Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:
-
Использование собственных транспортных средств.
-
Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
-
Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.
С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:
- патент;
- УСН.
Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.
Льготное налогообложение для ИП
Таким образом, мы наглядно показали, что российское законодательство дает возможность малому бизнесу работать на минимальной налоговой нагрузке. Сравним в таблице рассчитанные для нашего примера суммы для разных режимов (общая система в расчетах не учитывалась, как априори самая невыгодная).
Система налогообложения | Налог к уплате за год, рублей |
---|---|
ПСН | 71 925 |
ЕНВД | 43 308 |
УСН Доходы | 648 000 |
УСН Доходы минус расходы | 954 000 |
Что мы видим? Суммы налогов на УСН Доходы минус расходы и ЕНВД различаются в 22 раза! Обязательно делайте такой расчет (самостоятельно или с привлечением специалистов) до того, как приступите к реальной деятельности, и своевременно подавайте заявление на выбранный режим.
Для тех, кто выбрал ЕНВД и ПСН, советуем учесть, что налоговые органы будут тщательно проверять наличие правильно оформленных документов, подтверждающих реально оказанные услуги, а также соответствие цен рыночным. Дело в том, что недобросовестные налогоплательщики часто используют грузоперевозчиков на ЕНВД и ПСН в налоговых схемах.
Не соглашайтесь, если заказчик предложит процент за вывод своих денег из-под налогообложения, указав в акте, что сумма якобы оказанных услуг составляет несколько миллионов рублей в месяц! Вас могут уверять в том, что для грузоперевозчика здесь нет никакого риска, ведь он платит налог не с реального дохода, а рассчитанного. На самом деле, если схему раскроют, то грузоперевозчику грозит уголовная ответственность, а все полученные доходы обложат по максимальной ставке.
Особенности приобретения патента
Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:
- количество работников в части ПСН – до 15 человек;
- общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
- площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.
Особенности ПСН:
- невозможность снизить стоимость платежа;
- необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
- по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
Упрощенная система в грузоперевозках предусматривает два варианта уплаты налогов
В первом случае размер налоговой ставки составляет 6%, в качестве объекта здесь является доход предприятия.
А во втором – объектом являются доходы транспортной компании за вычетом расходов, но ставка в этом случае составляет 15% (сумма налога не может быть менее 1% от налоговой базы). При этом компания, осуществляющая грузоперевозки, может самостоятельно выбирать объект, а также менять его.
Плюсы данной системы:
Применяя упрощенную систему налогообложения, фирма-грузоперевозчик не платит следующие налоги: на прибыль (для индивидуального предпринимателя исключается необходимость уплаты налога на доход физического лица), на добавленную стоимость, на имущество.
В том случае, если фирма не выбирает самостоятельно налоговую систему и не извещает о выбранном способе налоговую инспекцию, то данная система налогообложения избирается автоматически и будет носить Основную систему налогообложения.
Отрицательные моменты:
Расходы при данном методе учета можно учитывать только из утвержденного списка расходов, согласно статье 346.16 НК РФ. Даже если ваши расходы составили большую часть над размером дохода, вам необходимо заплатить минимальный налог в размере 1% от полученного дохода.
Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?
Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.
Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.
Кто будет рассчитывать налоговую базу:
- плательщик (компания, ИП);
- налоговая инспекция;
- банки;
- операторы фискальных данных.
Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.
Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.
Где:
- Москва;
- Московская область;
- Татарстан;
- Калужская область.
Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.
Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.
Кто не может применять автоматическую систему:
- микрокредитные организации;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды;
- ломбарды;
- производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
- НКО;
- фермы;
- компании с работниками-иностранцами;
- нотариусы, адвокаты;
- некоммерческие пенсионные фонды;
- и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.
Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.
Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.
Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.
Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.
Параметр | Традиционная упрощенка | Новый проект |
Ставка |
6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов 8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата |
8% от доходов, 20% от доходов минус расходы |
Минимальные отчисления | 1% | 3% |
Штат | До 130 чел. | До 5 чел. |
НДФЛ |
13% 15% (ведет бухгалтерия) |
— |
Доходный максимум | 200 млн руб. | 60 млн руб. |
Льготы от регионов | Есть | Нет |
Расходы | Закрытый перечень | Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ |
Как можно уменьшить взносы | При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор | Снижается торговый сбор |
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.
Начало ведения деятельности
Физическое лицо имеет право осуществлять грузоперевозки после регистрации организационной формы ИП. Необходимо соблюсти определенную очередность действий:
- Оформление ИНН при отсутствии ранее присвоенного номера. ИНН предоставляет регистрирующий орган ИФНС на основании заявления лица. При открытии ИП и отсутствии ИНН номер присваивается в безусловном порядке, без заявления.
- Открытие ИП. Регистрация осуществляется на основании заявления формы Р21001. К заявлению прилагаются копия паспорта и свидетельства ИНН (при наличии), платежный документ об оплате госпошлины.
- Выбор оптимальной системы налогообложения. Для использования специального режима заявление на его применение представляют при открытии ИП. Лицо, не заявившее о применении специального режима, использует ОСНО.
Далее ИП необходимо зарегистрировать (при желании) печать, открыть расчетный счет в банке, получить письма с кодами статистики, номерами регистрации в фондах.
Иные обязательные документы по грузоперевозкам
В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:
- Водительское удостоверение.
- Паспорт транспортного средства.
- Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
- Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
- Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
- Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
- Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
- Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.
Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели
Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:
- Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
- ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
- Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.