Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки онлайн-касс в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 июля 2023 года в соответствии с 54-ФЗ большая часть предпринимателей обязана перейти на онлайн-кассы. Помимо того, что ИП и организации в обязательном порядке должны приобрести, установить и зарегистрировать онлайн-кассы, они обязаны соблюдать все законные требования. Есть много нюансов, которые необходимо знать индивидуальному предпринимателю, чтобы избежать любых штрафов в 2023 году.
Штраф за неприменение онлайн‑кассы
За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:
- ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.
Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
- деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.
От чего зависит размер штрафов?
Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:
- Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
- Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
- Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
- Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Проекты запланированных изменений
Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:
- Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
- Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.
В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.
Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ
Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:
- Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
- Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2020 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.
При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.
Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:
- наличие корпуса и заводского номера на нем;
- предусмотрена возможность установки ФН;
- передача данных на ФН и ОФД.
Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:
- используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
- нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
- не соблюдена кассовая дисциплина.
Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:
- касса не фискализирована;
- зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
- ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
- не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
- отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.
Ответственность за неприменение ККТ:
- для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
- для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.
Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ
Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.
Новые штрафы за онлайн-кассы, действующие с 2021 года
В 2020 году Министерство финансов РФ вышло с инициативой изменить действующие акты, которыми регламентируется применение онлайн-касс в стране. Речь шла о том, что все существующие нормы КоАП, как и закон 54-ФЗ, стали в 2021 году недействительными, а все положения, в которых прописали нормы регулирования и контроля работы ККТ, были перенесены в Налоговый кодекс.
Преимущество заключается в первую очередь в том, что контроль за работой ИП, юрлиц стал оперативным. Рабочими стали две формы проверки:
- Мониторинг. Тут подразумевается сбор информации о работе ККТ с последующим обобщением и систематизацией. Информация начала приходить в ФНС из разных источников, при этом она стала полной и актуальной.
- Проверки. Оперативные проверки на местах — выезд проверяющих непосредственно по месту ведения хоздеятельности. Работники налоговой службы получили право привлекать к таким проверкам представителей ФСБ, делать контрольную закупку с чеком.
Размер штрафов за непробитый чек для ИП и юрлиц планируют повысить.
Когда назначают штраф за непробитый чек
Отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства. Равно как и отсутствие события административного правонарушения. Поэтому сначала о составе.
Объективная сторона правонарушения по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ выражается в бездействии. А именно:
- ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо
- непередача таких документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию
Когда субъект правонарушения вообще не применяет контрольно-кассовую технику, то ему назначат штраф за неприменение ККМ. А вот когда не направил в электронной форме или не выдал чек на руки, тогда штраф за непробитый чек.
В целом, согласно Закону от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). Исключения устанавливает статья 2 этого Закона.
Подведомственность правонарушения
Надзор за применением ККТ осуществляют налоговые органы. В частности, они вправе беспрепятственно получать доступ к ККМ и фискальным данным, проверять документацию, проводить проверки. И, собственно, привлекать к административной ответственности в сфере применения ККМ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляют налоговые органы. Причем по общему правилу независимо от того, на учете какой инспекции состоит организация, если иное не установлена в положении такой инспекции.
Штраф за непробитый чек на онлайн-кассе
Штрафные санкции за невыдачу кассового чека установлены в ч. 6 ст. 14.5 Кодекса. По закону продавец обязан предоставить бумажный чек и по требованию покупателя отправить его электронную копию на почту или по номеру телефона. Отдельным субъектам разрешили использовать кассу удаленно и предусмотрели несколько вариантов выдачи чеков. В список «льготников» вошли:
- интернет-магазины;
- рестораны с доставкой;
- курьерские службы;
- компании, выполняющие работы с выездом на дом: клининг, ремонт и др.;
- городской транспорт;
- организации в сфере ЖКХ;
- торгоматы;
- компании, выдающие внутриотраслевые бланки (например, ломбарды и турагентства).
Вместо бумажных чеков разрешается выдавать бланки со ссылкой на сайт ФНС, где можно скачать документ, или демонстрировать QR-код на экране смартфона, чтобы покупатель смог самостоятельно его отсканировать. На этом список не ограничивается, все варианты перечислены в ст. 1.2 Закона.
Для всех субъектов (независимо от выбранного способа выдачи чека) применяются одни и те же штрафные санкции. Основания для начисления штрафа:
- продавец не предоставил кассовый чек покупателю;
- клиент запросил электронную копию, а продавец проигнорировал это требование.
Контроль за применением контрольно кассовой техники
До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:
- представители малого и среднего бизнеса;
- некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.
Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:
- был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
- указ президента РФ;
- восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.
Правовые положения применения чеков онлайн-касс
Согласно п. 2 ст. 2.1 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ предприятия и ИП, работающие с ККМ, обязаны пробивать чеки при расчетах с использованием наличности и платежных карт. Под расчетами понимается прием и выдача денежных средств.
Налоговые органы, в соответствии со ст. 7 закона № 54-ФЗ, имеют право на осуществление контроля правильности применения ККМ и полноты учета выручки у организаций и ИП. В рамках осуществления своих полномочий налоговики могут получать полный доступ к ККМ, проводить проверки правильности ее работы, выносить предписания о наложении взысканий и устранении нарушений. Штраф за не пробитый по кассе чек также может быть наложен в случае жалобы покупателей в отдел защиты прав потребителей.
Дело 3. Фермер не выдал чек покупателю, но смог оспорить штраф в 190 000 рублей
Налоговая проверяла, как фермер соблюдает закон о кассах. При проверке выяснилось, что фермер продал 80 коров, получил за них 760 000 рублей наличными, но кассовый чек не пробил.
Фермера признали виновным и назначили штраф 190 000 рублей. Его на суде не было, потому что в повестке в строке «населенный пункт» был указан город Городовиковск, хотя дело рассматривали в суде по адресу Республика Калмыкия, село Приютное.
Второй суд отменил штраф за продажу без чека из-за ошибки в повестке: фермер не мог защищать себя в суде, потому что не знал, какой суд занимается его вопросом. А рассматривать дела без ответчика можно, только если ему отправили нормальное уведомление.
Как должно быть. На момент проверки у фермера не было обязанности использовать кассу, если он не занимался розничной торговлей, поэтому отбился бы от штрафа и без ошибки в повестке.
Как так вышло, что ни налоговая, ни первый суд не заметили, что у фермера нет обязанности пользоваться кассой, непонятно.
Дело 4. Неправильные бланки строгой отчетности вместо чеков — штраф 109 203 рубля
ООО «Бизнес-класс» при оплате услуг выдавало клиентам бланки строгой отчетности вместо чеков. Но бланки были оформлены неправильно: серия была прописана от руки, а не отпечатана в типографии. Налоговая назначила компании штраф 218 467 рублей.
Компания обратилась в суд с просьбой отменить штраф: бланки строгой отчетности выдавались, а требования к серии бланков не прописаны в законе.
Суд решил, что бланки компании не были бланками строгой отчетности, потому что не содержали серию и имя того, кто их выдавал. Но суд учел, что компания включала в налоговую базу все свои доходы, и снизил штраф до 109 233 рублей.
Как должно быть. Раньше можно было вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности. Но с 1 июля 2019 года все, кто так делал, обязаны поставить кассу и пробивать чеки. Исключений три:
- распространители билетов на концерты, фестивали, мероприятия. Они могут и дальше выдавать бланки строгой отчетности;
- те, у кого отсрочка по кассам;
- те, про кого в законе написано, что им касса не нужна.