Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт обследования жилищно-бытовых условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Вопрос
Как правильно: жилой или жилищный фонд?
Эти слова — из активного состава современной литературной лексики; по характеру системных связей они паронимы (см. статьи «Абонентный, абонентский, абонементный»).
Прилагательное жилищный имеет значение «относящийся к строительству, благоустройству жилья, к эксплуатации жилья, к административному управлению фондом жилых помещений». Толковые словари обычно толкуют это слово, отсылая к существительному жилище, — см., например, в «Словаре русского языка», изд. 2, т. 1, М., 1981, с. 485: «… прил. к жилище; в «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. М., 1997, с. 194: в составе словарной статьи жилище: …прил. жилищный». Жилой — такой, в котором живут (или проживают) люди, предназначенный для жилья, проживания.
Прилагательное жилищный употребляется главным образом в сочетании со словами, присущими деловому стилю, оно употребительно в официальных бумагах. Такие словосочетания представляют собой в подавляющем большинстве юридические, административные, номенклатурные термины: жилищное право, жилищный кодекс, жилищное законодательство, жилищное строительство, жилищные условия, жилищный фонд, жилищная квота, жилищная норма, жилищный сертификат, жилищное товарищество, жилищный кооператив, жилищная комиссия, жилищный отдел и т. п., а также устойчивые сочетания книжного характера: жилищный вопрос, жилищная проблема, жилищная политика, жилищная программа и т. п.Слово жилой тоже представлено в официальных бумагах, в сочетании со словами, обобщённо обозначающими жильё или жилище; список таких слов ограничивается в основном лексемами «помещение» и «площадь»: жилое(вые) помещение(я), жилая площадь. Между тем оно широко используется (во всяком случае по сравнению с прилагательным жилищный) в общелитературном употреблении и в разговорной (литературной) речи. Прилагательное жилой при этом вступает в сочетания со словами общеупотребительными, «нейтральными» по экспрессивной окраске, такими, как дом, квартира, чердак, подвал, этаж и под.
Различие в семантике, значениях рассматриваемых слов хорошо выявляется в текстах, в которых они употребляются одновременно. Например: «… жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы, дома-интернаты и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания» (Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992).
Разных по смыслу сочетаний с одним и тем же словом прилагательные жилой и жилищный не образуют. Есть синонимические словосочетания жилищный фонд и жилой фонд. Общепринятым, закреплённым в нормативных актах, в официальном словоупотреблении, терминологическим сочетанием является жилищный фонд. Словосочетание же жилой фонд допустимо в разговорной речи, поскольку оно соответствует словарному значению прилагательного жилой: «…предназначенный для жилья, проживания»; существительное фонд, как и в словосочетании жилищный фонд, обозначает совокупность известных предметов — в данном случае помещений, пригодных для жилья, проживания в них и таких, в которых уже живут люди.
Правильно
в официальной речи – жилищный фонд, в разговорной речи – жилой фонд.
Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4
Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.
Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.
Как проводится проверка жилищно-бытовых условий?
Сотрудники ООиП оповещают о проведении проверки заблаговременно, если речь идет об установлении опеки или усыновлении.
На месте обследования все выглядит так:
- В назначенный день работник ООиП приходит по месту жительства опекуна или усыновителя, знакомится с членами семьи. Заявитель обязан предоставить ему доступ во все комнаты, рассказать, где будет жить несовершеннолетний после определения опеки.
- Сотрудник оценивает условия, фиксирует все, проводит беседу со всеми проживающими на жилплощади.
- В момент проверки оформляется письменное согласие на опекунство от всех членов семьи старше 18 лет, но мнение детей тоже учитывается.
При необходимости сотрудник опеки вправе опросить соседей, чтобы получить краткую характеристику на опекуна или усыновителя.
Правила составления документа
Унифицированной формы акта обследования жилищно-бытовых условий нет, а его общая структура зависит от цели составления. Однако ко всем подобным документам предъявляются определенные требования.
В акте обследования жилищно-бытовых условий семьи должны присутствовать следующие пункты:
- Дата проведения проверки. Она может как совпадать с датой составления самого документа, так и отличаться от нее. Но составлять акт нужно не позднее, чем через 3 календарных дня после проверки.
- Наименование документа.
- Дата и место, где документ был издан.
- Перечень членов комиссии, с указанием их ФИО и должностей.
- Цель и основание проведения проверки.
- Адрес объекта исследования.
- Характеристика жилищных условий.
- Список лиц, проживающих по данному адресу, место их работы, уровень дохода, поведение, внешний вид.
- Перечень домашних животных (при наличии), чистота в квартире, обустройство мест для питомцев, соблюдение соответствующих правил гигиены и т.д.
Кроме вышеперечисленной информации, в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи могут присутствовать и другие данные, в зависимости от ситуации.
Теперь немного подробнее о том, как может составляться акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Далее описаны пункты документа, по мере внесения, сверху вниз.
Первая часть касается общей информации о недвижимости и жильцах:
- Наименование: “Акт обследования жилищно-бытовых условий”.
- Адрес объекта и тип (квартира, дом и т.д.).
- Состав комиссии.
- Кому принадлежит.
- Результаты обследования недвижимости: число комнат, площадь, благоустройство.
- Дата обследования.
- ФИО и должности лиц, которые проводили обследование.
Во второй части акта рассматриваются условия проживания несовершеннолетнего и, как следствие, состояние его здоровья, воспитания и образования:
- ФИО, дата рождения, место учебы ребенка.
- Данные родителей/опекунов ребенка: ФИО, дата рождения, место работы и занимаемая должность.
- Информация непосредственно о ребенке:
- Состояние здоровья. Уровень физического развития, признаки заболеваний, наличие или отсутствие следов психического или физического насилия.
- Внешний вид. Это касается общей гигиены и наличия подходящей одежды и обуви на все сезоны.
- Уровень образования. Насколько регулярно ребенок посещает образовательное учреждение, как у него обстоят дела с успеваемостью и, если есть сложности с учебой, чем они обусловлены (болезнь, переезд, участие во внеклассной деятельности и т.д.).
- Социальная адаптация. Это означает, насколько ребенок способен идти на контакт, какие он дает ответы на вопросы (полные или односложные), какие отношения с другими членами семьи (доброжелательные или конфликтные), может ли проявлять инициативу и т.д.
- Уровень воспитания. Как ребенок общается, состав его лексики, отношение к сложностям у других членов семьи.
Третья часть подробнее рассматривает состояние недвижимости, в которой проживает ребенок:
- Тип помещения: хрущевка, “гостинка”, наличие приватизации, общая площадь.
- Состояние дома, где находится квартира. Чистота в подъезде, наличие ремонта и другие подобные факторы.
- Чистота и уют (или отсутствие таковых) в самой квартире, наличие у ребенка отдельной комнаты и места для учебы и отдыха и т.д.
- Приблизительный уровень дохода семьи, не нуждается ли она в материальной помощи, если да – то в каком виде.
Заключительная часть включает две составляющие:
- Выводы о состоянии жилья и атмосфере в семье.
- Рекомендации для улучшения/исправления ситуации.
Кроме того, что данное обследование — это постоянная процедура в неблагоприятных семьях, её принято применять и в отношении улучшения условий жизни и воспитания к подопечным детям и семьям, планирующим взять ребёнка в опеку или усыновить.
Я сама лично проводила совещание с заместителями директоров школ и социальными педагогами и объясняла, как надо себя вести в семье ученика. Знать, что содержится в холодильнике, не обязательно, если это семья благополучная. Нужно посмотреть, как оборудовано рабочее место школьника. А если мама пьяная и папа пьяный, тогда надо и в холодильник заглянуть.
Мать , (фамилия, имя, отчество (при наличии) дата и место рождения , место жительства (адрес места жительства, подтвержденный регистрацией) , место пребывания . (адрес места фактического проживания и проведения обследования) Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность иместоработы,контактныетелефоны;режимихарактер работы; среднемесячный доход; иные сведения) .
Проверка понадобится при обращении несовершеннолетнего в медицинские учреждения – для того, чтобы выяснить характер полученных травм. О визите должностных лиц семья обычно предупреждается заранее. Но при жалобе на родителей со стороны соседей, педагогов исследование помещения и особенностей проживания ребёнка может быть проведено по инициативе органов социальной защиты.
В настоящее время уровень демографии стремительно поднимается. Если раньше родители останавливались на рождении одного ребенка, то теперь по статистике хотят как минимум двух.
Первый остается у инициатора обследования, второй отправляется в ООиП, если в помещении проживает ребенок.
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.д.; состояние: ветхий, аварийный; чистота комнат, посторонний запах и др.) финский щитовой дом, состояние дома удовлетворительное, в комнатах чистые полы, но вся мебель старая протертая, грязная.
Акт проверки в этом случае составляется в двух экземплярах не позднее 3-х дней после осуществления оценки. Оба экземпляра подписываются специалистом, проводившим проверку, и руководителем органов опеки и попечительства. Один экземпляр документа остается в органах опеки, а второй передается заявителю, проявившему желание быть попечителем или опекуном.
Методическая разработка на тему: акт обследования семьи.
Преобладающий стиль воспитания индифферентный. Санитарно-гигиеническое состояние в доме удовлетворительное.
Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).
Следует также сказать, что в большинстве случаев проверка проводится по предварительной договоренности проверяющего с семьей. Исключение составляют случаи проведения проверки в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, применяют насилие над ребенком в качестве воспитательной меры и т. п.
Точнее, понятие “Собес” из СССР уже нет, сейчас под этим термином подразумеваются Органы социальной защиты. Чтобы получить субсидию или льготу, гражданин обращается в местный отдел соцзащиты.
Особенности характеристики семьи в работе психолога
Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:
- кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
- структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
- наличие традиций;
- кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
- совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).
Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.
- Обратиться в местную администрацию и уточнить контакты соцзащиты (этот пункт можно пропустить, если заявитель знает, где находится соцзащита).
- Обратиться в органы социальной защиты населения и составить заявление на проверку.
- Получить талон, подтверждающий, что заявление принято и будет рассмотрено.
- После этого собирается специальная комиссия, которая будет рассматривать заявление.
- По результатам заседания комиссии назначается дата и время проверки, о чем информируют заявителя.
- В указанное время заявитель обязан предоставить доступ к жилому помещению.
- Проводится проверка, которая включает в себя не только осмотр жилья, но и общение с соседями, членами семьи заявителя, ответственными представителями ЖЭКа или УК (управляющей компании), участковым полицейским и так далее.
- Составляется акт обследования условий проживания.
- На документе проставляются подписи заявителя, членов его семьи, а также всех членов комиссии, которая проводила проверку.
- Акт полностью оформляется, проставляются печати и документ регистрируется. Только после этого одну из копий передают заявителю.
Эта проверка производится относительно несовершеннолетнего гражданина, например, опекаемого ребенка, школьника или даже студента, если последний еще не достиг совершеннолетия. В результате анализа данных и осмотра выявляются следующие особенности:
- Семья (полная или неполная).
- Уровень доходов родителей и, если актуально, самого несовершеннолетнего ребенка. Обычно указывается не просто одной цифрой, а с росписью: сколько приходится на каждого, куда тратятся деньги и так далее.
- Состояние здоровья ребенка.
- Соответствие помещения санитарно-гигиеническим нормам.
- Общая характеристика помещение.
- Состояние, качество и количество одежды и обуви.
- Психическое состояние ребенка, как он ведет себя, насколько адекватно и так далее.
- Наличие в квартире отдельных помещений или зон для отдыха или занятий ребенка.
Материально бытовые условия семьи какие бывают
Для чего составляется акт обследования жилищных условий Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.
Рекомендуем прочесть: Трудовой кодекс ст 80 увольнение пенсионера
От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.
Жилищно бытовые условия семьи какие бывают
В квартире чисто. Вещи, игрушки разложены аккуратно. Несовершеннолетнему созданы условия: имеется комната, где ребенок играет, занимается и отдыхает, есть компьютер, телевизор, игрушки, детский стол для занятий, также имеется спальное место – диван. В квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет число, опрятно.
- инспектора по делам несовершеннолетних детей;
- участкового полицейского или другого уполномоченного лица, занимающегося расследованием преступления, участником которого стал ребенок;
- представитель органов опеки по месту регистрации ребенка;
- представитель медицинского учреждения, куда обратился ребенок за получением медицинской помощи;
- социальный работник или психолог школы;
- работники СЭС, МЧС.
На какие обстоятельства обращают внимание
Поводом для изучения условий жизни ребенка является поведение и внешний вид ребенка (агрессивное поведение, отсутствие подходящей и опрятной одежды). Травмы детей являются отдельной причиной. Задача социальных служб – выяснить причины аварии и характер ущерба (был ли он причинен одним из родителей или тем, кто его заменяет).
Смена места жительства. Органы опеки изучают место предполагаемого нового проживания ребенка и решают, не стало ли им хуже.
Проверка осуществляется при поступлении в полицию или прокуратуру информации о совершении ребенком преступления. Его источником являются обращения граждан или сведения, полученные от работников этих органов при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Если ставится вопрос о возвращении ребенка в семью, из которой он был взят в детский дом, составляется новый акт освидетельствования жилищных условий.
Для чего составляется акт обследования жилищных условий
Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.
Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений о лишении родительских прав, их восстановлении, определении местожительства ребенка, усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.
От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании жалобы соседей, обращения врача.
Он составляется членами комиссии, которые оценивают условия, в которых проживает конкретная семья. Для его формирования можно не пользоваться унифицированным бланком, поэтому применяется свободная форма документа. Но в текст обязательно включаются данные о квартире или доме, а также всех жильцах недвижимости.
Акт ЖБУ – это официальная документация, позволяющая определить, при каких условиях проживают дети или семьи. Во время обследования жилого помещения учитываются следующие нюансы:
- наличие предметов, необходимых для обеспечения основных потребностей несовершеннолетних, к которым относятся продукты питания, одежда и обувь, а также элементы, необходимые для учебы и полноценного развития;
- состояние здоровья каждого члена семьи;
- внешний вид ребенка;
- наличие средств, необходимых для ухода, сна и игр;
- применение родителями мер, направленных на обеспечение безопасности отпрысков на основании их возраста;
- использование ограничений, предотвращающих доступ детей к лекарствам, опасным веществам или электрическим приборам;
- доход всех членов семьи;
- иные обстоятельства, которые могут стать причиной нанесения вреда здоровью или жизни ребенка, а также стать препятствием для нормального физического, духовного или нравственного развития.
Внимание! Обычно инициаторами проверки выступают представители органов опеки, которые не только осматривают недвижимость, но и общаются со всеми членами семьи, чтобы проверить взаимоотношения между ними, а также выявить, не применяются ли к детям меры психологического или физического насилия.
Основное предназначение акта заключается в выявлении всех условий проживания несовершеннолетних. Он используется перед оформлением ипотеки или попечительства или для продажи недвижимости, владельцем которой представлен ребенок. Он необходим для защиты прав и интересов несовершеннолетних. К основным ситуациям, когда формируется акт обследования жилищно-бытовых условий, относится:
- проведение судебного заседания, целью которого выступает лишение граждан родительских прав;
- подозрения относительно того, что родители не справляются со своими основными родительскими обязанностями, причем инициаторами могут выступать воспитатели детских садов, учителя школ или представители медицинских учреждений;
- обращение человека в органы опеки для установления опеки, патронажа или усыновления;
- выяснение условий, при которых живет ребенок, у которого резко ухудшились оценки в школе, а сам подросток стал вести себя агрессивно или нервозно;
- совершение преступления или правонарушения несовершеннолетним лицом, причем после такого он становится на учет в ИПДН;
- родители принимают решение продать недвижимость, часть которой принадлежит ребенку, поскольку для совершения такой сделки требуется разрешение от органов опеки, проверяющих условия проживания несовершеннолетнего.
Он может потребоваться для усыновления ребенка или для продажи имущества, принадлежащего несовершеннолетнему. Дополнительно он необходим во время проведения судебных процессов. К правилам получения документа относится:
- Оформление опеки или усыновление. Сначала граждане проходят обучение и медкомиссию, после чего подают заявление на оформление опекунства. В течение трех следующих дней проводится обследование ЖБУ. В течение 3-х дней составляется акт обследования семьи, который подписывается руководителем органа опеки. Документ составляется в 2-х экземплярах, поскольку один остается в службе, а второй передается заявителю.
- Продажа имущества несовершеннолетнего. Если родители принимают решение продать жилье, принадлежащее ребенку, то нужно доказать, что не будут ухудшены его жилищно-бытовые условия. Для этого составляется акт ЖБУ, на основании которого формируется разрешение на продажу. Сначала граждане собирают документы, подают заявление о получении разрешения, а после объект подготавливается к обследованию. Если выдается разрешение, то заключается сделка, регистрируемая в Росреестре.
- При проведении судебных процессов. Во время разных разбирательств в суде важно оценивать условия проживания несовершенного. Для этого истец может самостоятельно обратиться к работникам органов опеки или иных учреждений. Услуга предлагается бесплатно, а срок варьируется в разных регионах, но обычно не превышает 10 дней. Иногда судья самостоятельно требует проведения обследования.
Настаивать на проверке могут сами родители, органы опеки или иные органы власти.