Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать в случае ДТП с участием “служебного” транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начинается служебное расследование ДТП на предприятии с создания комиссии, которая займется разбором произошедшего. Обычно в нее включают руководителя или его заместителя, специалиста по охране труда, юриста.
Порядок проведения расследования
Выделяют следующие этапы разбирательства:
1. Осмотр места происшествия и определение:
- даты, времени, точного места;
- модели ТС, его государственного номера;
- числа пострадавших;
- технического состояния ТС, характера и степени повреждения его и груза;
- сведений о водителях, в том числе о его состоянии (здоров, трезв и т. д.);
- цели поездки и вида перевозки;
- информации о том, по назначению ли использовался транспорт;
- погодных и дорожных условий.
При осмотре места комиссия знакомится с протоколом осмотра места и транспорта, фиксирует общий вид произошедшего, осматривает документы.
Виды инструктажей по безопасности дорожного движения, оформление, порядок проведения
Всего существует 5 видoв инструктажeй пo БДД:
- * ввoдный;
- * предрейсoвый;
- * периoдический;
- * сезoнный;
- * специaльный.
Запрещенo дoпускать к работe нa линии вoдителей, нe прoшедших сoответствующих видoв инстрyктажей.
Ввoдный инстрyктаж пo БДД
Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.
Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.
Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:
- * oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
- * прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
- * особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
- * порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
- * oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
- * поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
- * пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
- * дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
- * oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
- * aнализ aварийности пo пpедприятию.
Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:
- Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: ФЗ №196 (1995).
- Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР №19 (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
- Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ №647 (1995).
- Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР №49 (1990). Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия. В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.
По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать. Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное Приказом №49. Документ разделен на смысловые блоки:
- Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
- Работники, ответственные за ход мероприятия.
- Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
- Действия представителей организации на месте аварии.
- Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
- Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.
Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства №647, едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса №22 (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.
Оформление Акта служебного расследования ДТП
Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:
- Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
- Характеризуются обстоятельства, место аварии.
- Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
- Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
- Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
- Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.
В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.
акта служебного расследования ДТП можно здесь.
Правила составления должностной инструкции для ответственного за БДД
Какая информация должна содержаться в четырех основных блоках должностной инструкции.
Раздел должностной инструкции | Информация |
Общие положения | В данном блоке должны быть описаны требования к квалификации сотрудника, полученным знаниям и опыту. Кроме того, нужно указать, кто принимает специалиста на работу, кто его руководитель. Необходимо также прописать, какими нормами законодательства должен руководствоваться сотрудник на занимаемой должности. |
Обязанности ответственного за безопасность дорожного движения | На этот блок следует обратить пристальное внимание. Здесь указаны основные обязанности специалиста. Важно прописать конкретные задачи, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с работником. |
Права сотрудника | Права у ответственного за БДД стандартные: право получать социальные гарантии от государства, повышать квалификацию, принимать решения в зоне своей ответственности.
Кроме того, специалист имеет право просить премии для водителей, которые показали себя как ответственные работники. Или же налагать дисциплинарные взыскания на тех подчиненных, которые нарушают требования работодателя. |
Ответственность | Этот блок должностной инструкции является общим для всех работников. Ответственность обозначена в общих чертах. Чаще всего прописаны общие фразы, например «в пределах положений актуального трудового/гражданского/уголовного законодательства РФ». |
Требования к ответственным за БДД.
На всех предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт, должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. То же самое касается частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками: они тоже должны назначить ответственного.
Руководитель предприятия издает приказ о назначении специалиста ответственным за БДД.
По сути, такой специалист – контролер: он контролирует безопасность. Поэтому его функции нельзя поручить специалисту по охране труда: функции контролера нельзя поручить исполнителю, а специалист по охране труда является как раз исполнителем в деле безопасности. Однако последний обязан оказывать методическую помощь специалисту по БДД. Работа транспортной службы и службы охраны труда на автопредприятии подчиняются одной задаче: минимизировать риск травматизма.
Функциональные обязанности в области обеспечения БДД различных служб АТП: службы безопасности движения, службы эксплуатации, технической службы и др
СЛУЖБЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И ДР.
Основные задачи и виды работ, выполняемые хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта (предприятиями) по организации автомобильных перевозок, базируются на обеспечении:
- — высокой квалификации, сознательности, работоспособности и дисциплинированности водительского состава;
- — надлежащего технического состояния и укомплектованности транспортных средств;
- — удовлетворительного состояния улично-дорожной сети и системы организации дорожного движения;
- — чёткого руководства и контроля за перевозками и использованием подвижного состава.
Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:
- Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
- Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
- Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
- Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
- Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
- Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
- В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.
Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Требования, предъявляемые к специалисту
Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.
При аварии с пострадавшими обязанности водителя при ДТП будут несколько иными. Главное — обязательно надо вызывать сотрудников ГИБДД. Также в первую очередь обязанностью водителя при ДТП с пострадавшими будет оказать доврачебную помощь, затем вызвать скорую помощь и полицию, а при необходимости — спасателей, например, если необходимо деблокировать жертву.
Если нужно срочно доставить человека в медицинское учреждение, а врачи по какой-то причине не могут оперативно приехать на место аварии, отправляйте раненых в больницу на попутке. Если попуток нет, один из участников аварии может самостоятельно отправиться с пострадавшим в больницу. Там он будет обязан предъявить паспорт, права, свидетельство о регистрации авто, а после вернуться на место происшествия.
Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Работнику предстоит:
- планировать и заниматься проведением профилактических мероприятий по предупреждению ДТП;
- выявлять, почему происходят аварии и нарушения ПДД;
- участвовать в создании локальных актов, касающихся БДД;
- контролировать допуск водителей к транспортным средствам, которыми они могут управлять согласно имеющемуся удостоверению.
Мероприятия по охране труда: план на предприятии
На начальника ложится меньше функций.
Среди них:
- приём на работу лица, отвечающего за БДД, и увольнение с занимаемой должности;
- контроль за аттестацией и обучением водителей;
- принятие плана профилактических работ;
- наложение наказаний при нарушениях инструкций.
Важно! Несмотря на то, что на руководителя возложено меньше обязанностей, в случае возникновения серьезного ДТП, его также будут привлекать к ответственности и даче показаний. В частности он будет отвечать за актуальность должностной инструкции специалиста по БДД.
Ответственность руководителя и специалиста
Уполномоченное лицо может быть наказано согласно ТК. В отношении работника обычно применяют дисциплинарные меры, а при неоднократном нарушении должностных обязанностей его могут уволить.
Если работник, ответственный за БДД, отсутствует, либо же человек, занимающий этот пост, не подходит установленным требованиям, обязанность обеспечения безопасности транспортного движения ложится на руководителя. За выявленные нарушения его могут наказать по ст. 12.31.1 КоАП, обязав выплатить штраф в размере:
- 20 000 рублей для должностных лиц;
- 100 000 рублей для юрлиц.
Внимание! Проверкой компании вправе заниматься Ространснадзор и ГИБДД.
Итак, в организации, пользующейся автотранспортом, должен присутствовать квалифицированный специалист, который занимается контролем за безопасностью движения т/с и разработкой профилактических мер. Руководитель принимает план профилактических мер, касающихся БДД, а для каждого уполномоченного лица издаётся отдельный локальный акт, регламентирующий его деятельность.
С какими проблемами можно столкнуться?
Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.
Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.
Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.
Особенности следствия
Телесные повреждения подразделяются на лёгкие, тяжёлые и средней тяжести.
В первом случае полагается наказание согласно КоАП, тяжёлые травмы расследуются в соответствии с УК РФ, по средним вердикт выносится в зависимости от отягчающих последствий — состояния опьянения или наезда на нескольких пешеходов.
Уголовное дело заводит начальник следственного отдела либо прокурор, однако пока оно не передано в суд, есть возможность договориться о примирении, с выплатой морального и материального вреда. Это возможно если не было смертельного исхода.
Когда материалы уже переданы в судебные органы, прекращение процесса возможно, но только если потерпевший подаст соответствующее ходатайство.
Кто должен составлять акт при ДТП?
После получения извещения о том, что служебная машина стала участником ДТП, издается специальный приказ по организации о создании экспертной комиссии, которая будет расследовать ситуацию. Она представляет собой группу должностных лиц, в состав которой входят:
- председатель;
- члены комиссии из числа работников компании.
В комиссию могут быть включены:
- руководитель предприятия;
- заместители руководителя;
- специалист по охране труда или технике безопасности (если имеется);
- бухгалтер (для произведения рассчётов относительно убытков);
- кадровые работники (которые могут предоставить сведения о водителе);
- любые другие должностные лица (согласно распоряжению администрации).
При необходимости могут быть задействованы независимые специалисты, имеющие соответствующие сертификаты (например, автоюристы, медэксперты).