользоваться и распоряжаться ими.
Основанием применения изъятия является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Вещи, предметы, документы изымаются в тех случаях, когда они обнаружены на месте совершения административного правонарушения, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там товаров и иного имущества. Изъятию подлежат вещи, предметы и документы, непосредственно связанные с совершением правонарушения, в том числе:
— являющиеся орудиями совершения правонарушения;
— являющиеся предметами административного правонарушения;
— документы, имеющие значение доказательств по делу.
2. Норма об изъятии документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, отсутствовала в КоАП РСФСР. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ). Например, по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности к ним относятся товарно-транспортные документы, сертификаты, книги учета товаров, черновые записи, складские карточки учета товаров и т.д. Изъятие таких документов позволит провести ревизию, инвентаризацию, бухгалтерскую экспертизу. Акты о проведении указанных мероприятий также будут являться доказательствами по делу об административном правонарушении.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ).
3. Предметы, вещи, документы могут изыматься не только у лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, но и у иных лиц — свидетелей, потерпевших, законных представителей несовершеннолетних и юридических лиц, у которых они находятся. При этом не имеет значения, находятся они у этих лиц на праве собственности, пользования, распоряжения и т.д. Так, например, при производстве по делу о подделке штампа или печати (ст. 19.23 КоАП РФ) эти предметы, являющиеся предметами административного правонарушения, могут быть изъяты не у изготовителя, а у лица, которому они были переданы, проданы.
Изыматься могут и бесхозяйные вещи, если они, соответственно, являются орудиями, предметами административного правонарушения или имеют значение доказательств по делу. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Например, при пресечении незаконной торговли изымаются продукты, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество и данные производителя, и при этом собственника установить невозможно. В дальнейшем судьба подобного имущества решается в судебном порядке.
4. Изъятие предметов, вещей и документов предполагает лишение лица права пользоваться и распоряжаться ими, они хранятся в специально отведенном месте, определенном уполномоченным должностным лицом, до принятия решения по делу об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (ч. 3 ст. 26.7 КоАП РФ). Для хранения изъятых вещей в органах внутренних дел и других органах, должностные лица которых уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, оборудуются специальные помещения со стеллажами, обитой металлом дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией. При отсутствии такого помещения выделяется специальное хранилище (сейф, металлической шкаф достаточного размера). При рассмотрении дела изъятые вещи могут быть конфискованы, направлены на переработку, уничтожение либо возвращены лицу, у которого они были изъяты.
В отдельных случаях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, может возвратить владельцам изъятые у них вещи и до принятия решения по делу, если будет признано, что это не явится препятствием для его правильного разрешения.
5. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях обнаружения их на месте совершения правонарушения, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, транспортного средства.
В случаях обнаружения вещей, предметов и документов, подлежащих изъятию, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества их изъятие осуществляется только должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Для изъятия объектов, обращение с которыми требует наличия определенных навыков, точного фиксирования их качественных характеристик, индивидуальных признаков и определения стоимости привлекаются соответствующие специалисты.
При изъятии обязательно присутствие двух понятых. Если изъятие производится в процессе применения другой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (досмотра, осмотра помещений), то участие понятых должно обеспечиваться с начала осуществления этой меры, а не с момента изъятия предметов и документов.
6. Законодательством предусмотрены особые основания и порядок изъятия определенных предметов и вещей. К ним относятся, в частности, оружие, наркотические средства, алкогольная продукция.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях:
— грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ;
— нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ;
— аннулирования в установленном порядке лицензии и (или) разрешения;
— смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;
— ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия.
Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.
Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Порядок осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ определен Приказом МВД России от 17.12.2012 N 1107.
Как уберечь ценности от конфискации?
Лица, признанные должниками и являющиеся собственниками недвижимости и иных ценных объектов, могут сохранить большую часть своего имущества вполне законным путем, избежав взысканий со стороны исполнителей. Наиболее актуальные методы решения проблемы таковы:
- своевременно оформить брачный контракт, по положениям которого все имущество принадлежит или супруге, или супругу. Риск заключается в том, что муж или жена в дальнейшем могут воспользоваться доступной возможностью и при разводе другой стороне ничего не оставят;
- подарить имущество родственнику или близкому человеку. Риски в этом случае аналогичны предыдущему варианту – после закрытия дел одариваемый попросту не захочет возвращать ценности;
- предоставить исполнителям судебного решения квитанции или чеки, которые доказывают, что собственником дорогостоящего имущества является другой человек, несмотря на тот факт, что все эти вещи расположены в единственном доме должника;
- ходатайствовать об отсрочке на основании отсутствия возможности своевременно выполнить решение суда. Для достижения цели потребуется заполнить заявление с приложением документов, подтверждающих наличие уважительных причин;
- обжаловать решение суда. Как показывает судебная практика, данный вариант преимущественно используется для того, чтобы выиграть время, так как добиться избавления от наказания почти невозможно. Но в дополнение нарушитель получает в среднем полтора месяца на то, чтобы рассчитаться со взыскателями. Также это время можно потратить на действия для гарантии сохранности имущества.
В любом случае, не рекомендуется доводить дело до суда. Даже при использовании многочисленных лазеек и инструментов нивелирования последствий должнику все же придется расстаться со своим имуществом. Суть в том, что судебные приставы на своем опыте знают о возможных вариантах, поэтому будут всячески препятствовать их успешной реализации. К примеру, за исполнителями закреплено право признавать недействительными сделки, заключенные должником в последнее время.
Итак, конфискация имущества проводится как дополнительная мера наказания и в целях удовлетворения требований кредиторов. Процедура реализуется в строго регламентированном порядке. Нарушение установленных положений дает право должнику ходатайствовать о прекращении взыскательных действий в его отношении. Поэтому так важно знать особенности и нюансы всей процедуры – от вынесения судом обвинительного решения, до изъятия имущества в пользу государственных органов/пострадавшего лица.