- Семейное право

Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.

Бесхозная вещь: общие положения

Определение и порядок признания вещи бесхозяйной устанавливает гражданское законодательство.

Бесхозяйная вещь — это вещь, которая:

  • никому не принадлежит;
  • собственник которой не установлен;
  • владелец которой отказался от права собственности.

К бесхозяйному движимому имуществу следует отнести:

  • транспортные средства;
  • продукты питания;
  • бытовую технику и мобильные телефоны;
  • предметы быта и одежду;
  • предметы интерьера;
  • иные вещи.

К бесхозным недвижимым вещам относят:

  • дачные дома и коттеджи;
  • предприятия и коммерческие объекты;
  • квартиры;
  • другие объекты.

Физические лица могут стать собственниками движимых бесхозяйных вещей в силу приобретательной давности. Также они вправе обратить в свою собственность недвижимые бесхозные вещи при условии, что муниципальные органы не проявили к ней интерес или отказались от них.

Условия для приобретения права собственности:

  1. Человек должен владеть бесхозным движимым имуществом 5 лет, недвижимым —15 лет. Также в срок владения засчитывается время, в течение которого вещью владел правопредшественник владельца. Если у вещи был собственник, то срок приобретательной давности отсчитывается с момента окончания срока исковой давности, в течение которого собственник имел права истребовать вещь из чужого владения.
  2. Добросовестное владение вещью. Под добросовестностью стоит понимать приобретение вещи законным путем;
  3. Открытое владение бесхозной вещью. Собственник вещи должен открыто пользоваться и распоряжаться ею, а также не скрывать информацию об этом от третьих лиц;
  4. Непрерывное владение вещью. Человек должен владеть вещью непрерывно, не передавая ее в собственность другим лицам;
  5. Владение имуществом как своим собственным. Иными словами, владелец не должен пользоваться вещью на основании договора аренды, который он заключил с собственником имущества.

Комментарии к статье 225 ГК РФ

Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует, либо неизвестен, либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные вещи возникает в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) — периода времени, по истечении которого лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным, может приобрести право собственности на это имущество. Для недвижимых вещей срок такого владения составляет 15 лет, а для движимых — 5 лет.

Бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества. Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к. он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Бесхозяйные объекты в Москве

Для владельцев объектов, находящихся в Москве, основной причиной обращения к процедуре оформления прав становится не столько «неоформленность» прав, сколько активные действия города по выявлению таких объектов с последующей их постановкой на учет в качестве бесхозяйных.

Постановка объект на учет впоследствии дает право городу признать за собой право собственности на него. При этом для фактического владельца проблемой является не только утрата самого объекта, но и появление на участке чужой недвижимости. Что, например, мешает арендатору выкупить участок.

При этом в подавляющем большинстве случаев суд рассматривает дело о признании права без участия фактического владельца объекта. Отследить же появление судебного дела практически невозможно, так как суды общей юрисдикции обезличивают сведения об объекте, в отношении которого возбуждено дело и принято решение.

Актуальность темы. Сталкиваясь с различными юридическими вопросами, касающимися имущества, человеку на современном этапе важно знать тонкости, прописанные в законах и актах. Так, бесхозяйным имуществом может быть признан любой объект, но только если на то существуют особые обстоятельства. Решение о присвоении такого статуса выносит исключительно суд.

Таким образом, подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.

Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем.

Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования — приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений, а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

Если человек много лет владеет вещью, и никто не возражает против этого, почему бы не признать за ним право собственности. И государство признает – через институт приобретательной давности. Однако не всё так просто: эксперты и юридические практики утверждают, что сделать это гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Проблемы, связанные с правовым режимом бесхозяйного имущества, занимают одно из центральных мест в правовой науке.

Цель курсовой работы – на основе исследования научной литературы, нормативных актов проанализировать понятие бесхозяйной вещи, выделить их общие признаки, рассмотреть правовой режим, проанализировать судебную практику.

Объект исследования — бесхозяйная вещь.

Предмет исследования — правовой режим бесхозяйного имущества.

Читайте также:  Стали известны октябрьские графики выплаты пенсий в Петербурге и Ленобласти

Задачи:

-определить понятие, признаки, особенности и виды бесхозяйного имущества;

-изучить правовые аспекты признания имущества бесхозным: основания, порядок признания, отказ.

— проанализировать судебную практику;

-сделать выводы проделанной работы.

В отечественном правоведении вопросы правового режима бесхозяйного имущества исследовались такими учеными, как: Корнеев А. Л., Лебедева А. А., Новиков К. А., Синельникова В. Н., Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов: материалистический, исторический, метод сравнительного анализа, формально-юридический, эмпирический; сравнительный, системный, методы анализа и синтеза.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, подзаконные нормативные акты, международные правовые акты.

Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики, а также исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический методы исследования.

Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА

Если имущественный объект никому не принадлежит, он может быть объявлен бесхозным или, говоря на юридически корректном языке – бесхозяйным.

В обыденном понимании нередко складывается представление о том, что такие объекты могут быть присвоены без каких-либо проблем. На самом деле это не так. Признание права собственности на бесхозное имущество – это ответственный правовой процесс, который требует надлежащего оформления.

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам[1].

В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

— собственник отсутствует или не может быть установлен;

— вещь брошена ее собственником, имя которого известно;

— был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение.

Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

В гражданском кодексе бесхозяйное имущество рассматривается как вещь, которую может использовать любой человек или юридическое лицо. При этом подобные действия не вызывают нареканий со стороны владельцев. Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое бесхозяйное имущество и как им можно распоряжаться[2].

В статье 255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится определение бесхозной вещи. Так называются объекты, не имеющие законных владельцев[3].

В этом качестве также могут выступать вещи, чьи хозяева не были установлены или отказались от своей собственности. В нормах российского законодательства предусматривается порядок, в соответствии с которым эти объекты необходимо принимать на учет.

Предполагается прохождение следующих этапов: прием бумаг, необходимых для оформления недвижимого бесхозяйного имущества, прохождение юридической экспертизы, внесение записи в ЕГРП. Только после этого на объекты могут претендовать новые хозяева.

В некоторых случаях в категорию бесхозяйственного недвижимого имущества могут войти объекты незавершённого строительства, что чревато достаточно долгими судебными тяжбами также это касается признания права собственности на самовольную постройку.

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего. Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав.

В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.

В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным. При условии, что владелец объекта предъявит на него свои права – администрация может, как передать объект в собственность на основании решения административной комиссии, так и лишить его права на владение объектом. В этом случае претенденту на право собственности в отношении бесхозного объекта придётся обращаться в суд[4].

Таким образом, когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона. В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.

Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное. Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий.

Бесхозное имущество это утерянные, брошенные или утраченные вещи, либо имущество от которого отказался хозяин. Действующее законодательство определяет их формулировкой «бесхозяйные вещи».

Бесхозное имущество может быть принято в собственность заинтересованным физическим либо юридическим лицом, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей данной темы.

Бесхозяйная недвижимость представляет собой недвижимое имущество, у которого отсутствует законный владелец (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).

Под рассматриваемое определение не попадают земельные участки и иные природные ресурсы — правом собственности в их отношении всегда обладает государство. Также не может признаваться бесхозяйной недвижимостью самовольная постройка. Это связано с тем, что за юридические последствия, связанные с самовольным строительством, отвечают иные нормативные акты и государственные структуры, чем за никому не принадлежащее имущество.

Таким образом, под бесхозяйственной недвижимостью подразумеваются дома, квартиры, гаражи и другие, жилые и нежилые постройки.

После определения недвижимого имущества бесхозяйным должно пройти некоторое время, прежде чем его можно будет признать объектом чьей-то собственности и, тем более, оформить на него соответствующую декларацию.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

— собственник отсутствует или не может быть установлен;

— вещь брошена ее собственником, имя которого известно;

— был написан отказ от использования вещи.

Право на бесхозное имущество. Бесхозяйное имущество – это имущество, которое никому не принадлежит на законных основаниях. Таким хозяйством, может пользоваться любой человек, если момент пользования не оспорен в судебном порядке.

Разновидности бесхозяйных вещей (бесхозного имущества):

— имущество брошенное прежним владельцем;

— найденное имущество (находки);

— клады;

— животные оставшиеся без надзора.

Основания приобретения прав на бесхозное имущество (бесхозяйные вещи)

— судебный;

— внесудебный.

ГК устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Сроки приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость по этим правилам значительно короче сроков приобретательной давности.

Обязательными условиями для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь являются следующие:

— приобретатель вещи не знает и не может знать о том, что имущество имеет собственника;

— приобретатель вещи не имеет сведений о собственнике.

Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

Процесс признания имущества бесхозным проходит в три этапа:

1. составление заявления, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества;

2. прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным;

3. регистрация права собственности в Росреестре.

В связи с признанием права на бесхозяйную недвижимость без обращения в судебные органы не обойтись. Причина тому — фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

Для признания права собственности на безхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, подает заявление о постановке ее на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отметка о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной производится в ЕГРП.

По истечении года со дня постановки недвижимости на учет, если никто не заявит о своих правах на нее, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении ребенка в 2023 году

Суд может отказать в признании права муниципальной собственности, если бесхозяйность недвижимой вещи не будет доказана. В этом случае она может быть вновь принята во владение пользование и распоряжение оставившим ее собственником.

Основания прекращения права собственности перечислены в статье 235 ГК РФ. Право собственности прекращается при:

— отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

— отказе собственника от права собственности;

— гибели или уничтожении имущества;

— утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Если в процессе проверки документов выяснится, что объект, подлежащий регистрации, не может быть поставлен на учет бесхозяйного недвижимого имущества, так как владелец у него все-таки есть, то в продолжении производства дела будет отказано. В течение пяти дней после принятия решения уполномоченный орган должен направить уведомление с указанием его причины.

Все действия проводятся по правилам, установленным для извещения владельца о проведенной процедуре государственной регистрации права собственности муниципалитета или субъекта РФ на землю, от законных прав собственности, на которую отказался предыдущий владелец.

В заключении следует отметить, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, является важной процедурой, осуществляемой комитетом по управлению имуществом, тесно связанной с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Процесс приватизации предприятий повлек за собой определенные негативные последствия, в том числе значительное количество брошенных объектов. Бесхозные фермы, ангары, хранилища, бригадные дома, строения, возведенные предприятиями, в свое время, хозяйственным способом и никак не оформленные документально, другое недвижимое имущество, по тем или иным причинам не вошедшее в уставной капитал, являются, по сути, резервом для пополнения муниципальной собственности.

В связи с тем, что в последнее время больше уделяется внимания вопросам управления и распоряжения собственностью, проблема упорядочения использования бесхозяйного имущества заняла определенное положение в работе комитетов по управлению имуществом.

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Если стоимость вещи превышает обозначенную минимальную стоимость – её присвоение может осуществляться через суд, в порядке возбуждения искового производства. Исключение составляет нахождение кладов, их присвоение запрещено законом.

Однако собственник земельного участка, на котором был обнаружен клад или лицо его нашедшее имеют право на материальную компенсацию. Для того чтобы её получить, также необходимо сдать находку в фонд государства, оформив её надлежащим образом.

В некоторых случаях объекты незавершённого строительства, при условии, что они не были поставлены на кадастровый учёт, могут быть отнесены к имуществу, не имеющему хозяев.

В этом случае муниципалитет имеет право выступить с иском о признании данного объекта бесхозным.

Как составить и подать заявление о признании вещи бесхозяйной

Заявление подается в суд по месту жительства физического лица — заявителя. Если о признании вещи бесхозяйной ходатайствует юридическое лицо, то по месту нахождения организации.

Заявитель к моменту обращения в суд должен фактически владеть указанной вещью (имуществом). Если вещь была изъята уполномоченными органами власти, то заявление в суд подает финансовый орган по месту нахождения имущества.

В заявлении обязательно отражаем следующие моменты:

  • общие сведения (о заявителе, о суде, заинтересованном лице — бывшем собственнике);
  • просьбу признать вещь бесхозяйной и намерение принять ее в свою собственность;
  • описываем основные признаки бесхозяйной вещи, доказательства, что у вещи отсутствует собственник, приводим доказательства владения таким имуществом (например, выписки бухучета, что имущество состоит на балансе);
  • подтверждаем тот факт, что бывший собственник от вещи отказался.

До подачи заявления оплачивается госпошлина в размере 300 руб. (для дел особого производства). Оригинал квитанции приложите к заявлению о признании вещи бесхозяйной.

Особенности рассмотрения дела в суде

Судья до рассмотрения дела выясняет, кто может пояснить обстоятельства, касающиеся спорной вещи (физические, юридические лица). Запрашивает сведения о собственниках и владельцах, вызывает таких лиц в судебное заседание. Если вдруг возникнет спор о праве (например, появится бывший собственник, который скажет, что не отказывался от права собственности), заявление остается без рассмотрения. А стороны могут подать исковое заявление.

Когда суд примет решение признать вещь бесхозяйной, одновременно осуществляется передача этой вещи в собственность новому владельцу (заявителю). Решение суда по заявлению о признании вещи бесхозяйной является документом, подтверждающим право собственности.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным

21 июля 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 декабря 2015 г. № 12

О практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2021 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.04.2021, 6/1784) ;

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 4 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2022, 6/1841)

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, в целях единообразного применения судами законодательства при рассмотрении дел о признании имущества бесхозяйным Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что правильное и своевременное рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным является одной из гарантий обеспечения защиты прав и законных интересов собственников имущества и призвано способствовать вовлечению бесхозяйного имущества в гражданский оборот, что имеет важное значение для повышения рациональности и эффективности использования материальных ресурсов, наведения порядка на земле.

Бесхозяйными могут быть признаны только те вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещи, от права собственности на которые собственник отказался (пункт 1 статьи 226 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Особенности признания бесхозяйным отдельных видов имущества устанавливаются законодательными актами.

2. К нормативным правовым актам, регулирующим рассмотрение дел о признании имущества бесхозяйным, относятся, в частности, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК), Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК), Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации», Указ Президента Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами» (далее – Указ № 116).

Читайте также:  Кому положена «чернобыльская пенсия»?

3. Судам следует иметь в виду, что дела о признании имущества бесхозяйным подлежат рассмотрению в порядке особого производства (§ 6 и § 61 главы 30 ГПК). К ним относятся дела по заявлению: о признании движимой вещи бесхозяйной; о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них; о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы.

Также в порядке особого производства (применительно к статьям 379 и 380 ГПК) с учетом предмета правового регулирования Указа № 116 подлежит рассмотрению заявление о признании пустующего дома, а в установленных случаях – и находящегося в нем движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы (далее – заявление о признании пустующего дома бесхозяйным).

В отличие от заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным требование о возмещении органу внутренних дел или организации, которым принадлежат средства эвакуации или охраняемая стоянка, затрат на перемещение и последующее хранение этого транспортного средства подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку связано с разрешением спора о праве.

4. Исключен.

5. Необходимо учитывать, что правом обращения с заявлением о признании имущества бесхозяйным обладают лица, непосредственно указанные в нормативных правовых актах, регулирующих рассмотрение дел данной категории (например, статьи 379 и 3801 ГПК), либо их представители, специально уполномоченные на то доверенностью. В силу статьи 81 ГПК с заявлением о признании имущества бесхозяйным вправе обратиться прокурор.

При подаче заявления лицами, не обладающими соответствующими правами, суд отказывает в возбуждении дела. Если это обстоятельство установлено во время предварительного судебного заседания либо судебного разбирательства, производство по делу подлежит прекращению (часть третья статьи 362 ГПК).

6. Разрешая вопрос возбуждения дела о признании пустующего дома бесхозяйным, судам следует учитывать, что правом на обращение в суд наделены местные администрации районов в городах (при отсутствии в городе областного подчинения местных администраций районов – городской исполнительный комитет), районные исполнительные комитеты либо по их поручению городские (городов районного подчинения), сельские, поселковые исполнительные комитеты по месту нахождения жилого дома (пункт 13 Указа № 116).

Полномочия исполнительного комитета первичного территориального уровня на обращение в суд с заявлением о признании пустующего дома бесхозяйным подтверждаются решением (выпиской из решения) исполнительного комитета базового территориального уровня.

7. С требованием о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность административно-территориальной единицы могут обратиться только местные исполнительные и распорядительные органы. Такое заявление подлежит рассмотрению в суде по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства независимо от места фактического расположения охраняемой стоянки, где такое транспортное средство хранится, или места расположения организации, которой охраняемая стоянка принадлежит.

Обращение с заявлением о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным юридических лиц, которым принадлежит охраняемая стоянка, законом не предусмотрено.

8. Обратить внимание судов, что заявление о признании имущества бесхозяйным должно не только соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальному документу о возбуждении дела (статья 243 ГПК), но и учитывать особенности, предусмотренные для дел данной категории (части четвертая–шестая статьи 379, часть третья статьи 3801 ГПК).

Принимая во внимание требования пункта 9 Указа № 116, судам следует проверять наличие в заявлении о признании пустующего дома бесхозяйным (прилагаемых документах) сведений о состоянии дома, представляемых комиссией по обследованию состояния жилых домов, о включении его в реестр пустующих домов, о направлении лицам, указанным в акте осмотра жилого дома, извещения о наличии оснований для признания жилого дома пустующим либо опубликовании извещения и (или) сведений о поиске правообладателей в периодических печатных изданиях (республиканском и (или) местном печатном издании) и (или) иных средствах массовой информации, на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет.

Несоблюдение этих требований может повлечь оставление заявления без движения (статья 248 ГПК).

Рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

  • о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
  • о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *