Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы и индексация пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ваша накопительная пенсия формируется с 2003 года или позже – в зависимости от того, когда началась ваша карьера. До 2002 года пенсионная система в России была устроена так: работодатели уплачивали за своих сотрудников так называемые страховые взносы, за счет которых формировались страховые пенсии. Их размер никак не зависел от зарплаты работника – только от его стажа. Начиная с 2002 года пенсии были разделены на три части: фиксированную (базовую), страховую и накопительную.
Что выбрать – накопительную или страховую пенсию?
Единственно правильного ответа на этот вопрос не существует. Каждый должен и может сделать выбор сам. Но выбор должен быть разумный и обдуманный. Для этого необходима информация о том, в чем состоит различие между этими двумя видами пенсий.
Начнем с самых азов. По российским законам работодатель обязан платить в ПФР 22% размера оклада каждого своего работника. Из этой суммы 6%, составляют так называемый солидарный тариф, то есть, идут в бюджет, из которого складываются фиксированные пенсионные государственные выплаты, а 16% — на формирование личной пенсии данного работника.
- Если потенциальный пенсионер выбрал страховой вариант – все 16% остаются на его лицевом счете. О того, сколько средств на нем накопиться до конца трудовой деятельности, будет зависеть размер пенсии.
- Если выбран смешанный тариф – 10% кладется на лицевой счет в ПФР, а остальные 6% — в НПФ или УК (управляющую компанию) для формирования накопительной пенсии.
- Кроме того, накопительную часть пенсии гражданин может дополнительно увеличить самостоятельно. Например, на счет накопительной пенсии можно положить материнский капитал, или просто делать добровольные отчисления в НПФ.
- Но естественно, за счет того, что ежемесячная пенсионная выплата дробится на две части, размер страховой пенсии уменьшается. Ведь в ПФР поступает, при грубом подсчете, на треть меньше средств.
Есть два ключевых момента, отличающих страховую пенсию от накопительной:
- Накопления страховой пенсии ежегодно индексируются государством. То есть, размер страховой пенсии всегда привязан к прожиточному минимуму. Если он возрастает вдвое с момента, когда началось формирование страховой пенсии, выплата станет вдвое больше. Накопительные пенсии не индексируются. То есть, при удачном вложении, сумма прирастает. При неудачном – остается «замороженной». Грубо говоря, если вы вложили в НПФ материнский капитал в 2013 году, когда он составлял около 300 тыс. руб., в 2022 на вашем счету по прежнему лежит 300 000 рублей, хотя сам маткапитал на сегодняшний день составляет уже 450 тысяч. И в 2050 (при неудачной деятельности ПНФ) эта сумма также останется неизменной. То есть, пенсионной пользы от нее будет мало.
- С другой же стороны, если человек формирует только страховую пенсию, а затем умирает, не получив из ПФР и десятой доли того, что ему предполагалось выплатить, эти деньги «пропадают» — просто остаются в бюджете. Остаток накопительной пенсии получают наследники. По закону или по завещанию – это уже на выбор владельца накопительного пенсионного счета.
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести пенсионные накопления
Доходность накопительного пенсионного счета зависит в первую очередь от доходности НПФ, в котором он находится. Поэтому выбор – дело серьезное, требующее грамотного подхода. На официальном сайте ЦБР регулярно публикуются данные о доходности того или иного ПФР. Эту информацию следует изучить, проанализировать и выбрать наиболее перспективный вариант.
Поменять фонд или управляющую компанию можно раз в год. А также перевести накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ (но только, когда закончится действие моратория). Для этого нужно:
- Найти подходящий НПФ (выбрать его из списка, который имеется у ЦБР)
- Заключить с данным фондом договори на ОПС
- Подать заявление о переводе накопительной пенсии в ПРФ (сделать это можно через портал Госуслуг, в МФЦ «Мои документы», либо по почте)
Как отказаться от формирования накопительной части
Свой выбор в пользу накопительной суммы пенсионного обеспечения граждане должны были сделать до конца 2015 года. Работающих гражданин в установленный период должен был написать заявление в пенсионный фонд по месту проживания. У тех работников, кто так не обратился с заявлением, автоматически происходит формирование только страховой части.
Независимо от того, какую организацию выбрал гражданин для сохранения соей накопительной части пенсии, он может в любой момент написать отказ от ее формирования. Для этого нужно написать заявление и все средства страховых взносов будут перечисляться только в счет страховой выплаты. Но у гражданина сохраняется право пополнять счет накопительной пенсии самостоятельно. Все собранные средства будут инвестироваться выбранной компанией. В момент назначения пенсии все накопленные средства выплачиваются в соответствии с порядком, установленном законодательством.
Важно обратить внимание! Если гражданин написал отказ от формирования накопительной части пенсии, он уже не сможет вернуться к этой системе. Сохранить это право можно только в том случае, если успеть отозвать заявление до конца года, в котором оно подано.
Как производится выплата накопительной части
Претендовать на получение накопительной суммы могут только граждане, достигшие пенсионного возраста. Гражданину нужно обратиться с заявлением и пакетом документов в ту организацию, где хранятся его накопления. Узнать, куда именно было подано заявление, можно через портал Госуслуг или в Пенсионном фонду по месту жительства.
Федеральный закон №424 от 28 декабря 2013 года закрепляет право наследования накопления по закону или договору в случае, если гражданин умирает до момента возможности их получения. Наследником может стать любой гражданин, если он указан в договоре.
Если заявление о распределении денежных средств не было составлено, то средства наследуются в соответствии с нормами закона между родственниками в равных частях.
Важно обратить внимание! Средства по материнскому сертификату в этом случае подпадают под исключение. Они распределяются на основании положений Федерального закона № 256.
Получить средства с накопительной пенсии можно в том случае, если застрахованный гражданин умер до того момента, как ему была назначена пожизненная выплата.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы — 22% от вашей заработной платы. Эти 22% не вычитаются из вашей зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя.
До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% идут на страховую пенсию.
Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которую успели накопить до «заморозки». Например, перевести свои накопления в НПФ или оставить в ПФР.
Страховой пенсией управляет ПФР, складывается она из фиксированной и переменной частей. С 2015 года переменная часть формируется в баллах – это 16% взносов из 22%, уплачиваемых работодателем от заработной платы работника. А 6% не переводятся в баллы и идут на формирование фиксированной выплаты.
Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*
АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.
Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:
- — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
- — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
- — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.
Что нужно знать о пенсионных накоплениях
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.
В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).
Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Кто управляет накопительной пенсией?
Как и любые другие накопления, пенсионные также подвержены риску инфляции. Их нужно инвестировать, чтобы сохранить от обесценивания. Этим занимаются участники пенсионной системы.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это государственный внебюджетный фонд, который выполняет множество важных государственных функций в области социального обеспечения. В том числе в ПФР формируются пенсионные накопления тех граждан, которые никогда не подавали заявлений о переводе накоплений (их еще принято называть «молчуны») либо сознательно выбрали ПФР своим страховщиком.
«Молчунов» в России около 39 миллионов человек – это свыше половины всех участников системы формирования пенсионных накоплений в настоящее время. Доверительным управлением их накоплениями занимается государственная управляющая компания ВЭБ.РФ.
ВЭБ.РФ – это государственная корпорация развития, главная задача которой – способствовать долгосрочному экономическому развитию России. ВЭБ.РФ действует на основании Федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». В 2003 году ВЭБ.РФ заключил с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений граждан – и с этого момента в качестве государственной управляющей компании занимается сохранением и приумножением этих средств.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – это специализированные организации, которые занимаются пенсионным обеспечением и страхованием граждан. Деятельность НПФ регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах». Их задача – эффективно управлять пенсионными накоплениями, инвестируя их в надежные и высокодоходные инструменты. НПФ должен иметь лицензию Банка России и участвовать в системе гарантирования пенсионных накоплений: это значит, что в случае банкротства или отзыва лицензии государство в лице Агентства по страхованию вкладов компенсирует потери застрахованному лицу. На сайте Агентства вы можете посмотреть перечень действующих НПФ.
Как узнать размер накопительной пенсии
До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система: все страховые взносы уходили на формирование страховых пенсий. Размер пенсионных выплат зависел только от трудового стажа.
С 2002 года заработала распределительно-накопительная система, которая поделила пенсионные сбережения на три части: фиксированную, или базовую, страховую и накопительную.
Фиксированная часть. Это гарантированная выплата от государства, тот минимум, который будет получать пенсионер. Размер фиксированной выплаты устанавливает государство. Он может изменяться в зависимости от возраста пенсионера, количества иждивенцев, региона проживания и состояния здоровья.
Страховая часть. Формируется из страховых взносов, которые за работника платит работодатель, а за ИП — он сам. Взносы на обязательное пенсионное страхование можно уплачивать и лично на добровольной основе.
Страховая часть выплачивается не всем пенсионерам. Размер страховой части зависит от ИПК — индивидуального пенсионного коэффициента. ИПК измеряется в баллах. Чем больше стаж и больше размер уплаченных страховых взносов, тем на большее человек может рассчитывать в старости.
Понять, как формируется страховая пенсия и сделать расчет можно с помощью «Пенсионного калькулятора» на сайте ПФР.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Перечисление ОПВ производится агентами путем безналичных платежей.
Лица ЧП, ИП, а также физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, не имеющие счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки), вносят ОПВ наличными деньгами в банки для их последующего перечисления в ЕНПФ, с указанием следующих реквизитов Государственной корпорации:
Бенефициар |
НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» |
Банк бенефициара |
НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» |
БИК бенефициара |
GCVPKZ2A |
ИИК бенефициара |
KZ12009NPS0413609816 |
БИН бенефициара |
160440007161 |
КНП (Код назначения платежа) |
010 |
У работающих пенсионеров пенсионный фонд отчисления должны брать
МВД РФ правдивые сведения о себе и фактическом месте проживания на момент подачи документов. Перед вынесением решения о предоставлении или непредоставлении РВП вся эта информация может быть проверена соответствующими уполномоченными органами. Процедура оформления РВП в 2021 году не изменилась по сравнению с предыдущим периодом. Ее можно условно разделить на 5 шагов:
- выяснить кадастровый номер участка, используя публичную кадастровую карту Росреестра (для этого необходимо знать адрес объекта);
- в районном отделении Регистрационной палаты взять реквизиты для оплаты госпошлины;
- оплатить госпошлину;
- составить и отправить запрос в районное отделение ЕГРП с указание адреса (подробным описанием местонахождения) объекта, его кадастровым номером и вашим Ф. И. О.
Куда уходят деньги с подоходного налога у работающих пенсионеров
За все, что больше лимита, пенсионеры платят уже в обычном порядке.В ряде регионов действует также льготная ставка по налогу. Так например 50% скидку получат жители пенсионного возраста в Омске и Новосибирске. Налог с пенсии С тех пор как Украина ввела налог на пенсию, поползли слухи, что нечто подобное скоро ожидает и россиян. Напомним, с 2021 года украинские пенсионеры платят подоходный налог с суммы пенсии, превышающей три минимальных оклада. Нововведение коснулось как работающих, так и безработных пенсионеров. Кстати, подобная практика не такая уж и редкость в странах Европы. Наравне с Украиной похожая система налогообложения принята также в Эстонии и Греции. Впрочем, российские пенсионеры все еще могут спать спокойно. Вопреки домыслам, государственная пенсия (и страховая, и накопительная) в России по-прежнему полностью освобождается от налогообложения.
- Профессиональные (ст. 221 НК РФ), связанные с ведением любой профессиональной деятельности, за которую был получен доход.
- С зарплаты пенсионера уплачивается не только НДФЛ, но и взносы в Пенсионный Фонд в размере 22%. Это дает право на ежегодный перерасчет и повышение пенсии, который проводится 1 августа каждого года. Формула перерасчета: П = Пд + ИПК*СИПК П – размер пенсии после повышения; Пд – размер пенсии до перерасчета; ИПК – сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, полученных за год работы.
Как распределяются страховые взносы
Если говорить о 2011 годе, то из 26% тарифа страховых взносов 16% отражались на пенсионном счете работника: 10% на страховой части пенсии, 6% – на накопительной. У кого нет накопительной (граждане старше 1967 года рождения), то все 16 % отражались на страховой части трудовой пенсии. А оставшиеся 10% в соответствии с нормами законодательства направлялись на финансирование фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров и на лицевом счете гражданина не отражались. Не стоит забывать, что на данный момент пенсионная система в нашей стране носит характер солидарности, то есть нынешнее работающее поколение в какой-то степени обеспечивает пенсионеров.
С 2012 года тариф страхового взноса в ПФР уменьшился с 26% до 22%. Из них 16% по-прежнему отражались на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6% направлялись на финансирование ФБР. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы по основному тарифу, в 2012 году вырос до 512 тысяч рублей.