Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер и порядок оплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом рассматривается арбитражным судом. Условием начала процедуры банкротства является письменное согласие в всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Размеры государственной пошлины
Размеры государственной пошлины
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, установлены статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;
2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 2 000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 3 000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6 000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) утратил силу с 01 января 2013 года;
14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей.
Таким образом, при подаче апелляционных жалоб на решения арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения государственная пошлина подлежит уплате в размере 3000 рублей. При обжаловании судебных актов по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ) государственная пошлина составляет 1500 рублей для юридических лиц и 150 рублей для физических лиц (п. 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды предусмотрены статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
По делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 указанного кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
4) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
5) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.
Если на банкротство подает госорган или орган местного самоуправления
Согласно пп.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, а также разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (п. 32), в том случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу о банкротстве.
Это освобождение применяется только в случаях, если соответствующий государственный или муниципальный орган (налоговая инспекция или другой госорган) обратился в суд в случае, предусмотренном законом (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 года № Ф02-1360/2018 по делу № А58-1718/2017).
Размеры госпошлины по искам
По спорам имущественного характера размер госпошлины определяется размером заявленных материальных требований. Для того чтобы калькулятор вывел правильный результат, вам следует лишь сообщить ему сумму иска. В алгоритмы калькулятора введены все процентные ставки, необходимые для правильного расчета.
По неимущественным спорам законодатель установил фиксированные размеры госпошлины, поэтому калькулятору потребуется не сумма иска, а его тип.
К категориям неимущественных споров относятся:
- иски по договорным спорам;
- иски, проистекающие из административного права, а также заявления, проистекающие из споров с органами власти;
- иски, проистекающие из авторского права;
- иски о банкротстве;
- заявления об отмене подзаконных актов, принятых органами власти и должностными лицами;
- заявления, касающиеся установления юридических фактов.
Что такое госпошлина в арбитражный суд?
При обращении физических и юридических лиц за государственными услугами нужно уплачивать государственную пошлину – обязательный платеж, который действует на всей территории РФ. Госпошлину в арбитражный суд уплачивают при подаче исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, апелляционных и кассационных жалоб, других обращений.
Этот платеж, уплачиваемый заявителем, попадает в доход федерального бюджета РФ. Регулятивная функция госпошлины определяет спрос на государственные услуги, к примеру, размер пошлины в некоторых арбитражных процессах достаточно высок. Так, заявитель должен оценить целесообразность подачи заявления, его экономический смысл, ведь помимо пошлины возникают и другие судебные издержки. Непредоставление документа об уплате пошлины в арбитражный суд является основанием оставления искового заявления без движения (ст. 126, 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Комментарии к ст. 102 АПК РФ
1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.
Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.
На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.
В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.
При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.
Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.
По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.
Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.
Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.
Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).
30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.
Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.
Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.
При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.
Аналогичный размер государственной пошлины установлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок .
———————————
Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.
Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.
Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.
Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.
Признание несостоятельным физического лица
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления о признании физического лица несостоятельным (банкротом) уплачивается пошлина в размере 300 рублей.
Заявление подается в арбитражный суд первой инстанции по месту нахождения должника, по его реквизитам уплачивается госпошлина.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами вне зависимости от того, кто входит в состав участников дела — организации, ИП или граждане (п. 6 ст. 27 АПК РФ). Вопрос о банкротстве будет рассматриваться арбитражным судом, несмотря на то, что в качестве кредиторов могут выступать обычные граждане, не имеющие предпринимательского статуса.
К заявлению необходимо приложить доказательство оплаты госпошлины, либо ходатайство об отсрочке ее оплаты.
Подробнее о банкротстве физических лиц читайте здесь.
Вознаграждение финансового управляющего
Гонорар, который обанкротившийся человек обязуется выплатить финансовому управляющему (ФУ), содержит 2 части:
- Награда за проведенные работы. Ее минимальная сумма, оговоренная в законе «О несостоятельности», равна 25 тыс. р. (это оплата за ведение одной процедуры). Эта стоимость считается официальной, ее проводят через депозит АС.
- Вторая часть оплаты представлена суммой, которая считается реальным гонораром арбитражного управляющего. Этому специалисту во время ведения дела банкрота понадобится помощь других сотрудников (юристы). Финансовый управляющий не работает в одиночку. Ему потребуется заплатить за беспокойство штату юристов. Поэтому меньше, чем 100 тысяч рублей, вряд ли удастся заплатить за проведение одной процедуры.
Помимо гонорара за работу ФУ также предусмотрен определенный процент от суммы удовлетворенных требований кредиторов. Составляет эта выплата 7%. Этот вид платы необходим, чтобы заинтересовать арбитражного управляющего встать на защиту интересов кредиторов. С большим энтузиазмом они начнут обнаруживать имущество обанкротившегося. Для договора с ФУ, обанкротившемуся гражданину предстоит договориться с ним. Это значит гонорар, который он назначит в качестве награды, должен быть приемлемым для специалиста.
Признание несостоятельным физического лица
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления о признании физического лица несостоятельным (банкротом) уплачивается пошлина в размере 300 рублей.
Заявление подается в арбитражный суд первой инстанции по месту нахождения должника, по его реквизитам уплачивается госпошлина.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами вне зависимости от того, кто входит в состав участников дела — организации, ИП или граждане (п. 6 ст. 27 АПК РФ). Вопрос о банкротстве будет рассматриваться арбитражным судом, несмотря на то, что в качестве кредиторов могут выступать обычные граждане, не имеющие предпринимательского статуса.
К заявлению необходимо приложить доказательство оплаты госпошлины, либо ходатайство об отсрочке ее оплаты.
Подробнее о банкротстве физических лиц читайте здесь.
Заявление индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом рассматривается арбитражным судом. Условием начала процедуры банкротства является письменное согласие в всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявление в суд подает глава КФХ. Рассмотрение дела производится по специальным правилам, установленным параграфом 3 главы 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Правила банкротства физических лиц не применяются к случаям банкротства КФХ (п. 2 ст. 213.1 ФЗ о банкротстве).
С 1 января 2021 года государственная пошлина при подаче заявления о признании физического лица — главы КФХ несостоятельным (банкротом) уплачивается в размере 300 рублей.
c)СРО не могла направить ходатайство о введении временной администрации кооператива, не располагая разработанным кооперативом планом восстановления своей платежеспособности.
- Абз. 4 Указания № Банка России № 3531-У предусмотрено, что ходатайство должно содержать «предложение о возможном сроке действия временной администрации». Не располагая планом восстановления платежеспособности, содержащим расчетный срок его реализации, СРО не в состоянии составить обоснованное предложение о сроке действия временной администрации.
- Пункт 1 ст. 189.2 закона № 127-ФЗ определяет дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства кооператива, которые должны применяться во взаимосвязи с общими основаниями и порядком применения мер по предупреждению банкротства, установленным ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ:
- В соответствии с п. 2 ст. 189.2 при возникновении таких оснований, кооператив был обязан в 15-дневныйй срок разработать и направить в СРО план восстановления своей платежеспособности. Эта обязанность не была исполнена кооперативом.
- Неисполнение плана восстановления платежеспособности является одним из оснований для назначения Банком России временной администрации, предусмотренной п. 3, ст. 183.5.
- Без оценки перспектив реализации плана восстановления платежеспособности, решение Банка России не может быть мотивированным, как это предусмотрено абз.2, п.1, ст. 189.3 Закона № 127-ФЗ.
Поэтому в отсутствие плана восстановления платежеспособности ходатайство СРО о назначении временной администрации, поданное с нарушением установленной законом процедуры носило бы формальный характер, было бы отклонено Банком России и не помогло бы предупредить банкротство кооператива.
Опыт впоследствии направленных и отклоненных Банком России ходатайств о назначении временной администрации кредитных кооператива в связи отсутствием срока действия временной администрации, планов восстановления платежеспособности, доказывает, что эти документы и сведения являются существенными для правильного определения политики действия временной администрации в целях восстановления платежеспособности кооператива.
Госпошлина за банкротство юридического лица
Внимание: с 6 марта по 6 октября 2021 года введен мораторий на банкротство некоторых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подробнее об этом читайте здесь.
Согласно п. 5 части 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, при подаче заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) уплачивается пошлина в размере 6000 рублей.
Размер указанной госпошлины в деле о банкротстве не меняется в зависимости от вида юридического лица — ООО, АО, ГУП, КФХ и так далее. Не имеет значения также сфера деятельности юрлица — застройщик, поставщик и т.п.
Дела о банкротстве рассматриваются всегда арбитражными судами. При этом не имеет значения состав участников процесса (п. 6 ст. 27 АПК РФ). Вопрос о банкротстве застройщика или розничного интернет-магазина будет рассматриваться арбитражным судом, несмотря на то, что в качестве кредиторов могут выступать обычные граждане, не являющиеся предпринимателями.
Заявление подается в арбитражный суд первой инстанции по месту нахождения должника. Госпошлина по делу о банкротстве уплачивается по реквизитам этого арбитражного суда.
Помимо прочих необходимых в соответствии с процессуальным законодательством документов, к заявлению должно быть приложено подтверждение оплаты госпошлины, либо ходатайство об отсрочке ее оплаты.
Госпошлина за обеспечительные меры в банкротстве
Согласно п. 1 статьи 46 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по ходатайству заявителя или иного участника дела вправе принять обеспечительные меры в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечительные меры — это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя — наложение ареста на деньги или имущество должника или запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия. Суд может удовлетворить ходатайство, если непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного решения (ст. 91 АПК РФ).
Ходатайство (заявление) об обеспечении иска (в том числе, по делам о банкротстве) облагается госпошлиной в размере 3000 рублей (пп. 9 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ). Применимость этой госпошлины в делах о банкротстве подтвердил ВАС РФ в Постановлении Пленума от 11 июля 2014 года № 46 (п. 27). Госпошлина уплачивается однократно по каждому заявлению об обеспечении (при этом в нем может содержаться просьба о применении нескольких обеспечительных мер).
Заявление индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом рассматривается арбитражным судом. Условием начала процедуры банкротства является письменное согласие в всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявление в суд подает глава КФХ. Рассмотрение дела производится по специальным правилам, установленным параграфом 3 главы 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Правила банкротства физических лиц не применяются к случаям банкротства КФХ (п. 2 ст. 213.1 ФЗ о банкротстве).
С 1 января 2020 года государственная пошлина при подаче заявления о признании физического лица — главы КФХ несостоятельным (банкротом) уплачивается в размере 300 рублей.
Кассационная жалоба на решение арбитражного суда по экономическому спору
Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражном процессе установлена также в размере 50% от госпошлины для подачи иска неимущественного характера — 3000 рублей (подпункты 4 и 12 пункта 1 ст. 333.21 НК РФ).
Госпошлина установлена в едином размере для заявителей-юридических лиц и физических лиц — ИП.
Госпошлина уплачивается за подачу кассационной жалобы в отношении:
- решения и постановлений арбитражного суда по делу;
- определений об отказе в принятии искового заявления;
- определений об оставлении искового заявления без рассмотрения,
- по делу об оспаривании решений третейского суда,
- по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, а также об отказе в выдаче исполнительных листов.
Уплата госпошлины по другим актам арбитражного суда зависит от того, оплачивалось ли соответствующее заявление госпошлиной при рассмотрении в первой инстанции.
Порядок уплаты госпошлины
Как устанавливает арбитраж, оплата государственной пошлины ложится на плечи заявителя. Однако арбитражный суд после вынесения судебного решения может обязать виновную сторону процесса возместить заявителю все расходы, включая пошлину.
Если человек, подающий апелляционную жалобу в суд, получит отказ в удовлетворении своих требований, финансовые расходы останутся за ним. Существует еще один вариант: арбитраж после решения судебного спора распределяет расходы между истцом и ответчиком по соответствующим долям.
Госпошлина при подаче апелляционной жалобы устанавливается на основании стоимости иска и будет рассчитываться исходя из суммы, потраченной на суд первой инстанции. Размер госпошлины при подаче заявления должен составить около 50% от первичной цены.
Подавая исковую претензию арбитражу, нужно понимать, что сумма к оплате будет зависеть от ряда факторов. Сегодня существует специальная таблица, с помощью которой можно самостоятельно рассчитать размер пошлины за кассационную жалобу или другой вид искового документа.
Арбитражный суд устанавливает максимальную ставку госпошлины в 4% для споров, цена иска по которым меньше 100 тысяч рублей. Чем выше цена иска, тем более лояльным будет обязательный платеж.
Стоит заметить, что арбитражный суд устанавливает различный размер госпошлины при подаче заявления для физических и юридических лиц. Государственная пошлина для компаний и организаций всегда больше, чем для обычных граждан.
Как можно оплачивать, способы
Заплатить госпошлину в России можно абсолютно разными способами, выбирая для себя самый приближенный из вариантов. Например, кому-то удобно обратиться с реквизитами в кассу банка, а для тех, кто проживает удаленно, вариантом станет ай бокс или терминал, банкомат.
Один из вариантов, актуальный для большинства, — касса Сбербанка России. Она всегда доступна и многочисленное количество отделений есть по всей стране, даже в малонаселенных селениях. Терминалы Сбербанка не меньше пользуются спросом, чем кассы, особенно у тех, кто вполне самостоятельно справляется с автоматизированной системой и может вводить реквизиты на экране. Это по части больше подходит молодежи и среднему поколению, которые чаще сталкиваются с компьютерами.
Какой бы из вариантов плательщик не выбрал, главное и обязательное правило — правильно ввести реквизиты для проведения платежа. Если ошибиться, то деньги для оплаты госпошлины могут уйти не туда, либо зависнуть в системе, вернуть их может быть сложно. В таком случае придется писать в банк заявление о неправильном предоставлении реквизитов платежа и ждать возврата.
Подать иск в суд можно всегда, но его не примут без уплаты государственной пошлины. Это обязательное условие в большинстве случаев судебных разбирательств. Однако имеются ситуации, где сторона, подающая жалобу или претензию, освобождается от уплаты пошлины. Также можно в дальнейшем вернуть потраченные средства на госпошлину.
Для подачи апелляции у сторон есть 30 дней после вынесенного вердикта. В исключительных ситуациях при наличии уважительных причин пропущенные сроки подлежат восстановлению в судебном порядке.
При пропуске сроков сторона должна предварительно подать соответствующее ходатайство. В нем указываются уважительные причины, сделавшие невозможным своевременное представление апелляции (командировка, болезни, нарушение арбитражем положенных по закону сроков и пр).
В АПК указывается на частные случаи, при которых предусмотрены сжатые сроки подачи апелляции. Они составляют 10 дней при привлечении стороны к административной ответственности, наложении судом штрафа, по определениям в области банкротного процесса.
При подаче апелляционной жалобы важно знать, что она подается через принявший решение в 1-ой инстанции арбитраж. Он уже обязан направить ее вместе с делом в соответствующую апелляционную инстанцию в 3-х дневный срок.