- Семейное право

Когда школьника могут оставить на второй год: правовые основания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда школьника могут оставить на второй год: правовые основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как уже было сказано, школы неохотно направляют учеников на повторное обучение, за исключением выпускных классов. В 4, 9 и 11 классах администрация школы не может перевести ученика с академической задолженностью на следующую ступень обучения. Даже если ребёнок получил всего одну двойку по итогам года, считается, что он не завершил программу начального, общего или среднего образования. Придётся остаться на второй год.

В каких классах могут оставить на второй год

Эти классы считаются «рубежами», поэтому чтобы отправить ученика на повторное обучение в 4, 9 или 11 классе, школе не потребуется согласие родителей.

Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

На второй год возможно остаться и в 9 классе, если неудовлетворительно сдать ОГЭ. Но это может произойти только по усмотрению родителей школьника, с учетом его мнения и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

После он может остаться на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением ОГЭ.

>

Как поддержать ребенка

В целом, ситуация с оставлением на второй год имеет массу недостатков и вызывает стресс у всех: ребенка, родителей, школы. Однако взрослым необходимо сохранять спокойствие и поддерживать ребенка.

  • Обязательно дайте ребенку выговориться и выразить свое отношение к этой ситуации.
  • Помогите ему контейнировать негативные эмоции обиды и гнева, если он видит в школе врага, который портит ему жизнь.
  • Будьте на стороне ребенка в контактах со школой и стойте на позиции: мы ищем оптимальное решение в интересах ребенка.
  • Обговорите с ребенком варианты, о которых мы рассказали, и примите совместное решение.
  • Помогите ребенку подтянуть предмет, если вы решили бороться за то, чтобы не терять год.
  • Поддержите ребенка, если он готов пройти обучение в классе повторно. Обстоятельства, по которым дети не справляются с программой, могут быть разные. И это точно не вина ребенка, а задача, которую нужно решить.

Оставят ли на второй год если пропуски вызваны болезнью?

Иногда случается так, что ребенок очень часто болеет и пропускает школьные занятия из-за проблем со здоровьем, а у родителей нет возможности учить его самостоятельно или нанимать репетиторов на дом.

В подобных ситуациях пропуски и как следствие двойки по предметам на промежуточной аттестации не должны становиться основанием для оставления ученика на второй год. Но пропуски обязательно должны быть документально подтверждены медицинскими документами, например справкой из больницы, выпиской из стационара и т.д.

К слову, если ваш ребенок часто болеет и поэтому пропускает уроки в школе, но успешно сдает промежуточные аттестации, то он спокойно будет переходить во следующий класс, так как сами по себе пропуски не являются основанием для оставления ученика на второй год.

К слову, если ваш ребенок часто болел и пропускал уроки, но не смог вовремя пройти промежуточную аттестацию, то он может быть переведен в следующий класс условно, с возможностью закрыть образовавшиеся «хвосты» по предметам.

В каких случаях оставляют на второй год

Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение».

Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.

Академическая задолженность образуется, когда ученик:

Шансы остаться на второй год невелики даже у плохо успевающего ребёнка. Школы отправляют учащихся на повторение обучение только в крайних случаях. Второгодники снижают рейтинг образовательной организации и невыгодны с экономической точки зрения. Преподаватели, как правило, стараются подтянуть ученика, организуются дополнительные занятия и консультации.

Для того чтобы оставить ребёнка на второй год, школа обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьёй 58 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте также:  Как избежать проблем, если нужно использовать копию паспорта в интернете

Прежде всего администрация должна создать условия для ликвидации академической задолженности. Обычно отстающих учеников переводят в следующий класс условно и дают время, чтобы подтянуть знания и пересдать двойки. Чаще всего на подготовку отводятся летние каникулы. Но даже если к сентябрю знания не станут лучше, школьник сможет выбрать: остаться на второй год или перейти на обучение по индивидуальному плану.

Исключение — 4, 9 и 11 классы. В этом случае учеников с академической задолженностью, которые исчерпали все попытки пересдачи, не оставляют на лето, а сразу отправляют на повторное обучение.

Обязательное условие для того, чтобы оставить ребёнка на второй год, — письменное согласие родителей. Если родители против, администрация школы не вправе отправлять учащегося на повторное обучение. Однако с двойками частные школы могут отказать в зачислении.

Если у ребёнка нет двоек, но родители считают, что ему нужно пройти программу того или иного класса ещё раз, школа тоже не имеет права оставлять ученика на второй год.

Когда ребенка могут оставить на второй год

Ребенка могут оставить на второй год только в двух случаях:

— Он был переведен условно, но не успел за установленный срок пересдать задолженности. Как правило, это происходит, если задолженности были почти по всем дисциплинам. Тогда родителям предлагают сделать выбор: пойти на повторное обучение, пройти ПМПК и по ее рекомендациям перейти на обучение по адаптированным образовательным программам или учиться по индивидуальному учебному плану. Последний пункт — самый загадочный, каждая образовательная организация сама решает, как будет выглядеть это обучение. Родители вольны обсуждать с администрацией судьбу ребенка и выбирать вариант, который их устраивает.

— Если ребенок не сдал промежуточную аттестацию в конце четвертого или девятого классов, он не будет переведен на следующую ступень обучения. Либо нужно успевать пересдавать за лето, либо оставаться на повторное обучение.

Результаты ВПР никак не влияет на перевод ребенка в другой класс, даже если это “двойка”.

МОН изменило порядок перевода учащихся в следующий класс: коротко о том, как происходит процедура оставления ребенка на второй год

Еще в 2015 году в МОН был утвержден документ, в котором регулировался порядок перевода школьников в следующий класс. Но в 2019-м в него внесли определенные правки. На сегодняшний день оставить учащегося в классе на повторный год обучения могут только в таких случаях:

  • Итоги обучения в 3-8-х классах не принесли нужных результатов.

Оценки в годовом табеле от 1 до 3-х баллов считаются «неудовтворительным» уровнем. Если «неуды» стоят по украинскому языку, математике, чтению, то учащегося могут оставить на второй год, разобравшись в причинах такой успеваемости.

  • Первоклассники и второклассники могут остаться на второй год обучения только на основе обращения в школу родителей.

Если родителям кажется, что малыш не усвоил базовых основ, которые необходимы для дальнейшего обучения (не умеет читать, писать, считать), то родители вправе потребовать, чтобы малыша оставили на второй год в первом классе.

  • На второй год в 3-8х классах тоже оставляют только на основе обращения в школу родителей учащегося.

Учитель не имеет права оставить школьника на второй год. У него нет для этого никаких полномочий. Процедура выглядит приблизительно таким образом: ребенок принес домой табель, родители увидели там неудовлетворительные оценки, обратились в школу к классному руководителю, поговорили с учителями-предметниками. После беседы родитель сам принимает решение – писать заявление на оставление ребенка на второй год или нет. Если родитель принял решение оставить школьника, то он пишет заявление и подает его на рассмотрение педагогическому совету школы.

  • Педагогический совет школы принимает решение о том, оставлять ребенка на второй год или нет.

После подачи заявления родителем – педсовет школы принимает решение.

  • В одном и том же классе можно учиться только 2 раза на протяжении всего школьного обучения.

Допустим, ученик остался на второй год в 1м классе. Второй раз в 1м классе он больше не останется.

Как видите, никто не оставит на второй год малыша без вашего согласия. Даже если ребенок учится плохо, и вы понимаете, что с психологической точки зрения ему будет некомфортно остаться на второй год обучения, то можно использовать лето правильно! Наверстать упущенное с помощью репетитора. Частный учитель найдет общий язык с учащимся и в интенсивно режиме даст все нужные знания, которые необходимы для следующего класса.

Правомерно ли действие учителя из-за одной двойки ребенка оставить на второй год?

Помогите пожалуйста с данным вопросом: имеют ли право оставить ребенка на второй год в третьем классе из-за одной двойки? По всем предметам в течении четвертой четверти стоят оценки, двойка выходит только по математике. Ребёнок часто болеет, но достаточно хорошо воспринимает школьный материал. С самого первого дня не сложились отношения с учителем, ребенок каждый день боится идти в школу. Учитель оскорбляет ребенка, называя его толстым, цитирую: Тебе пешком надо в школу ходить и так толстый! Или (у ребенка кожа, как и у меня, есть маленькие прыщики, которых не видно если не присматриваться тщательно) говорит иди к врачу у тебя жировики вокруг глаз. Учитель дружит с директором школы и если и переводить в другой класс, то нас не переведут. Ребенок с удовольствием ходил в школу пока у него она не отбила желание, а вернее не вселила страх своими оскорблениями или унижениями. Подскажите как быть и правомерно ли будет решение учителя оставить на второй год? Очень надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарна за ответ.

Как предотвратить оставление на второй год?

Одной из причин школьной неуспеваемости может стать банальная лень и отсутствие интереса к учебе. Понять это можно по косвенным признакам: ребенок с большой неохотой просыпается по утрам, ничего не рассказывает про школу сам, от прямых вопросов отмахивается общими фразами: «Ничего не задали», «Все нормально», «Ничего нового».

Отсутствие мотивации к учебе объясняется просто: школьник не видит смысла в посещении занятий. Особенно часто такая ситуация возникает у подростков: в их понимании отсутствует прямая связь между получением образования и дальнейшим успешным устройством в жизни. Возникает логичный и закономерный вопрос: «Если хорошее обучение не гарантирует в дальнейшем интересной, насыщенной и высокооплачиваемой работы, зачем учиться?» Отсюда вытекает безразличное отношение к урокам, домашним заданиям, проверочным работам, учителям, а посещение школы воспринимается как ненужная рутина «для галочки», которая отнимает силы и время.

Постарайтесь откровенно поговорить с ребенком: без нравоучений, упреков и других оценочных суждений. Спросите, каким он видит свое будущее, свою профессию или любимое дело, чем бы ему хотелось заниматься. Учтите, что ответы вам могут не понравиться: не каждый родитель готов услышать, что сын стремится стать блогером, а дочь планирует строить карьеру в Голливуде. Их желания и планы будут меняться по мере взросления, родителю же важно стремиться сохранять доверительные отношения с детьми в любой жизненной ситуации. Объясните, что кем бы они ни захотели стать в будущем, знания и широкий кругозор всегда вызывают симпатию и уважение, а из каждой ситуации – даже скучного урока – можно почерпнуть для себя что-то полезное.

Бывают ситуации, когда ученик внезапно и наотрез отказывается идти в школу. Никакие уговоры и вопросы не помогают, в ответ родители слышат только категоричное и безапелляционное: «Я больше туда не пойду». Если родители все же смогли вытолкнуть его утром из дома, совсем не факт, что он туда дошел и не прогулял урок.

Вероятнее всего, в школе произошла конфликтная или стрессовая ситуация, главным героем которой стал ваш ученик. Варианты произошедшего могут быть разными: от травли одноклассниками и грубого отношения со стороны учителя до панической боязни публичных ответов у доски. А вот чувства при этом одни и те же: страх, оскорбленное самолюбие, неуверенность в себе. Каждый раз на уроке школьник испытывает мучительный дискомфорт от одного только нахождения рядом с одноклассниками и учителем. Конечно, подобная обстановка никак не способствует повышению успеваемости.

Мягко спросите у ребенка: «Что случилось? Почему ты так не хочешь идти в школу?» Не напирайте и не настаивайте, не выдвигайте своих версий произошедшего и не тащите школьника насильно к директору для публичных разборок. Ребенок чувствует себя уязвимым или униженным, поэтому его нежелание рассказывать и вспоминать о ситуации в подробностях естественно. Постарайтесь объяснить, что любая ситуация решаема: если он все делал правильно и справедливо, ему нечего стыдиться и бояться. Если же ребенок чувствует за собой вину, важно найти в себе силы ответить за поступки и извиниться.

Поинтересуйтесь напрямую: хочешь, чтобы мы перевели тебя в другую школу? Конечно, столь категоричное решение – одна из крайних, но возможных мер. Здоровье, комфортная обстановка и дружная атмосфера в классе для ученика важнее бюрократических проволочек, которые потребуются для перехода в другое образовательное учреждение.

Сколько раз подряд могут оставить на второй год в школе?

Раньше, примерно в девяностые годы на второй год могли оставлять и два раза, затем переводили в вечерние или в коррекционные школы, для неспособных к учебе детей (скажем так помягче. Остаться на второй год мог ученик, получивший в году две и более двойки по предметам. Сейчас, насколько я слышала, от тенденции оставить на второй год неуспевающего ребенка или ребенка, который плохо учится уходят. Проще говоря, школы стараются сделать все, чтобы второгодников не было. Они предлагают разные варианты. Могут предложить вам обучаться дома индивидуально, могут предложить перейти в другую школу или перевести в интернат. Но все же, как и раньше учителя стараются вытянуть ребенка, сделать все для того, чтобы двоек не выходило. Нужно изучить закон об образовании «Закон об образовании РФ», так в статье номер 58 даны подробности, информация о второгодниках, как и за какие проступки могут оставить на второй год. Но просто так на второй год не оставят. Создается психолого-медико-педагогическая комиссия вместе с родителями, которая решает что делать. Почитайте.

Читайте также:  Что делать если потерял паспорт

Что делать с плохой успеваемостью

Необходимо разобраться, почему ребёнок плохо учится. Вероятных причин множество: конфликт с учителем, трудный материал, отсутствие мотивации, низкая самооценка, давление взрослых.

‍Успеваемость — это не только про оценки. Важно, чтобы ребёнок действительно знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки. Родители не могут самостоятельно повысить успеваемость ребёнка, но в их силах оказать ему поддержку. Прежде всего, нужно создать благоприятные условия для занятий: удобное рабочее место, тишина в доме, правильное питание и здоровый сон.

В некоторых случаях неуспеваемость может быть вызвана самой системой обучения: школьник не успевает за темпом класса, а учитель не может работать с ним индивидуально. В этом случае выходом может стать семейное обучение.

На семейном обучении можно подобрать преподавателей и программу так, чтобы подтягивать пробелы в знаниях по конкретным предметам и темам. При этом учёба проходит в комфортной обстановке, что снимает фактор стресса.

Пройти годовую программу ещё раз можно в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Для этого у нас есть абонементы с курсами по школьной программе в записи. Курсы можно смотреть в любое время, а потом выполнять задачи с автоматической проверкой для закрепления изученного материала.

Частью 9 статьи 58 нового Федерального закона устанавливается следующая норма. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. Поэтому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за родителей.

Однако надо иметь в виду, что согласно семейному законодательству (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Рассматривая нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Семейного кодекса РФ в совокупности можно сделать вывод, что законодательство предусматривает только общие нормы воздействия на родителей (законных представителей) обучающихся, которые пользуясь предоставленными им родительскими правами в области образования, злоупотребляют ими, оказывая отрицательное влияние на образование их детей.

Допустим, за год не аттестуют. Чем это грозит? Оставят на второй год?

— Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок как по уважительным, так и по неуважительным причинам или получившие годовые отметки 0 баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)» по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок (п. 18 Правил проведения аттестации).

Школьники, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.

В cлучае, если ребенок, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, он остается на повторный год обучения. Но если для отсутствия была уважительная причина, на основании решения педагогического совета школьник может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по этим предметам в течение месяца.

Вывод: Ученика могут не аттестовать за учебный год, но он получит задания на лето и сможет пройти итоговую аттестацию в другой срок. Если и тут родители с детьми проигнорируют школу (или ребенок получит 0 во время аттестации), тогда да — придется остаться на второй год. Но согласитесь, для этого нужно еще постараться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *