Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования в ФАС России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Внесудебный порядок обжалования
Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.
Когда ответ на жалобу не дается
Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:
- отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
- текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
- используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
- текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.
Сроки рассмотрения и принятия судом решений
С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником тендера, общественным объединением, объединением юридических лиц
до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, подать жалобу может только участник закупки, подавший заявку на участие в тендере.
Обжалование действий (бездействия):
- заказчика (организатора закупки), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но
не позднее чем через десять дней
с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок;
- оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке, допускается
в течение тридцати дней
с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
- оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки,
не позднее чем через десять дней
с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
- заказчика (организатора закупки), специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается
не позднее даты заключения контракта.
Жалоба в ФАС: порядок оформления
Обязательные условия оформления жалобы в ФАС регламентируются главой 6 ст. 105 Федерального закона 44-ФЗ.
В исковом заявлении истец должен:
- Указать полные реквизиты (почтовый адрес, контактный телефон/факс, банковские реквизиты, электронный адрес,
- Зафиксировать регистрационный номер аукциона, на котором было произведено правонарушение,
- Подробно описать сложившуюся ситуацию с указанием ошибочных действий лиц, причастных к участию в тендере,
- Привести аргументы в пользу доказательной базы с соответствующей ссылкой на правовую базу,
- Приложить к письму пакет документов, имеющих отношение к спорному моменту — копии тендерной документации, копии уведомления об отказе, копии предписания.
- Подать жалобу в территориальный орган ФАС лично в двух экземплярах с отметкой о дате регистрации заявления, либо с помощью заказного письма с уведомлением.
Подводя итог вышесказанного, подача жалобы в ФАС — достаточно щепетильный процесс, содержащий много подводных камней и тонкостей. Слабая юридическая подкованность, приведение недостаточно убедительных аргументов может привести к отказу в удовлетворении предъявленных требований. Мы рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, имеющих опыт в решении данных вопросов.
Порядок рассмотрения спора
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.
За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:
- необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
- обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.
Сроки обжалования решения антимонопольного органа
По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.
На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.
Вести суд с антимонопольной службой непросто, но вероятность обжалования ее решения высока. Обратитесь к нашему опытному юристу, который специализируется на таких вопросах. Он знает антимонопольное законодательство, имеет достаточный опыт ведения дел. Сотрудничество ведется в атмосфере взаимопонимания и полного доверия. Только так можно добиться позитивного результата.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Подача жалобы в антимонопольную службу дает шанс пострадавшей стороне добиться победы в судебном разбирательстве, заставить контролирующий орган пересмотреть итоги торговой процедуры и в результате добиться победы в закупке. С 18 ноября 2019 УФАС начала процесс дистанционного рассмотрения жалоб.
1. Антимонопольная служба запустила новый сервис
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предоставила возможность дистанционного рассмотрения жалоб участников государственных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта более миллиарда рублей по 44-ФЗ и выше ста миллионов рублей для крупных корпораций по 223-ФЗ.
До конца января 2020 года эта возможность будет открыта только для дальневосточных заказчиков и поставщиков, нот с февраля 2020 года данная опция станет доступна и для Сибирского федерального округа.
Внесудебный порядок обжалования решения ФАС в вышестоящем антимонопольном органе
Обращение в судебные инстанции требует от сторон больших временных трудозатрат, поэтому незаконные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке.
Порядок досудебного урегулирования предполагает следующий алгоритм действий:
- Определяется подразделение ФАС.
- Составляется письменное заявление с жалобой на действия ФАС.
- Направляется жалоба на признание незаконными действий должностных лиц ФАС.
- В установленные сроки производится проверка действий ФАС, и выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе.
- Решение вышестоящей инстанции ФАС по результатам рассмотрения обращения передается заявителю в письменной форме. Если в удовлетворении его требований было отказано, то такое решение антимонопольного органа должно быть мотивированным.
Обжалование решения в арбитражном суде
Процедура оспаривания решения ФАС в суде происходит в следующем порядке:
- Происходит сбор документов и составляется исковое заявление.
- Заявление рассматривается судом и проводится досудебное расследование.
- Дело рассматривается по существу, и выносится решение.
- Решение вступает в силу или обжалуется в региональном или Высшем арбитражном суде РФ.
Подача заявления осуществляется в арбитражный суд по месту нахождения органа ФАС, выдавшего оспариваемое предписание. В тексте заявления указываются следующие данные:
- реквизиты и контакты заявителя;
- наименование органа ФАС;
- список заинтересованных лиц;
- обстоятельства иска;
- обжалуемые решения ФАС и суть претензии;
- обоснование претензии;
- перечень доказательств;
- список прилагаемых документов;
- дата и подпись.
При описании обстоятельств иска нужно в хронологическом порядке изложить события с момента проведения закупочной процедуры до выбора победителя, подачи жалобы в ФАС и вынесении предписания. Для каждого существенного события нужно указать дату, по возможности – номер документа и ответственное лицо, принявшее решение. Например, при описании результатов конкурса нужно указывать дату подведения итогов, номер протокола и ФИО членов закупочной комиссии.
В основном тексте нужно изложить просьбу к суду признать незаконным решение ФАС (указать номер) и отменить последствия такого решения (перечислить). Важно указать, в чем именно незаконность принятого ФАС решения или какие права третьих лиц оно нарушает. Образец искового заявления можно посмотреть здесь.
К заявлению прилагаются документы:
- квитанция об оплате судебной пошлины;
- копия оспариваемого предписания ФАС;
- копии документации о закупке;
- протокол об итогах закупочной процедуры;
- квитанция об отправке копии искового заявления по почте всем участникам процесса;
- выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юрлица-заявителя (для физлиц – паспорт).
Судебная пошлина по искам об оспаривании ненормативных актов, к которым относятся предписания ФАС, составляет 3000 рублей для юрлиц и 300 рублей для физлиц. Дополнительно представляются документы и справки, доказывающие изложенные в исковом заявлении факты.
В ходе досудебного расследования проверяются документы, представленные сторонами, и изучаются обстоятельства дела, по которому было принято предписание ФАС. Судья может допросить заявителя, его контрагента или ответственных лиц ФАС, принимавших решение о вынесении предписания.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Когда надо обращаться с жалобой на ФАС?
Любой предприниматель, который считает, что его конкуренты нарушают антимонопольное законодательство или нечестным образом со стороны властей получают преимущества в ведении бизнеса, вправе обратиться в ФАС с просьбой завести на предполагаемого нарушителя дело.
Также предприниматель может обжаловать действия и решения ФАС в том случае, если санкции были применены к нему несправедливо, по его мнению. Это прописано в статье — 52 Федерального закона, называющейся «О защите предпринимательства».
Обжалование поможет избежать таких неприятных последствий, как назначение штрафа или административного наказания.
В особенно удручающих случаях для того, чтобы ФАС отозвала свое несправедливое решение, необходимо подавать жалобу о незаконных действиях службы в прокуратуру.
Обжалование решения ФАС: что нужно помнить?
Прежде, чем приступить к процедуре обжалования решения ФАС, нужно учитывать некоторые нюансы. В первую очередь, проведите анализ того, насколько правомерны требования антимонопольного органа по отношению к вашей компании. ФАС в своей деятельности руководствуется, в основном, законом «О защите конкуренции», который включает целый ряд оснований для наложения санкций на предпринимателей – монополистическая деятельность (включая злоупотребление своим положением, сговор между ведущими участниками рынка и т.д.), недобросовестная конкуренция (введение в заблуждение, дискредитация конкурентов, незаконное получение и использование информации, нарушение интеллектуальной собственности и другие подобные причины), использование государственных или муниципальных преференций, нарушение условий тендеров и торгов и многое другое.
Если что-то из перечисленного в законе имеет отношение к вашей фирме, претензии ФАС вполне обоснованы, и обжаловать решение антимонопольного органа не имеет смысла.
Если же вы уверены, что закон компанией не нарушался, и действия ФАС противоправны, можно попытаться отменить решение или изменить его в свою пользу. Но нужно учитывать ряд особенностей процедуры:
- можно обжаловать только решение, без предписания, при этом при успешном рассмотрении жалобы предписание автоматически будет изменено или скорректировано;
- обжалованию подлежит как все решение ФАС целиком, так и отдельные его пункты;
- главным основанием для обжалования должно быть нарушение принципа единообразия применения антимонопольного законодательства, а не сам факт нарушения закона. Другими словами, необходимо доказать, что по отношению к вашей компании была применена нестандартная трактовка законов и привести примеры других вариантов в аналогичных ситуациях.
Результаты рассмотрения жалоб
По результатам рассмотрения жалобы, комиссией принимается одно из следующих решений:
- о признании жалобы обоснованной и выдаче предписания;
- о признании жалобы обоснованной и невыдаче предписания;
- о признании жалобы необоснованной и выдаче предписания (в случае, если доводы, изложенные в жалобе, не подтвердились, но Комиссия контролирующего органа установила иные не являющиеся предметом обжалования нарушения);
- о признании жалобы необоснованной и невыдаче предписания.
- о прекращении производства по жалобе.
Предписание об устранении допущенных нарушений выдается:
1) либо в случае признания жалобы обоснованной;
2) либо в случае установления иных нарушений, которые не были предметом обжалования.
Такие предписания являются обязательными и могут предписывать организатору торгов, оператору электронной площадки или комиссии:
- совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов;
- внести изменения в документацию о торгах, извещение о проведении торгов;
- аннулировать торги.
Услуги юриста по досудебному обжалованию решений ФАС
Жалоба на решение Федеральной антимонопольной службы – это просьба гражданина или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Если Вы считаете, что решением Федеральной антимонопольной службы нарушены Ваши права и законные интересы, Вы можете подать жалобу в вышестоящий антимонопольный орган. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы можете приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
Жалобу можно направить в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через официальный сайт Федеральной антимонопольной службы или портал государственных и муниципальных услуг, а также при личном приеме сотрудниками службы.
Процедура рассмотрения жалобы и сроки
Согласно 44 ФЗ, срок рассмотрения жалобы составляет З дня с момента ее поступления. Обращения, которые не относятся к компетенции антимонопольного органа, пересылаются в течение семи дней по месту рассмотрения.
Сведения о принятом обращении можно контролировать на сайте публикации заказов, где производится размещение жалоб. Сроки могут быть увеличены в зависимости от того, какой вид нарушения упомянут в жалобе. Обращение, поступившее от гражданина, который не является участником торгов, рассматривается в течение 30 дней. Кроме того, срок может быть увеличен, если потребуется запрос дополнительных документов.
Важно! После поступления обращения служба должна направить информацию оператору торговой площадки. Но это не всегда говорит о том, что торги будут приостановлены. Закупочная деятельность может быть приостановлена, но это не входить в обязанности ФАС.
Лица, чьи интересы затрагивает жалоба, могут отправить возражение в контрольный орган. А также они могут лично присутствовать при рассмотрении обращения. У заявителя, который пожаловался на нарушение своих интересов, есть право отозвать свое обращение до того момента, как будет принято решение.
По результатам рассмотрения жалобы органом антимонопольной службы может быть вынесено решение об удовлетворении требований или признание жалобы необоснованной.
Если обращение направляется в электронном виде, то и ответ поступает гражданину по электронной почте.