- Жилищное право

Проверки онлайн-касс в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки онлайн-касс в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 июля 2023 года в соответствии с 54-ФЗ большая часть предпринимателей обязана перейти на онлайн-кассы. Помимо того, что ИП и организации в обязательном порядке должны приобрести, установить и зарегистрировать онлайн-кассы, они обязаны соблюдать все законные требования. Есть много нюансов, которые необходимо знать индивидуальному предпринимателю, чтобы избежать любых штрафов в 2023 году.

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

От чего зависит размер штрафов?

Законодательством предусмотрены так называемые вилки штрафов, имеющие минимальное и максимальное значения. Итоговая сумма санкций находится между этими цифрами и зависит от следующих факторов:

  1. Частота нарушений. При первой ошибке штраф за неприменение ККТ в 2022 году будет минимальный. Особенно, если предприниматель ранее не привлекался к ответственности или нарушенные нормы были введены недавно.
  2. Юридический статус компании. Согласно общепринятой международной практике, индивидуальные предприниматели несут меньшую ответственность, чем юрлица. Это связано с отсутствием у первых ресурсов на изучение всего законодательства и с небольшим масштабом последствий от их неверных действий.
  3. Масштабы последствий. Иногда и простой ИП своими преднамеренными неправомерными действиями может нанести государству убытки в миллионы рублей. Величина ущерба также учитывается налоговыми органами при определении суммы штрафа в 2022 году.
  4. Вид нарушения. В кассовом законодательстве много различных норм, по-разному влияющих на права потребителей и налогообложение. Некоторые нарушения предпринимателей являются чисто техническими и непреднамеренными, поэтому за них могут выписываться минимальные штрафы.

Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:

  1. Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
  2. Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
  3. Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Читайте также:  Внесение доплаты за метраж не влияет на срок владения квартирой для целей НДФЛ

Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.

Проекты запланированных изменений

Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:

  1. Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
  2. Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.

В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.

Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ

Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:

  1. Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
  2. Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2020 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.

При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.

Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54

Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:

  • наличие корпуса и заводского номера на нем;
  • предусмотрена возможность установки ФН;
  • передача данных на ФН и ОФД.

Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:

  • используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
  • нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
  • не соблюдена кассовая дисциплина.

Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:

  • касса не фискализирована;
  • зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
  • ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
  • не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
  • отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.

Ответственность за неприменение ККТ:

  • для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
  • для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.

Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ

Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.

Новые штрафы за онлайн-кассы, действующие с 2021 года

В 2020 году Министерство финансов РФ вышло с инициативой изменить действующие акты, которыми регламентируется применение онлайн-касс в стране. Речь шла о том, что все существующие нормы КоАП, как и закон 54-ФЗ, стали в 2021 году недействительными, а все положения, в которых прописали нормы регулирования и контроля работы ККТ, были перенесены в Налоговый кодекс.

Читайте также:  Перерасчет пенсий по-новому в 2023 году коснется работающих пенсионеров

Преимущество заключается в первую очередь в том, что контроль за работой ИП, юрлиц стал оперативным. Рабочими стали две формы проверки:

  1. Мониторинг. Тут подразумевается сбор информации о работе ККТ с последующим обобщением и систематизацией. Информация начала приходить в ФНС из разных источников, при этом она стала полной и актуальной.
  2. Проверки. Оперативные проверки на местах — выезд проверяющих непосредственно по месту ведения хоздеятельности. Работники налоговой службы получили право привлекать к таким проверкам представителей ФСБ, делать контрольную закупку с чеком.

Размер штрафов за непробитый чек для ИП и юрлиц планируют повысить.

Когда назначают штраф за непробитый чек

Отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства. Равно как и отсутствие события административного правонарушения. Поэтому сначала о составе.

Объективная сторона правонарушения по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ выражается в бездействии. А именно:

  • ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо
  • непередача таких документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

Когда субъект правонарушения вообще не применяет контрольно-кассовую технику, то ему назначат штраф за неприменение ККМ. А вот когда не направил в электронной форме или не выдал чек на руки, тогда штраф за непробитый чек.

В целом, согласно Закону от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). Исключения устанавливает статья 2 этого Закона.

Подведомственность правонарушения

Надзор за применением ККТ осуществляют налоговые органы. В частности, они вправе беспрепятственно получать доступ к ККМ и фискальным данным, проверять документацию, проводить проверки. И, собственно, привлекать к административной ответственности в сфере применения ККМ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляют налоговые органы. Причем по общему правилу независимо от того, на учете какой инспекции состоит организация, если иное не установлена в положении такой инспекции.

Штраф за непробитый чек на онлайн-кассе

Штрафные санкции за невыдачу кассового чека установлены в ч. 6 ст. 14.5 Кодекса. По закону продавец обязан предоставить бумажный чек и по требованию покупателя отправить его электронную копию на почту или по номеру телефона. Отдельным субъектам разрешили использовать кассу удаленно и предусмотрели несколько вариантов выдачи чеков. В список «льготников» вошли:

  • интернет-магазины;
  • рестораны с доставкой;
  • курьерские службы;
  • компании, выполняющие работы с выездом на дом: клининг, ремонт и др.;
  • городской транспорт;
  • организации в сфере ЖКХ;
  • торгоматы;
  • компании, выдающие внутриотраслевые бланки (например, ломбарды и турагентства).

Вместо бумажных чеков разрешается выдавать бланки со ссылкой на сайт ФНС, где можно скачать документ, или демонстрировать QR-код на экране смартфона, чтобы покупатель смог самостоятельно его отсканировать. На этом список не ограничивается, все варианты перечислены в ст. 1.2 Закона.

Для всех субъектов (независимо от выбранного способа выдачи чека) применяются одни и те же штрафные санкции. Основания для начисления штрафа:

  • продавец не предоставил кассовый чек покупателю;
  • клиент запросил электронную копию, а продавец проигнорировал это требование.

Контроль за применением контрольно кассовой техники

До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:

  • представители малого и среднего бизнеса;
  • некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.
Читайте также:  Ребёнок на переднем сиденье — со скольки лет можно ездить по новому закону?

Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:

  • был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
  • указ президента РФ;
  • восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.

Правовые положения применения чеков онлайн-касс

Согласно п. 2 ст. 2.1 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ предприятия и ИП, работающие с ККМ, обязаны пробивать чеки при расчетах с использованием наличности и платежных карт. Под расчетами понимается прием и выдача денежных средств.

Налоговые органы, в соответствии со ст. 7 закона № 54-ФЗ, имеют право на осуществление контроля правильности применения ККМ и полноты учета выручки у организаций и ИП. В рамках осуществления своих полномочий налоговики могут получать полный доступ к ККМ, проводить проверки правильности ее работы, выносить предписания о наложении взысканий и устранении нарушений. Штраф за не пробитый по кассе чек также может быть наложен в случае жалобы покупателей в отдел защиты прав потребителей.

Дело 3. Фермер не выдал чек покупателю, но смог оспорить штраф в 190 000 рублей

Налоговая проверяла, как фермер соблюдает закон о кассах. При проверке выяснилось, что фермер продал 80 коров, получил за них 760 000 рублей наличными, но кассовый чек не пробил.

Фермера признали виновным и назначили штраф 190 000 рублей. Его на суде не было, потому что в повестке в строке «населенный пункт» был указан город Городовиковск, хотя дело рассматривали в суде по адресу Республика Калмыкия, село Приютное.

Второй суд отменил штраф за продажу без чека из-за ошибки в повестке: фермер не мог защищать себя в суде, потому что не знал, какой суд занимается его вопросом. А рассматривать дела без ответчика можно, только если ему отправили нормальное уведомление.

Как должно быть. На момент проверки у фермера не было обязанности использовать кассу, если он не занимался розничной торговлей, поэтому отбился бы от штрафа и без ошибки в повестке.

Как так вышло, что ни налоговая, ни первый суд не заметили, что у фермера нет обязанности пользоваться кассой, непонятно.

Дело 4. Неправильные бланки строгой отчетности вместо чеков — штраф 109 203 рубля

ООО «Бизнес-класс» при оплате услуг выдавало клиентам бланки строгой отчетности вместо чеков. Но бланки были оформлены неправильно: серия была прописана от руки, а не отпечатана в типографии. Налоговая назначила компании штраф 218 467 рублей.

Компания обратилась в суд с просьбой отменить штраф: бланки строгой отчетности выдавались, а требования к серии бланков не прописаны в законе.

Суд решил, что бланки компании не были бланками строгой отчетности, потому что не содержали серию и имя того, кто их выдавал. Но суд учел, что компания включала в налоговую базу все свои доходы, и снизил штраф до 109 233 рублей.

Как должно быть. Раньше можно было вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности. Но с 1 июля 2019 года все, кто так делал, обязаны поставить кассу и пробивать чеки. Исключений три:

  • распространители билетов на концерты, фестивали, мероприятия. Они могут и дальше выдавать бланки строгой отчетности;
  • те, у кого отсрочка по кассам;
  • те, про кого в законе написано, что им касса не нужна.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *