Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.
Правовой статус органов валютного регулирования
В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.
Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.
Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.
Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.
Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.
Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.
Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Валютные операции на валютном рынке
Такие операции совершают банки, физические лица и компании.
С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.
На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.
Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.
При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.
Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям относятся определенные действия. Например, такие действия:
- выдача или получение кредитов в иностранной валюте;
- переводы в РФ или из родной страны денег в иностранной валюте с целью осуществления импортных или экспортных операций;
- переводы в Россию, из страны процентов и любых выплат, связанных с получением доходов;
- переводы денежных средств в виде премии, заработной платы, пенсии и других выплат;
- переводы денег с целью покупки неимущественных прав или имущественных объектов;
- инвестирование, осуществляемое в виде покупки ценных бумаг или приобретения долей в капитале компаний.
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
- невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
- установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
- одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
- единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
- госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
- Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
- международные соглашения РФ;
- опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
- перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
- выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
- перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
- перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
- инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
- перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.
Валютные операции на валютном рынке
Такие операции совершают банки, физические лица и компании.
С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.
На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.
Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.
При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.
Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1 — 4 ст. 13).
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
- требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
- лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
- требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
- требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
- лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородную массу, а, в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, то есть действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам . Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, а именно: «резиденты» и «нерезиденты». Важность выделения этих категорий субъектов заключается в том, что в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. К числу лиц, включаемых Законом в категорию резидентов, относятся:
- физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов;
- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые вступают в валютные отношения (пп. 6 п. 1 ст. 1).
См.: Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4; Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.
Примечание. Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы.
К нерезидентам согласно Закону относятся следующие лица:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
- аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
- находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;
- иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1).
Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов , поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативно-правовым актам. Определение статуса клиента банка (резидента или нерезидента) представляется важнейшим элементом деятельности уполномоченных банков, поскольку позволяет, во-первых, установить, какие нормативные акты подлежат применению в отношении данного субъекта (требования валютного законодательства в отношении резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций сильно отличаются), а во-вторых, правильно идентифицировать его с позиции соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
См. об этом более подробно: Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.
Так, Закон относит к резидентам физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) . Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:
- временно пребывающие в России;
- временно проживающие в России;
- постоянно проживающие в России (п. 1 ст. 2).
• Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль • Основные понятия
Валютный рынок является важной составляющей финансового рынка и представляет собой систему экономических и организационно-правовых отношений, которые возникают между субъектами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Валютные рынки служат механизмом, посредством которого производятся международные расчеты во внешней торговле.
Главная функция валютного рынка состоит в том, чтобы обеспечить потребности его участников в иностранной валюте для международных расчетов, управления ликвидностью, страхования валютных рисков, а также извлечения прибылей из операций с иностранной валютой.
Основными участниками валютного рынка являются:
• коммерческие банки, осуществляющие основной объем валютных операций; все остальные участники валютного рынка, как правило, открывают счета в банках и через них осуществляют операции с иностранной валютой; в Российской Федерации участниками валютной торговли являются уполномоченные банки;
• центральные банки; выход центральных банков на валютный рынок обусловлен решением таких задач, как поддержание курса национальной валюты с помощью валютных интервенций, а также управления валютными резервами;
• фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, формируя спрос (импортеры) и осуществляя предложение (экспортеры) на валютном рынке; эти фирмы осуществляют
операции с иностранной валютой через уполномоченные банки;
• валютные биржи;
• валютные брокерские фирмы; многие коммерческие банки получают информацию о текущих валютных курсах и заключают сделки с партнерами с помощью сотрудников — специализированных брокерских фирм;