- Семейное право

Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).

Льготы чернобыльцам в 2022 году

После индексации ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий такая:

  • 3481,85 руб. при отказе от получения НСУ;
  • 2168,42 руб. при сохранении права на пользование льготами.

Скорее всего, читателю предстоит пережить ещё несколько таких циклов, прежде чем состариться до пенсионного возраста. Поэтому, следить за последними новостями и изменениями в пенсионном законодательстве очень полезно.

После индексации ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий такая:

  • 3481,85 руб. при отказе от получения НСУ;
  • 2168,42 руб. при сохранении права на пользование льготами.

Оказывается, в Интернете периодически возникают слухи о надбавках, которые на деле не запланированы и прочем подобном.

Выплаты назначаются не только гражданам, непосредственно пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, но и детям пострадавших чернобыльцев, их внукам и последующим поколениям.

Что касается сроков очередной индексации, Член комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб сообщила, что внеочередная индексация пенсий назначена на конец июня 2022 года.

Размер пенсии вдове участника аварии на ЧАЭС в России 2022 году

Наименование
документа (сведений)
Источник сведений,
способ получения
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр)
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации заявитель посредством представления подтверждающего документа
3. Сведения о государственной регистрации смерти ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении
Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
4. Заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы (вследствие лучевой болезни и других заболеваний) заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 января 2023 г.), с 1 января 2023 г. — единая государственная информационная система в сфере здравоохранения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
5. Решение суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте
до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или
по инвалидности)
заявитель посредством представления копии решения суда о нахождении на иждивении
6. Сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности Пенсионный фонд Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
7. Сведения о государственной регистрации рождения ребенка ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
8. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
9. Сведения о государственной
регистрации заключения брака
ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае регистрации записи соответствующего акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства) посредством представления подтверждающих документов
10. Сведения о факте обучения по очной форме в общеобразовательной организации либо профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования — для детей, достигших 18-летнего возраста,
но не более чем до достижения ими возраста 25 лет
заявитель посредством представления подтверждающих документов
11. Сведения об общей сумме заработка умершего кормильца
за 12 месяцев до его смерти
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия
12. Сведения об общей сумме заработка за фактически проработанное умершим кормильцем число месяцев,
за которые имеются сведения
о заработке и которые предшествовали месяцу смерти кормильца
Пенсионный фонд Российской Федерации (автоматизированная информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия

Пенсии чернобыльцам в России в 2021 году

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.Н. Фоминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.

Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В. Арановского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н. Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.

Повысили ли пенсию вдовам чернобыля

Но если в семье воспитывается ребенок до 8 лет, то обеспечение назначают независимо от возможности у женщины работать. Также во внимание не берется ее возраст. Такая возможность регламентирована Законом № 4468-1 статьей 30. От каких факторов зависит размер пенсии вдов военных пенсионеров в 2022 году? Размер пенсии вдове военного пенсионера в 2022 году зависит от многих факторов:

Документ, подтверждающий состояние нетрудоспособности родственника, погибшего (не представляется в случае пенсии по потере главного кормильца семьи для детей до 18 лет). 5. Подтверждение того, что доходы погибшего были единственным источником средств к существованию. Будут ли увеличены пенсии чернобыльцам 1 категории? Расскажем далее. Предполагаемые повышения выплат Многие пострадавшие от аварии на ЧАЭС интересуются вопросом о том, будет ли прибавляться пенсия чернобыльцам в дальнейшем. На данный момент лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии либо перенесшие болезнь в связи с радиационным облучением, получают пенсионную компенсацию от государства, которая составляет 2,5 социальной пенсии.

Меры социальной поддержки

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Читайте также:  Услуги, оказываемые нотариусом, цены и необходимые документы

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.

Повышение пенсий инвалидам военной травмы в 2021 году

Установленные категории граждан с ограниченной трудоспособностью, которые имеют определенные заслуги перед государством, могут претендовать на государственные пенсии по инвалидности. К ним относятся: участники ВОВ, военнослужащие, космонавты, пострадавшие и ликвидаторы радиационных и техногенных катастроф.

Сумма определяется индивидуально для каждой льготной категории и составляет от 125% до 300% социальной пенсии. Соответственно после повышения последней произойдет и повышение государственной пенсионной выплаты, то есть с 1 апреля 2021 года все на те же 1,5%.

С 1 января 2021 года на увеличение выплат могут также рассчитывать инвалиды, у которых расчетная пенсия (независимо от вида) не дотягивает до прожиточного минимума (ПМ) пенсионера в регионе проживания. Таким категориям положена доплата на сумму разницы между этими показателями.

Читайте также:  20.12.2022 Реформа и зарплаты МВД России — последние новости

Получатели социальной пенсии по инвалидности ниже минимально установленного размера фактически тоже будут получать новые суммы уже с начала года. С 1 апреля по их выплатам поменяется только структура: пенсионная часть увеличится на коэффициент индексации и соразмерно уменьшится размер доплаты.

Общий размер при этом останется таким же, как и в начале года.

В качестве дополнительной поддержки от государства граждане с любой группой инвалидности имеют право оформить ежемесячную денежную доплату. Ее сумма зависит от принадлежности получателя к той или иной льготной категории и объема получения ним набора социальных услуг (НСУ) в натуральной форме, поскольку их стоимость будет вычтена из ЕДВ.

В 2020 году ЕДВ составлял (при сохранении права на полный набор соцуслуг):

  • для 1-й группы – 2 741,37;
  • для 2-й группы – 1627,61;
  • для 3-й группы – 1072,49.

Указанные суммы повысят с 1 февраля 2021 года, исходя из темпов инфляции за 2020 год. Последний по прогнозам Минэкономразвития составит около 4%. Соответственно для будущего показателя ЕДВ нужно умножить их на 1,04.

Военнослужащие – особая категория работающего населения. Их правовые отношения с работодателем урегулированы законами о труде только в той части, в которой они соответствуют основному нормативному документу для этой группы трудящихся – закону «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 года № 76-ФЗ, а также иным нормативным актам, установленным для военных.

Граждане, получившие ущерб здоровью в период исполнения ими военных обязанностей, могут рассчитывать на денежное возмещение физических потерь не только в соответствии с 59-й главой Гражданского кодекса, но и исходя из требований закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.11 года № 306-ФЗ.

Порядок оформления пенсии по инвалидности

Важно! С 1 января 2022 года начал действовать беззаявительный порядок назначения всех видов пенсий по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты для федеральных льготников.

После внесения сведений о присвоении группы инвалидности в Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), информация автоматически поступает в ПФР. На основании этих данных специалисты Фонда в течение 5 рабочих дней принимают решение об установлении пенсии и еще в течение 3 рабочих дней после вынесения положительного решения извещают об этом гражданина. Уведомление о том, что пенсия назначена, приходит в личный кабинет на портале госуслуг или по почте, если учетная запись на портале отсутствует. Никаких дополнительных документов приносить в ПФР не нужно.

После назначения пенсии гражданину необходимо будет выбрать способ ее получения. Подать заявление о доставке пенсии можно через личный кабинет на портале госуслуг, на сайте ПФР, в офисе МФЦ или в клиентской службе Пенсионного фонда.

Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России

Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.

В частности, для чернобыльцев:

  • возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
  • возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *