Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Введение всеобщего избирательного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных преподавателей и профессоров. В качестве теоретической базы была использована Конституция Франции 1958 года, а также Избирательный Кодекс 1956г.
• республиканская форма правления;
• разделение властей;
• представительное правление.
Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого-
воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.
Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.
Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.
Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопро-
ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра-
тивных споров.Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.
3, Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими
правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.
Парижская коммуна 1871 г. и конституционные законы 1875 г.
1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Од-
нако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание,где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учреди-
тельные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения
страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной
власти титулом «президент Республики».
Альфонс де Ламартин в конце 1840-х годов сказал: «Франция скучает». Подробнее эту тему развил Кювийе-Флери, воспитатель детей Луи Филиппа, так описывавший короля:
«Это был хороший политик, человек серьезный и положительный, очень активный и предвидящий, стремившийся править согласно законам и говоривший людям: „Живите спокойно, будьте трудолюбивы, торгуйте, обогащайтесь, будьте свободными, уважая свободу и не потрясая государство“. Король, который говорит подобным языком, который требует от народа только того, чтобы быть счастливым, который не предлагает ему никаких экстраординарных спектаклей, никаких эмоций, — и это легитимный король свободной нации! И подобный режим длился восемнадцать лет? Не слишком ли?!»
В начале 1830-х годов был проведен целый ряд реформ: реформа избирательного права, некоторые социальные и экономические реформы. Кроме того, началось строительство железных дорог. В 1840-е годы темп реформ несколько снизился — и современникам стало казаться, что развитие остановилось. В конце 1840-х годов Францию потрясла череда скандалов, связанных со взяточничеством и казнокрадством в верхних эшелонах власти. В конце концов, когда один из пэров Франции, герцог де Шуазель-Прален, убил свою жену и покончил с собой в тюрьме, это вроде бы частное дело стало восприниматься как доказательство разложения государства: пошли слухи, что яд ему якобы подбросило правительство, чтобы избежать скандала. Даже появился глагол, образованный от фамилии Прален. Об этом пишет Гюго:
«Несчастная герцогиня вся изрублена, изрезана кинжалом, избита пистолетной рукояткой… Злодеяние Пралена сделалось уже синонимом жестокости, и народ ввел в свой язык новый глагол пралиновать. Вместо „он тиранит“ говорят: „Он пралинует свою жену“».
Виктор Гюго. Посмертные записки. 1838-1875.
Ситуацию, сложившуюся во Франции к концу 1840-х годов, стали называть «моральным Ватерлоо». Действительно, такое положение дел в итоге привело к революции 1848 года. Впрочем, республиканцы, пришедшие к власти в результате этой революции, сами не смогли предложить никаких серьезных перемен: у Франции просто не было для этого финансовых возможностей. Но они ввели всеобщее избирательное право — и крестьяне, составлявшие основную массу населения, сразу проголосовали за племянника Наполеона, имя которого означало для них, во‑первых, землю (потому что Наполеон подтвердил аграрное законодательство якобинцев Летом 1793 года Национальный конвент принял решение продавать мелкими участками в рассрочку земли, конфискованные у эмигрировавших аристократов, и разрешил делить общинные земли.), а во-вторых — славу Франции. Произошло ровно то, чего опасались либералы.
Государственно-правовой механизм якобинской диктатуры 1793–1794 гг. (3-й этап)
Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.
Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.
Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».
Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.
Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.
Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.
В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.
Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.
Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.
Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.
Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.
5 сентября 1793 года по инициативе М. Робеспьера был принят Декрет «О реорганизации революционного трибунала». Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также в муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты. Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом.
Приведенная выше организация государственной власти позволила якобинцам отразить внешнюю агрессию со стороны европейских монархий, подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, они проводили жесткую линию в сфере экономических преступлений. Так, были приняты декреты: «Против спекуляции» от 26 июля 1793 г., «Об установлении максимума цен и заработной платы» от 29 сентября 1793 г., «Об установлении единого максимума на всей территории Республики» от 1 ноября 1793 г., которые устанавливали весьма жесткие меры ответственности за их нарушения. Вполне понятно, что декреты проводились в жизнь путем жесточайшего террора, который, в конце концов, лишил якобинцев социальной опоры и привел к гибели.
9 термидора (27 июля) 1794 г. все противники якобинского террора объединились и арестовали М. Робеспьера, Сен-Жюста и других наиболее видных их сторонников, которые вскоре были казнены. Правление якобинцев, продолжавшееся год и один месяц закончилось. Именно этот период характеризовался наличием огромных жертв как со стороны противников революции, так и со стороны ее сторонников.
Во многих работах по истории французской буржуазной революции, особенно выходивших в советское время, событие «9 термидора» называется не иначе, как контрреволюционный переворот, который привел к концу весь революционный процесс. Однако анализ исторических фактов и нормативных правовых актов, принимавшихся в последующие годы, позволяет сделать вывод о том, что революция еще долго продолжалась. Здесь уместно говорить о смене политического режима Первой республики Франции и об условном переходе революции в четвертый этап своего развития.
Реставрация монархии во Франции (1814–1848 гг.)
В апреле 1814 г., после вступления в Париж войск европейской коалиции, Сенат принял решение возвести на престол брата казненного в 1793 г. короля Людовика XVI – графа Прованского, принявшего имя Людовика XVIII.
Реставрация Бурбонов во Франции в 1814 г. не могла совершаться на почве дореволюционных общественных отношений. Нельзя было игнорировать завоевания революции и те жертвы, которые понес за них французский народ. Именно по этим причинам страны-победительницы, в которых, за исключением лишь Англии, господствовали феодальные отношения в абсолютных монархиях, не пошли на реставрацию феодализма во Франции.
Законодательным закреплением нового государственного строя стала Конституционная Хартия, которая была принята 4 июня 1814 г.
По этой Хартии Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Принцип разделения властей оставался незыблемым, хотя и не совсем последовательным. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – пэров и депутатов.
Исполнительная власть, которая принадлежала королю и министрам, была значительно шире, чем законодательная. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Он назначал и смещал министров, префектов, прокуроров, судей и вообще всех должностных лиц, осуществлял командование вооруженными силами страны, руководил ее внешней политикой, созывал палаты на ежегодную законодательную сессию. Очень серьезные права принадлежали королю и в законодательной сфере.
Рассмотренная выше Конституционная Хартия просуществовала сравнительно недолго. 14 августа 1830 г. принимается новая Хартия, более либеральная, чем Хартия 1814 г. Она содержала «Декларацию гражданских прав» и провозглашала «народную монархию». Существенные изменения произошли в палате пэров, численность которых была уменьшена в два раза, и они были лишены права передавать свое звание по наследству. Уменьшался возрастной и имущественный ценз для избирателей. Вследствие этого число избирателей во Франции увеличилось почти в два с половиной раза (с 100 тыс. до 240 тыс.). В несколько раз были расширены права палаты депутатов, которая получила право формировать правительство и требовать от него отчета. Король по этой Хартии потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона. Однако право назначать пэров пожизненно у него осталось.
С 1846 по 1848 гг. страна переживает ряд кризисов – торгово-промышленный, финансовый, политический. Во Франции вновь складывается революционная ситуация. В оппозиции к правящему режиму находились промышленники, торговцы и быстро растущий рабочий класс. В феврале 1848 г. происходит восстание парижских рабочих под лозунгом: «Даешь социальную республику!». К рабочим присоединяется Национальная гвардия. Луи Филипп отрекается от престола и бежит за границу. Режим «Июльской монархии» пал.
Государство и право Франции в период Нового времени
Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.
Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.
Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».
Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.
Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.
Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.
В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.
Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.
Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.
Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.
Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.
Пришедшая к власти в результате переворота группа умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы республикански настроенных кругов французской буржуазии, получила название термидорианцев. Они и не могли быть настроены иначе, так как почти все были связаны участием в суде над Людовиком ХVI и его казнью. А исторический опыт английской буржуазной революции свидетельствовал о возможности организации террора уже в отношении этой категорий политических деятелей.
Поэтому в первое время после прихода термидорианцев к власти действовала прежняя система государственных органов. Однако необходимо отметить, что основа механизма якобинской диктатуры была разрушена. Значение Комитетов общественного спасения и Комитета общественной безопасности было очень сильно ослаблено. Революционный трибунал был реорганизован, а все чрезвычайное законодательство якобинцев было отменено. По отношению к якобинской Конституции термидорианцы проводили двойственную политику. Формально считалось, что она оставалась в силе, хотя никогда не применялась по причине того, что идеи, заложенные в ней, были им чужды.
Вопрос о новой Конституции остро встал на повестку дня в связи с необходимостью законодательного закрепления пришедших к власти термидорианцев и для нейтрализации угрозы от противников (фейянов, роялистов и др.). Поэтому в августе 1795 года Конвент принял новую Конституцию Франции, которая вошла в историю как Конституция 3-го года республики (само название этой Конституции говорит о преемственности революционных процессов). Из этой Конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Впервые в истории Франции законодательная власть была представлена двумя палатами: Советом старейшин и Советом 500. Первый состоял из 250 депутатов (женатых или вдовцов), достигших 40 лет и избиравшихся коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. В компетенцию Совета старейшин входило утверждение либо отклонение законопроектов без обсуждения, а также списка членов Директории.
В Совет 500 входило 500 депутатов не моложе 30 лет, которые избирались коллегией выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества. Он обладал правом законодательной инициативы, обсуждал законопроекты, формировал на основе обсуждения список Директории.
Весьма оригинально в Конституции решался вопрос об исполнительной власти. Она передавалась в руки 5 членов Директории, которые избирались списком тайным голосованием верхней палатой. Страхом перед длительным сохранением власти в одних руках было продиктовано положение о ежегодной замене одного из членов Директории. На три месяца из состава членов Директории избирался председатель. Они осуществляли руководство министерствами и ведомствами, в которых производили назначение и смещение должностных лиц и контролировали их деятельность.
По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. Согласно конституции президент «… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов. … » (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право роспуска Национального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или совместному предложению палат парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.
В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции.
Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению — министров, председательствует в Совете министров. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в Совете и Высшем комитете национальной обороны. Он представляет страну в международных отношениях. В качестве председателя Высшего совета магистратур президент организует деятельность судебной системы.
Особое значение имеет ст. 16 конституции: «Когда институты республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти … нарушено, Президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также Конституционным советом». Констатация этих условий, которые позволяют президенту брать в свои руки фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма широко, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т. е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене.
Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции).
Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в год. Общая продолжительность сессий не может превышать 170 дней в году. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.
Особое внимание конституция уделила отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации, государственного аппарата и др. ). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, прежде всего путем издания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству.
Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, если парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако «резолюция порицаний» — наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти — может быть применен в ограниченных пределах.
Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным собранием воссоздает систему внутрипарламентских противовесов.
Среди органов, учреждаемых на основе конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значение которого после 1958 г. несколько возросло.
Таким образом, конституцией 1958 г. во, Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней.
Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.
Кризис Июльской монархии. Причины революции во Франции
Период с 1830 по 1848 год принято называть Июльской монархией. После июльской революции в 1830 году во Франции установилась конституционная монархия. Законодательная власть перешла к французскому королю — Луи Филиппу и двухпалатному парламенту. При выборах в парламент был сохранен имущественный ценз[1], поэтому большинство рабочих и мелких собственников были лишены права голоса. На принятие законов решающее влияние оказывала финансовая аристократия, сосредоточившая в своих руках все промышленные предприятия, банки, железные дороги.
В период Июльской монархии положение рабочих, городской и деревенской бедноты ухудшилось. Особенно тяжелыми выдались 40-е годы. В 1847 году начался кризис перепроизводства товаров, охвативший все промышленные страны, в том числе и Францию.В результате экономического кризиса во Франции началось сокращение производства, сотни тысяч рабочих оказались выброшены на улицу без средств к существованию. Усугубили тяжелую экономическую ситуацию неурожаи 1845-1847гг. картофеля и хлеба, из-за них резко выросли цены на продукты питания, что усилило недовольство народа Июльской монархией.
Революционные настроения подогревала коррупция[2] властей, продвижение французским королем в парламент своих сторонников, покровительство короля финансовой аристократии и игнорирование интересов низших слоев населения.
Всеобщее избирательное право
Противоречие демократизации XIX в. состояло в том, что широкие массы все еще не имели доступа к реальному управлению страной из-за многочисленных цензов или особенностей политической системы. Например, британский парламент играл решающую роль в стране, но даже после реформы в нем оказалось меньше половины возможных избирателей. В отличие от него, рейхстаг Германии собирался на основе всеобщего избирательного права, но имел меньший вес в политической системе страны.
Борьба за расширение избирательного права стала одной из главных проблем эпохи. Против выступали короли, императоры, депутаты и прочие правящие круги, не желавшие делиться властью. Потому изменение избирательного законодательства в сторону послабления постоянно наталкивалось на сопротивление.
Активность избирателей в первом и втором турах на парламентских выборах 2017 года оказалась самой низкой за всю историю Пятой республики. При этом, как отмечалось в разделе 1, снижение явки началось тогда, когда парламентские выборы стали проходить сразу после президентских. Стоит также отметить, что и в 1988 году, когда парламентские выборы прошли сразу после президентских, явка была одной из самых низких в тот период.
Таким образом, причину низкой явки на парламентских выборах можно видеть именно в том, что они становятся продолжением президентской кампании. С одной стороны, у части избирателей складывается ощущение, что все главные проблемы уже решены с избранием президента, и парламентские выборы большой роли не играют. С другой стороны сказывается усталость, особенно если президентская кампания была достаточно бурной (как в нынешнем году).
Анализ активности избирателей по округам показал следующие результаты. Большинство округов продемонстрировали явку, близкую к средней. В 177 округах явка лежала в пределах 45 – 50% и еще в 204 – в пределах 50 – 55%. В 66 округах явка была пониженной (40 – 45%), в 75 округах – повышенной (55 – 60%). Таким образом, в 522 округах из 577 активность избирателей находилась в интервале умеренных значений 40 – 60%.
Низкую явку показали все 11 округов, созданных для голосования французов, проживающих за рубежом. Самой низкой (9,4%) была явка в округе № 8, а самой высокой из этих округов (27,6%) – в округе № 11. Всего же явку 30% и менее показали 23 округа: помимо 11 зарубежных округов это также 12 округов на заморских территориях – все 4 округа Гваделупы, все 4 округа Мартиники, оба округа Гвианы, один из 7 округов Реюньона и округ, объединяющий территории Сен-Бартелеми и Сен-Мартен.
В округах метрополии минимальная явка – 32,1%. Явку в интервале от 30 до 40% показали, помимо 7 заморских округов, еще 18 округов метрополии. Это один округ департамента Буш-дю-Рон (Прованс), один округ департамента Мёрт и Мозель и два округа департамента Мозель (Лотарингия), два округа департамента Нор (Север) и один округ департамента Рона. Но больше всего таких округов в регионе Иль-де-Франс – в близких к Парижу департаментах с большой долей мигрантов: один округ департамента О-де-Сен, три округа департамента Валь-д’Уаз и 7 округов департамента Сен-Сен-Дени.
Явка выше 60% зафиксирована только в семи округах, из них один – на заморской территории Уоллис и Фортуна (81,3%), где всего 8,5 тыс. избирателей; один – в нормандском департаменте Кальвадос (60,7%), один – в аквитанском департаменте Коррез (60,1%), один – в бретанском департаменте Кот-д’Армор (60,3%); три другие – в Парижском департаменте (округа № 2, 11 и 12; 61,7 – 62,3%). Средняя явка по 18 парижским округам – 56,7%, что заметно выше средней по стране (48,7%), лишь в одном из парижских округов она оказалась ниже 50%.
Во втором туре активность избирателей существенно снизилась – до 42,6%. Выросла и доля пустых и недействительных бюллетеней. Однако это снижение результативного голосования не было равномерным. Сильнее всего явка снизилась в округе № 2 департамента Аверон, где остался один кандидат: на неконкурентные выборы пришло только 34% избирателей, и 25% из них опустили пустые бюллетени (то есть фактически проголосовали против кандидата).
В то же время выросла явка во всех 26 заморских округах, где проводился второй тур, в одном из зарубежных округов, и в трех из четырех корсиканских округов.
Глава 9. Великобритания
Эволюция государственного регулирования экономики. Эволюция мировой модели капитализма в последней четверти XIX в. оказала большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была «мастерской мира», потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX — начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.
Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.
Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20 % хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнионов (Национальный совет экономического развития, Финансовая корпорация по делам промышленности и др.).
Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов, таких, как, например, Комиссия по отношениям в промышленности, промышленные трибуналы, выступающих в роли «третьей стороны» в регулировании «отношений в промышленности», между рабочими и предпринимателями. Отношениям в промышленности и другим социальным вопросам, в том числе регулированию национальных и расовых отношений, стало посвящаться все возрастающее количество нормативных актов.
Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы», максимально возможную приватизацию экономики и ослабление влияния профсоюзов. Основной формой денационализации или приватизации в Великобритании стала открытая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная раздача акций рабочим и служащим государственных предприятий, распродажа со скидкой государственного жилого фонда и т. п. Такая политика получила название «народного» или «рабочего» капитализма. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось.
Программа превращения англичан в «нацию домовладельцев и акционеров» должна была способствовать, по мнению ее авторов, укреплению социальной стабильности в стране. Но они не учли негативных последствий этих радикальных неолиберальных реформ, приведших к резкой концентрации богатства и влияния в руках достаточно узкой элитной группы. Своеобразным ответом на это стал приход к власти в 1997 г. после длительного бессменного руководства страной консерваторов, правительства лейбористов. Не отказываясь в целом от наследия консерваторов, лейбористское правительство стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного развития рынка и общемировых интеграционных процессов.
Эволюция партийной системы. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX–XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.
Претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии — лейбористов.
Лейбористская партия возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Комитет рабочего представительства, включивший в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана «трудовая» (лейбористская) партия.
Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся «двойной вотум» — право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.
До 1922 г. у власти находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказалась значительно подорванной. Одновременно с ослаблением либеральной партии в условиях послевоенной социальной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Сразу же после первой мировой войны была проведена реорганизация партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость построения нового общества, установления «системы народовластия». Основным методом достижения этой цели должно было стать постепенное преобразование капиталистического общества, его трансформация.
Становление политических партий во Франции
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- Previous article
- Next article
- Универсальный. В любой части территории нет различий между избирателями старше определенного возраста по признаку пола, грамотности, богатства, социального статуса, религии, расы или этнической принадлежности.
- Мужчина предназначен для всех мужчин старше определенного возраста в этнической или религиозной группе большинства, независимо от грамотности, достатка или социального статуса.
- Женский — это когда все женщины старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и мужчины.
- Этническая принадлежность — это когда все имеющие право голоса избиратели старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и группа большинства, независимо от религии, расы или этнической принадлежности.
Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Это, так сказать, максимум возможного и разумного, который на деле практически нигде не достигается.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами (квалификациями), то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.
Лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса, называется избирателем. В большинстве случаев избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса, а подчас и пассивное избирательное право на выборах органов местного самоуправления предоставляются и постоянно проживающим в соответствующей местности иностранным гражданам и лицам без гражданства. В конце настоящего пункта мы к этому еще вернемся.
Совокупность избирателей страны или территориальной единицы называется их избирательным корпусом (в последнее время вместо этого термина все чаще употребляется термин электорат, получающий, таким образом второе значение, что в принципе нежелательно). Различаются:
юридический избирательный корпус – совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных),
фактический избирательный корпус – совокупность голосующих избирателей и
потенциальный избирательный корпус – совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.
Среди избирательных цензов следует прежде всего указать возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению возрастного ценза для активного избирательного права, что обычно связано и со снижением возраста гражданского совершеннолетия.
По данным Межпарламентского союза, проведшего в 1992 году исследование в мировом масштабе и получившего ответы от 150 государств (из 186), в 109 государствах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет, лишь в нескольких – за лицами старше 19–21 года, а в четырех странах – Бразилии, Иране, Никарагуа и на Кубе, – правом голоса пользуются с 16 лет.
Для пассивного избирательного права возрастные цензы нередко выше. Чтобы занять, например, президентскую должность в Италии, требуется достижение 50-летнего возраста. Смысл возрастного ценза понятен: чтобы решать вопрос о том, кому вверить управление государством или даже небольшой общиной, а тем более чтобы осуществлять такое управление, необходимы определенный уровень зрелости человека, определенное количество накопленной им информации об окружающем мире, определенный навык в решении жизненных проблем и определенная способность понимать эти проблемы.
Все это дается с возрастом, хотя у различных людей с разным возрастом. У одних зрелость наступает очень рано, у других, наоборот, очень поздно, но закон ориентируется не на частные случаи, а на общие тенденции.
Обычно для получения активного избирательного права требуется достижение соответствующего возраста на день выборов. Например, согласно предложению третьему § 2 гл. 3 шведского конституционного закона Форма правления 1974 года на выборах в Риксдаг (парламент) «не имеет права голоса лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста ко дню выборов…» В Австрии же в соответствии с предложением первым ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона избирательное право принадлежит лицам мужского и женского пола, которым исполнилось 19 лет к началу избирательной кампании.
Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается. Опыт последних десятилетий и таких стран, как Германия, США, Индия, дает примеры занятия первых должностей в государстве (главы государства, главы правительства), притом успешного, лицами на седьмом, восьмом и даже девятом десятке лет жизни.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице), в Новой Зеландии – трем месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа.
Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот ценз направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительства либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу гражданских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.
С цензом оседлости не следует смешивать ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране, да и вообще не требует сам по себе этого проживания.
Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст. I Конститу��ии Соединенных Штатов Америки 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором – не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе – через пять лет.
Государства в разное время предоставляли и отменяли всеобщее избирательное право. Этот список можно организовать тремя способами:
Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.
Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.
Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».
В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.