- Жилищное право

Как формировать учетную политику для целей налогообложения по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как формировать учетную политику для целей налогообложения по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Как вносить изменения в учетную политику

По правилам, если не указаны параметры учетной политики налогового учета, их надо сформировать, утвердить и применять в работе. Когда действующие правила есть, но в деятельности предприятия или в актуальных законах не произошло никаких изменений, то нет необходимости и в корректировке локального акта. Решение о том, чтобы изменить внутренние нормы по налогам, принимает только руководитель и только в определенных ситуациях. Налоговые нормативы организации корректируют:

  • если меняется законодательное нормирование;
  • если существенно меняются условия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • если принимаются новые способы бухучета или другой налоговый режим.

Коррективы применяются с начала нового отчетного периода. Исключение — измененные законы. Локальная корректировка начнет действовать сразу после вступления в силу принятых изменений законодательства.

Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.

Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.

Например:

  • не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
  • признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
  • не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
  • не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
  • не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
  • менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.

Бухучет НКО для начинающих пошагово

  1. Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
  2. Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
  3. Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
  4. Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
  5. Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
  6. Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
  7. Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2021 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов, т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2021 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать .

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.

См. также «Срок хранения бухгалтерских документов в организации».

  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета. На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели создания организации и ее организационно — правовая форма, масштабы, структура, вид осуществляемой деятельности, количество персонала и так далее. Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества. Вначале, отметим, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), который пришел на смену Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ). Стоит обратить внимание, что Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать: — садоводческие некоммерческие товарищества; — огороднические некоммерческие товарищества. Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее — НКО) как: — дачные некоммерческие товарищества; — садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы; — садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Таким образом одной из задач нового закона явилось сокращение организационных форм до двух основных НКО, учитывающих предназначение земельных участков. Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ. Так, согласно действующей редакции ГК РФ НКО могут создаваться в организационно-правовых формах: • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; • общественных движений; • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; • автономных некоммерческих организаций; • религиозных организаций; • публично-правовых компаний; • адвокатских палат; • адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); • государственных корпораций; • нотариальных палат. Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Обратите внимание! С 01.01.2019 г. из перечня некоммерческих организаций, приведенных в статье 50 ГК РФ, исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы. Вместо них, как уже было отмечено, теперь только две формы некоммерческих организаций — садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Читайте также:  Порядок выплаты дивидендов учредителям ООО в 2021 году

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, в редакции действующей с 01.01.2019 г., товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

N
п/п
Наименование
положения по
бухгалтерскому
учету
Возможность
применения
Характеристика пункта
1 ПБУ 1/2008
«Учетная политика
организации»
Применяется для
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
2 ПБУ 2/2008 «Учет
договоров
строительного
подряда»
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
3 ПБУ 3/2006 «Учет
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
4 ПБУ 4/99
«Бухгалтерская
отчетность
организации»
Применяется для
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
5 ПБУ 5/01 «Учет
материально-
производственных
запасов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
6 ПБУ 6/01 «Учет
основных средств»
Предусмотрена
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. «б» и «в» настоящего
пункта (пп. «б» — объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. «в» — организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
7 ПБУ 7/98 «События
после отчетной
даты»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
8 ПБУ 8/2010
«Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы»
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства —
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
9 ПБУ 9/99 «Доходы
организации»
Применяется в части
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности», что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности»
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
10 ПБУ 10/99 «Расходы
организации»
Применяется в части
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности», что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности»
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
11 ПБУ 11/2008
«Информация
о связанных
сторонах»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
12 ПБУ 12/2010
«Информация
по сегментам»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
13 ПБУ 13/2000 «Учет
государственной
помощи»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
14 ПБУ 14/2007 «Учет
нематериальных
активов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
15 ПБУ 15/2008 «Учет
расходов по займам
и кредитам»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
16 ПБУ 16/02
«Информация
по прекращаемой
деятельности»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
17 ПБУ 17/02 «Учет
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
18 ПБУ 18/02 «Учет
расчетов по налогу
на прибыль
организаций»
В учетной политике
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
19 ПБУ 19/02 «Учет
финансовых
вложений»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
20 ПБУ 20/03
«Информация
об участии
в совместной
деятельности»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
21 ПБУ 21/2008
«Изменения
оценочных
значений»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
22 ПБУ 22/2010
«Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
23 ПБУ 23/2011 «Отчет
о движении
денежных средств»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
24 ПБУ 24/2011 «Учет
затрат на освоение
природных
ресурсов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
Читайте также:  Могут ли пенсионеры открыть ИИС и получать вычеты?

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

Учетная политика НКО на 2020 год — образец

> > > Налог-налог 30 октября 2020 Все материалы сюжета для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте — документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО.

Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО.

Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье. Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности.

Таким образом, учетная политика НКО на 2020 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности.

Рекомендуем прочесть: Какие нужны документы чтобы поменять паспорт по причине негодности

Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  1. Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).
  2. Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП , утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  3. Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.

Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год

Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.

Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.

Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.

Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

 N 
п/п
 Наименование 
положения по
бухгалтерскому
учету
 Возможность 
применения
 Характеристика пункта 
 1 
ПБУ 1/2008
"Учетная политика
организации"
Применяется для 
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется 
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
 2 
ПБУ 2/2008 "Учет 
договоров
строительного
подряда"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 3 
ПБУ 3/2006 "Учет 
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 4 
ПБУ 4/99
"Бухгалтерская
отчетность
организации"
Применяется для 
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение 
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
 5 
ПБУ 5/01 "Учет 
материально-
производственных
запасов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 6 
ПБУ 6/01 "Учет 
основных средств"
Предусмотрена 
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая 
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. "б" и "в" настоящего
пункта (пп. "б" - объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. "в" - организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
 7 
ПБУ 7/98 "События 
после отчетной
даты"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
 8 
ПБУ 8/2010
"Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не 
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства -
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 9 
ПБУ 9/99 "Доходы 
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
 10
ПБУ 10/99 "Расходы
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
 11
ПБУ 11/2008
"Информация
о связанных
сторонах"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
 12
ПБУ 12/2010
"Информация
по сегментам"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 13
ПБУ 13/2000 "Учет 
государственной
помощи"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
 14
ПБУ 14/2007 "Учет 
нематериальных
активов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 15
ПБУ 15/2008 "Учет 
расходов по займам
и кредитам"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 16
ПБУ 16/02
"Информация
по прекращаемой
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 17
ПБУ 17/02 "Учет 
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
 18
ПБУ 18/02 "Учет 
расчетов по налогу
на прибыль
организаций"
В учетной политике 
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
 19
ПБУ 19/02 "Учет 
финансовых
вложений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 20
ПБУ 20/03
"Информация
об участии
в совместной
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 21
ПБУ 21/2008
"Изменения
оценочных
значений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 22
ПБУ 22/2010
"Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 23
ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении
денежных средств"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
 - 
 24
ПБУ 24/2011 "Учет 
затрат на освоение
природных
ресурсов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

Читайте также:  Штраф за отсутствие техосмотра

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

N
п/п
Наименование
положения по
бухгалтерскому
учету
Возможность
применения
Характеристика пункта
1 ПБУ 1/2008
«Учетная политика
организации»
Применяется для
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
2 ПБУ 2/2008 «Учет
договоров
строительного
подряда»
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
3 ПБУ 3/2006 «Учет
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
4 ПБУ 4/99
«Бухгалтерская
отчетность
организации»
Применяется для
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
5 ПБУ 5/01 «Учет
материально-
производственных
запасов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
6 ПБУ 6/01 «Учет
основных средств»
Предусмотрена
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. «б» и «в» настоящего
пункта (пп. «б» — объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. «в» — организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
7 ПБУ 7/98 «События
после отчетной
даты»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
8 ПБУ 8/2010
«Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы»
В учетной политике
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства —
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
9 ПБУ 9/99 «Доходы
организации»
Применяется в части
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности», что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности»
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
10 ПБУ 10/99 «Расходы
организации»
Применяется в части
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности», что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
«предпринимательской
деятельности и иной
деятельности»
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
11 ПБУ 11/2008
«Информация
о связанных
сторонах»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
12 ПБУ 12/2010
«Информация
по сегментам»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
13 ПБУ 13/2000 «Учет
государственной
помощи»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
14 ПБУ 14/2007 «Учет
нематериальных
активов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
15 ПБУ 15/2008 «Учет
расходов по займам
и кредитам»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
16 ПБУ 16/02
«Информация
по прекращаемой
деятельности»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
17 ПБУ 17/02 «Учет
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
18 ПБУ 18/02 «Учет
расчетов по налогу
на прибыль
организаций»
В учетной политике
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
19 ПБУ 19/02 «Учет
финансовых
вложений»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
20 ПБУ 20/03
«Информация
об участии
в совместной
деятельности»
Не применяется
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
21 ПБУ 21/2008
«Изменения
оценочных
значений»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
22 ПБУ 22/2010
«Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
23 ПБУ 23/2011 «Отчет
о движении
денежных средств»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
24 ПБУ 24/2011 «Учет
затрат на освоение
природных
ресурсов»
Не содержит
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Работа по разработке такого стандарта уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности — 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н), но на момент написания статьи его еще нет.

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Учетная политика, предназначенная для применения в 2021 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *