- КОАП

Вопросы валютного регулирования в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопросы валютного регулирования в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Читайте также:  Возможно ли получение двойного гражданства России и Белоруссии?

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

2. Депозитарная.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

5. Брокерскую.

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» – это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Резиденты и нерезиденты РФ

По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Резидентами называются:

  1. Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
  2. На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
  3. Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  4. Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  6. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

Нерезидентами называют:

  1. Физические лица, которые не являются резидентами.
  2. Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
  3. Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
  4. Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  5. Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
  6. Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  7. Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Замечание 4

Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.

Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:

  1. Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
  2. Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
  3. Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:

  1. В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
  2. Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
  3. Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.

Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.

Замечание 5

Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.

В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.

Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.

Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.

Читайте также:  Документы для расторжения брака через ЗАГС в 2023 году
Замечание 6

Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.

Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:

  1. Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
  2. Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
  3. Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
  4. Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
  5. Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
  6. Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.

В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.

Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.

Замечание 7

Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.

Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.

Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.

Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.

Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:

  1. С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
  2. С помощью проведения проверок инспекционного характера.
  3. С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

    К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

    • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
    • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
    • требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
    • требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
    • лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

    Правовое регулирование валютных операций

    Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

    Среди них можно выделить следующие:

    1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

    2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

    3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

    4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

    5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

    • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

    • международные соглашения РФ;

    • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

    Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

    Валютное регулирование: общая характеристика

    Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно- кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютнофинансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из- за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

    К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

    Организации, осуществляющие валютное регулирование

    Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.

    Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.

    В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.

    Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах

    Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.

    Читайте также:  Нативная реклама: детальный разбор

    Правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:

    • Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
    • ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
    • Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.

    Цели валютного регулирования и контроля

    Главной целью валютного регулирования является ограждение валюты от внешнего экономического воздействия. Государство старается защитить российскую экономику от противоправных действий сферы валютных отношений.

    Также валютное регулирование имеет цели:

    • тактическая цель – создание благоприятной почвы для снятия ограничений по валютным движениям;
    • конечная задача – полная конвертируемость валюты.

    Законодательство РФ не утверждает конкретные задачи и цели регулирования валютных движений по причине их оперативного изменения.

    Надзор за операциями с участием валюты включает в себя задачи:

    • определение соответствия операций установленным номам;
    • проверка исполнения обязательств участников валютной операции;
    • проверка обоснованности действий;
    • надзор за полнотой предоставленных сведений.

    Какие документы нужны в банк для осуществления валютных операций

    На самом деле список документов зависит от нескольких факторов, попробуем разобраться в вопросе, какие именно документы нужны для переводов денежных средств в иностранной валюте. В первую очередь нужны документы: паспорт физического лица или свидетельство, подтверждающее статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме всего прочего, обязательно требуется лицензия на осуществление расчетов и переводов в иностранной валюте, данную лицензию должно предоставить лицо, осуществляющее переводы в иностранной валюте.

    Далее, список документов будет выглядеть следующим образом: клиент должен предоставить паспорт сделки, банковские и таможенные декларации. Кроме того, нужны документы, подтверждающие основания для осуществления переводов, например, договора.

    На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

    Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.

    Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.

    В современной России влияние валютной политики на развитие национальной экономики значительно, но ее последствия двояки. Высокая зависимость федерального бюджета от доходов, поступающих от экспортно-ориентированных отраслей, определяет значение политики валютного обменного курса для поддержания как финансовой, так и социально-экономической стабильности в стране. В то же время, с одной стороны, в нашей стране государственная валютная монополия была отменена только в начале 1990-х годов, и еще не сформировались институты, способные регулировать валютный обменный курс исключительно рыночными методами. С другой стороны, значительная часть национальной экономики по большей части ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей. Для этого сегмента национальной экономики колебания валютного курса выступают как экзогенные шоки, подавляющие (в случае ревальвации национальной валюты) или стимулирующие (в случае девальвации) его конкурентоспособность. Противоположно действующие факторы определяют избирательное воздействие валютной политики на национальную экономику.

    Постепенная интеграция российской экономики в международное разделение труда, выход национальных компаний на мировые рынки товаров, ресурсов и капиталов порождают необходимость в прогнозируемой и стабильной валютной политике, соответствии требований национального валютного регулирования общепринятой мировой практике с учетом национальных интересов страны.

    Вопросы, связанные с формулированием валютной политики, определением ее социально-экономических последствий, находятся в центре острых теоретических и политических дискуссий. В частности, в нашей стране продолжается дискуссия по вопросу о том, следует ли ужесточить валютное регулирование и контроль или же продолжить валютную либерализацию. Постепенный курс на либерализацию валютного регулирования, проводимый в нашей стране со второй половины 2000 г., хотя и находит отражение в изменении действующего законодательства, поддерживается далеко не всеми российскими специалистами.

    Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.

    В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

    На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.

    В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *