- Уголовное право

ПРОГРАММА производственного контроля 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРОГРАММА производственного контроля 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одновременное применение ППК и ХАССП на пищевом предприятии позволяет работать эффективно и в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства. Несмотря на отличия между Программой производственного контроля и ХАССП, обе эти системы направлены на то, чтобы обеспечить безопасность выпускаемой продукции. ППК и ХАССП дополняют друг друга, — разработка ППК и внедрение ХАССП предоставляют пищевому предприятию возможность оценивать и контролировать факторы и процессы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на безопасность продукции.
Самостоятельная разработка Программы производственного контроля и документации ХАССП для пищевого предприятия — это процесс, который требует много времени, а также знаний в области санитарных норм и пищевой безопасности. Поэтому надежнее и удобнее доверить это профессионалам.
Группа компаний ЭКСПЕРТ ГАРАНТ работает в сфере систем менеджмента качества и сертификации с 2012 года. Мы помогли 1000 предприятий разобраться в сложном мире стандартов и СМК и решить связанные с ними вопросы. Мы сертифицируем, проводим аудиты СМК, разрабатываем документацию, обучаем персонал и руководство предприятий. Наша работа направлена на реальное совершенствование корпоративной культуры, — мы предлагаем вам и вашему предприятию возможность становиться лучше на деле, а не на бумаге.

Как составить Программу Производственного Контроля с применением принципов ХАССП для пищевого предприятия

Что такое производственный контроль и для кого он обязателен

Любое предприятие, занятое в сфере производства, в ходе своей работы влияет на здоровье человека и на экосистему. Если это, к примеру, химическая промышленность, то здесь все понятно: ядовитые выбросы попадают в атмосферу, воду и почву, сотрудникам приходится контактировать с опасными веществами. Но даже самое безобидное на первый взгляд производство связано с теми или иными вредными факторами. Промышленное оборудование может стать причиной травм, а не соответствующие нормативам условия труда в помещении (чрезмерно сухой или влажный воздух, повышенная концентрация пыли, находящаяся за пределами нормы температура) могут вредить здоровью сотрудников.

Производственные риски можно устранить или минимизировать. Для этого созданы санитарные правила и нормы (СанПиН). А их соблюдение на предприятиях обеспечивает организация производственного контроля (ПК).

Главные нормативные документы, которые устанавливают необходимость и определяют правила проведения производственного контроля, — это Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарные правила СП 1.1.1058-01.

Статья 11 упомянутого Федерального закона гласит, что проведение производственного контроля — это обязательная мера для всех компаний, зарегистрированных как юрлицо или ИП [1] . К опасным объектам применяются особо жесткие требования.

Какие цели преследует организация производственного контроля на предприятии? Основная — защитить жизнь и здоровье работников от возможного риска, исключить или максимально уменьшить вред для окружающей среды. Эта большая цель достигается путем решения нескольких частных задач:

  • по регулярной оценке безопасности на производстве (для этого проводятся лабораторные исследования вредных факторов);
  • по обеспечению соблюдения технологии производственного процесса всеми сотрудниками предприятия;
  • по разработке мер предупреждения аварийных ситуаций;
  • по наблюдению за состоянием здоровья сотрудников.

В ходе проведения ПК проверке подлежит собственно производственная деятельность, а также самые разнообразные объекты:

  • здания, помещения, сооружения, эксплуатируемые при производственной деятельности;
  • промышленное оборудование;
  • рабочие места сотрудников;
  • продукция на всех стадиях производства от исходных материалов до готового товара, а также отходы.

Программа (план) производственного контроля

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 32, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В рамках производственного контроля составляется программа (план) производственного контроля, проводятся лабораторные исследования и испытания за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Результатом работ по организации и проведению производственного контроля являются:

  • разработка программы производственного контроля;
  • проведение лабораторных и инструментальных исследований;
  • ведение форм учета и отчетности, установленных действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

Читайте также:  Как встать на учёт в службу занятости

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

СанПиН 2.3.2.1280-01 «Дополнения и изменения № 2 к СанПиН 1078-01»;

СанПиН 2.3.2.1842-04 «Дополнения и изменения № 3 к СанПиН 1078-01»;

СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок»;

СанПиН 2.3.4.050-96 «Производство и реализация рыбной продукции»;

СП 2.3.6.1079-01 Санитарно — эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»;

Нормативная и техническая документация на продукцию ( ГОСТ Р 51494-99, ГОСТ 814-96, ГОСТ 51493-99, ГОСТ 3948, ГОСТ 1168 ,ГОСТ 17660 ,ТУ 9261-001-33093672-01 и др.);

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ».

СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».

Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

ГН 2.2.5.1314-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 г.№52 –Ф.З.

Приказ Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.89 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров. Инструкция по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №83 от 16.08.04 г. «Об утверждении перечней вредных и (ИЛИ) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

СП №1.1.1058-01 «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к технологическому оборудованию».СанПин 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.»

МУ 4425-87 «Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений»

МУ 2.2.4. 706-98. «Методические указания. Оценка освещенности рабочих мест»

ФЗ от 30.06.98 №89-Ф.З. «Об отходах производства и потребления»

СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»

СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Каким предприятиям понадобится программа

Согласно Федеральному закону от 30.03.1992 №52, программа производственного контроля должна быть абсолютно у всех предприятий, независимо от того, какую деятельность они ведут, какую имеют форму собственности и т.д. Ее назначение — упростить проверку соблюдения санитарных норм и правил, а также проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Составить программу нужно еще до того, как предприятие начнет функционировать. Для некоторых из них она будет оставаться неизменной. Другим же, возможно, придется дополнять и менять ее. Согласно вышеупомянутому закону, делать это можно в трех случаях. Во-первых, при смене рода деятельности. Во-вторых, при изменении или усовершенствовании технологии производства. И, в-третьих, при внесении изменение в перечень используемых в производстве материалов.

Что такое производственный контроль?

Перед тем, как переходить к описанию документа, важно понимать, что именно он регулирует. Производственный контроль направлен на то, чтобы на ранних этапах выявить и устранить любые санитарно-эпидемиологические угрозы не только для сотрудников предприятия, но и для граждан в целом. Он должен включать в себя ряд мероприятий, которые могут не допустить потенциально опасных ситуаций или, если возникла необходимость, свести к минимуму негативные последствия. В документе также содержатся данные о лицах, ответственных за их реализацию.

Мероприятия, которые входят в производственный контроль, указаны в СП 1.1.1058-01.

Согласно этому документу предприятие обязано:

  • проводить исследования в лаборатории и испытания сырья, материалов и технологий производства, а также готового продукта;
  • обеспечить гигиеническую подготовку и медицинское обследование персонала;
  • наладить контроль качества сырья, продукции и производственных процессов;
  • организовать предоставление данных о санитарно-эпидемиологической обстановке сотрудникам, государственным органам, населению.
Читайте также:  Оставление в опасности. Ст.125 УК РФ

Кроме перечисленных пунктов работодатель также обязан вести учет и готовить отчетность по принятым мерам.

Законом также установлен перечень объектов, в отношении которых необходим контроль. К ним относятся:

  • здания;
  • помещения общего пользования;
  • транспортные средства;
  • технологическое оборудование и процессы;
  • рабочие места;
  • сырье на всех этапах обработки и готовая продукция;
  • отходы.

Производственный контроль в области обращения с отходами.

Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную (в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2016 г., регистрационный N 42512).

Предприятие не является собственником, владельцем объектов размещения отходов и не осуществляет непосредственной эксплуатации таких объектов. Поэтому программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов не составляется.

Сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

Учет данных в области обращения с отходами производится ООО «Наименование» в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 (с изменениями).

Данные обобщаются ежеквартально по состоянию на 10 апреля, 10 июля и 10 октября текущего года, по состоянию на 10 января года (не позднее 10 числа месяца, следующего за учетным периодом).

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.

Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.

Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).

5.3.1. Главный инженер обязан:

  • обеспечивать организацию производственного экологического контроля на предприятии;
  • осуществлять общее техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и в структурных подразделениях;
  • обеспечивать организацию проведения работ по разработке и планированию природоохранных мероприятий;
  • контролировать выполнение плана природоохранных мероприятий;
  • организовывать контроль за соблюдением экологических требований при разработке регламентов технологических процессов и технологических карт;
  • обеспечивать внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ);
  • контролировать соблюдение структурными подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы оборудования, в том числе и природоохранных установок;
  • организовывать контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов выбросов (НДВ), сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов;
  • осуществлять контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов.
Читайте также:  Минфин меняет правила заполнения платежек

План график контроля на источниках выбросов

При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.

В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.

По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.

План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания “источник – вредное (загрязняющее) вещество” для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.

Как осуществляется разработка Программы?

Разрабатывать ППК должны специалисты, имеющие соответствующую квалификацию в сфере санитарии, гигиены и экологии. Если на предприятии или в фирме нет специалистов, имеющих необходимый уровень компетенции, официально подтвержденный дипломами об образовании, то руководители должны позаботиться, чтобы ответственные за ППК сотрудники прошли необходимую подготовку в сертифицированных Учебных Центрах Роспотребнадзора.

Важно, чтобы специалисты, составляющие план контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических правил, обладали знаниями технологических процессов, которые использует компания, и в вопросах санитарной, эпидемиологической и экологической безопасности.

Существуют типовые ППК, но использовать их в неизменном виде на каждом предприятии невозможно, так как для каждого вида экономической деятельности существуют свои санитарные правила, которые следует обязательно выполнять.

В составленной надлежащем образом программе по производственному контролю должна содержаться следующая информация:

  • сведения о специфике технологического цикла;
  • заключения экологов по конкретному виду экономической деятельности;
  • отчеты специалистов, занимающихся охраной труда и техникой безопасности;
  • экспертные заключения санитарно-эпидемиологической службы по конкретному предприятию и прочие документы, описывающие специфику работы компании, предприятия или ИП.

У ППК нет единой структуры. Она может быть написана в произвольной форме и иметь любое количество подразделов, связанных со спецификой коммерческой деятельности. Главное, чтобы такой документ объективно отражал особенности производственной деятельности экономического субъекта хозяйственной деятельности.

В программе должны также отражаться:

  • производственные мощности организации;
  • объемы используемого сырья и получаемой продукции;
  • размеры возможных последствий, возникающих в результате нарушения Санитарных Правил конкретным предприятием.

Для составления ППК в соответствии с предъявляемыми правилами руководителям нужно ознакомиться с нормативными документами Роспотребнадзора и действующими санитарными правилами. В них расписаны не только требования к Плану производственного контроля, но и к мероприятиям, проведение которых он предусматривает. Особенно важно правильно учесть все необходимые требования и отразить их в ППК организациям, занятым в следующих отраслях экономики:

  • сфере общественного питания и пищевой промышленности в целом;
  • медицине, работающей с населением;
  • сфере услуг, оказываемых физическим лицам.

Типовые программы производственного контроля

Составление Программы производственного контроля осуществляется в свободной форме. Конкретных требований к структуре и перечню мероприятий санитарного контроля нет. Естественно, типовые ППК существуют, но они не способны учесть и отразить все специфические для конкретной организации факторы. Поэтому каждой организации следует составлять Программу с учетом ее специфики и особенностей. Качественная и проработанная ППК облегчает контроль за соблюдением санитарных норм и делает легче прохождение проверок со стороны контролирующих органов. Также ППК помогает организациям избегать крупных штрафов для руководства, должностных лиц и сотрудников предприятия.
Группа компаний ЭКСПЕРТ ГАРАНТ работает в сфере систем менеджмента качества и сертификации с 2012 года. Мы помогли 1000 предприятий разобраться в сложном мире стандартов и СМК и решить связанные с ними вопросы. Мы сертифицируем, проводим аудиты СМК, разрабатываем документацию, обучаем персонал и руководство предприятий. Наша работа направлена на реальное совершенствование корпоративной культуры, — мы предлагаем вам и вашему предприятию возможность становиться лучше на деле, а не на бумаге.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального госконтроля, лабораторного контроля на производстве;
  • документацию изготовителя (производителя);
  • эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Организация (ИП) в своём локальном акте определяет номенклатуру, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда. Этот документ также называют программой производственного контроля.

При этом нужно учитывать:

  • характеристики производственных процессов и технологического оборудования;
  • наличие вредных производственных факторов;
  • степень их влияния на здоровье работника и среду его обитания.

Здесь всё просто: объекты производственного контроля за условиями труда – рабочие места.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *