Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭБИПК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.
Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:
- подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
- проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
- проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
- «наезд» конкурентов.
Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.
В его обязанности входит:
- осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
- планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
- иметь агентурные связи;
- организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
- участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
- принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
- контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
- участвовать в сборе вещественных доказательств;
- совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
- совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример – фальшивая купюра в сдаче);
- учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
- вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.
На сегодня в функции ОБЭП входит следующее:
— выявление угроз и пресечение преступлений экономического характера в рамках компетенций ведомства,
— проведение мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией,
— взаимодействие деятельности подразделений УБЭП,
— проведение проверок документации (ревизий), основной задачей которых является выявление и раскрытие налоговых преступлений и экономических, носящих региональный или международный характер,
— борьба с преступлениями, направленными против государственной власти, а также органов самоуправления,
— развитие нормативно-правовой базы, на которой основана работа ведомства.
Один раз я отправил двойную транзакцию продавцу, ордер был на 10 USDT. Первый раз отправил 750 р, далее нужно было вернуться в ордер и подтвердить перевод, но я на что-то отвлекся, сделал еще один перевод на 750 р, только после чего вернулся в ордер и подтвердил. В итоге за 1500 р я получил 10 USDT.
Перевод под закрывающийся таймер ордера
У каждого ордера можно выставлять временное окно, в течении которого вам нужно совершить перевод. У меня в основном стоит всегда минимум – 15 минут. Как-то раз я задремал, просыпаюсь, смотрю у меня в активных не оплаченный ордер и давай делать перевод. Сделал, возвращаюсь в ордер для подтверждения оплаты, а он уже отменен, поскольку истекли 15 минут с тех пор, как была создана заявка продавцом. Все, перевод я сделал, а USDT за него не получил. Лично у моей истории не совсем печальный конец. Перевод я делал на QIWI по номеру телефона, но номер телефона начинался на +996 – Кыргызстан, Бишкек. Исходящие туда для моего тарифа Yota 30р/мин. Делать нечего, звоню продавцу и прошу вернуть отправленную сумму (плюс минус 2 200 р), на что получаю ответ, что у него осталось на счету QIWI только 1 100 р, обещает половину перевести сейчас, а другую половину чуть позже. По факту вернул лишь 50% от переведенных по такой нелепой ошибке денег.
Основания для проверки ОБЭП
Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.
Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.
Для проверки ОБЭП нужны основания:
Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.
Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.
Полномочия ОБЭП при проведении проверки или допроса
Опрос при проверке. Полномочий у сотрудников полиции всего два:
Объяснительные, которые дает предприниматель оперуполномоченным, доказательством не считаются. От всего сказанного можете отказаться. Но это не значит, что можно говорить все что угодно и потом ничего за это не будет. Иногда предприниматель может сказать лишнего — и из-за этого возникает уголовное дело.
В ходе опроса сотрудники полиции собирают информацию. Просто спрашивают у человека, что он знает по тому или иному факту, записывают с его слов, а потом делают выводы. От ответов очень многое зависит. Варианты развития событий проще всего объяснить на примере.
Поступило сообщение, что руководитель МФО дает взятки. Сотрудники ОБЭП решили опросить соседние торговые точки.
Владелец торговой точки при опросе рассказывает, что соседи по офису выдают микрокредиты гражданам. Знает он об этом из вывески. С сотрудниками микрокредитной организации не общается, нарушают они закон или нет — не знает. При таких пояснениях полиция, скорее всего, потеряет к нему интерес.
А если он скажет, что с директором микрофинансовой организации регулярно выпивает по кружке пива в баре после работы и вообще он хороший мужик, всегда готовый помочь, — есть вероятность, что общение с сотрудниками полиции на этом не закончится. Предприниматель явно в приятельских отношениях с директором — может, еще что-то знает или слышал. Могут еще вызвать и задавать новые вопросы.
А можно рассказать, что сотрудники МФО регулярно оставляют какие-то конверты и папки в торговой точке, просят передать их другим лицам. Так появляется вероятность стать свидетелем по уголовному делу — и это в лучшем случае. В худшем могут предъявить обвинения в соучастии.
Опрос — дело добровольное. Формально никто не может заставить вас разговаривать с оперуполномоченными, но если сотрудники ОБЭП считают, что вы можете что-то рассказать, то они найдут способ привести вас в отдел и опросить.
Допрос. Полномочия полиции при допросе схожи с полномочиями при опросе. Основная разница в том, что все сказанное на допросе считается доказательством. Любое слово, записанное в протоколе допроса, может быть использовано в суде против предпринимателя.
Сотрудники будут задавать вопросы, но ответы записывать в протокол, который с большой долей вероятности будет приобщен к уголовному делу. Отказаться от того, что написали с ваших слов в протоколе, будет практически невозможно.
Что могут потребовать показать
Попросить показать могут все что угодно: содержимое сейфа, список вызовов с телефона, переписку в мессенджерах, документы фирмы или фотографии с последнего корпоратива. Но вот показывать все это или нет — зависит только от опрашиваемого.
Если предприниматель уверен, что у него все в порядке и переписка в мессенджере только подтвердит его невиновность, можно ее предъявить. Если нет, можно отказаться. Наказать за отказ нельзя. Заставить человека что-то предъявить в ходе опроса невозможно.
Вот как правильно построить при этом диалог:
— Мы знаем, что вы часто звоните вашим партнерам! Покажите нам телефон!
— Извините, но телефон я вам показать сейчас не могу. В нем содержится информация, очень важная для меня. Вы вызвали меня для опроса, и у меня нет обязанности вам что-либо показывать, если я сам этого не захочу.
Если сотрудники полиции настаивают — предложите им провести обыск или выемку. И сразу настаивайте на вызове адвоката.
Экономическая полиция или полиция по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭБиПК МВД России)
В пару к ней стала очевидной необходимость создания легальной внутренней финансовой разведки, которая до поры также велась, но могла действовать только негласно. Начиналась финансовая разведка с очень скромного штата – пары десятков человек, которые подчинялись разным закрытым структурам. Создание финансовой полиции помогло легализовать их работу.
А в ее необходимости сомнений быть не могло и не может. Государство каждый год раньше теряло огромные средства из своего бюджета, которые созданная финансовая полиция помогла в значительной степени сберечь.
Созданное в недрах Министерства внутренних дел Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, то есть фактически полиция по борьбе с экономическими преступлениями, в центральном аппарате Министерства внутренних дел ГУЭБиПК является самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим выполнение в пределах своей компетенции следующих функций:
Главное управление в своей деятельности руководствуется:
- российской Конституцией;
- конституционными федеральными законами;
- распоряжениями и указами Президента России;
- распоряжениями и постановлениями Правительства РФ;
- заключенными Россией международными договорами и соглашениями;
- правовыми нормативными актами Министерства внутренних дел РФ;
- специальным Положением о Главном управлении.
Видео о том, как экономическая полиция задержала чиновников МОЭСК, подозреваемых во взяточничестве
- министерские функции касательно выработки и реализации политики государства и нормативно-правового регулирования;
- правоприменительные полномочия в сфере обеспечения экономической государственной безопасности;
- противодействия преступлениям коррупционной и экономической направленности.
Кого и почему проверяет ОЭБиПК
Оперативные подразделения МВД РФ в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) отвечают за предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие экономических (в том числе налоговых) преступлений.
Еще совсем недавно возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям могло быть осуществлено исключительно на основании результатов проверки налоговыми органами.
Но теперь следственные органы могут возбудить уголовное дело и без решения ИФНС, по общим основаниям . При этом в рамках возбужденного уголовного дела проверяющие получают огромные права: обыски, допросы, приводы и т.д. Причем, это может относиться не только к проверяющейся организации, а к любым лицам, если следователь сможет формально обосновать такую необходимость.
При этом по налоговым преступлениям (в отличие от мошенничества или незаконной банковской деятельности) процент дел, которые были направлены в суд и привели к вынесению обвинительного приговора, составляет более 90%. Это говорит, с одной стороны, о том, что налоговые дела возбуждаются аккуратнее, чем по иным экономическим составам. А с другой стороны – о том, что прекратить уголовное дело по налоговому преступлению – крайне тяжело, и важно не доводить до возбуждения уголовного дела.
Если в вашей организации идет проверка МВД (например, получен запрос на предоставление документов, или вызов на дачу объяснений кем-то из сотрудников, или в офис приходили оперативники) – то важно сделать все, чтобы минимизировать риски возбуждения уголовного дела (вы можете прочитать подробнее о защите при проверках МВД).
Если проверка еще не начата, то ваша задача – не попасть в поле зрения проверяющих. Чтобы понять, насколько вы заметны и «привлекательны» для правоохранительных и налоговых органов, а также как можно снизить свои риски и стать менее заметным – можно провести в организации налоговый аудит.
Если у вас есть вопросы о стратегии поведения при проверке ОЭБиПК, или о подготовке к такой проверке, а также определить план первоочередных необходимых действий – вы можете бесплатно проконсультироваться с адвокатом.
Вы можете позвонить нам или подъехать в офис для встречи с адвокатом. Первичные консультации в офисе по защите бизнеса от проверок правоохранительными органами – бесплатные.
Как оформляется заявление?
Чтобы о совершенном преступлении узнали соответствующие структуры, пострадавший человек должен заявить об этом факте. Для этого требуется написать заявление о факте мошенничества в подразделение полиции. Обычно на стендах учреждения расположены образцы для заполнения, ими могут воспользоваться все граждане. Также пострадавший имеет право оформить заявление самостоятельно, не используя, представленный пример.
В этом случае ему необходимо помнить о правилах оформления и подачи сообщения о совершенном преступлении (ст. 141 УПК РФ):
- можно подать в письменной или устной форме;
- при устной подаче информация заносится сотрудником полиции в протокол со слов гражданина;
- человека предупреждают, что он несет ответственность за дачу ложных показаний.
Каких-либо других требований к заявлению о преступлении УПК РФ не предъявляет. Но существует другой закон, регламентирующий правила подачи обращений гражданами и порядок действий государственными учреждениями в случае поступления запроса.
В соответствии со ст. 7 Закона от 02.05.2006 №59-ФЗ необходимо соблюсти следующие требования:
- указать название учреждения, куда направляется жалоба (полиция или ЭБиПК);
- сведения о лице, подавшем заявление (ФИО, дату рождения, адресные данные, контактный телефон);
- название документа, в этом случае пишется – «Заявление о преступлении», либо «Заявление по факту мошенничества»;
- далее описывается суть обращения, подробно излагаются обстоятельства произошедшего (когда, где, какая сумма, действующие лица и т.д.);
- обратившийся высказывает свою просьбу о привлечении к ответственности виновника, если таковой известен;
- следует сделать отметку, что гражданин предупрежден об ответственности за заведомо ложную информацию;
- перечислить все имеющиеся доказательства по данному заявлению. К ним относятся: переписка с мошенником, аудио и видеозапись переговоров с преступником и т.д.;
- ниже ставится дата и личная подпись обратившегося гражданина.
Образец жалобы в ОБЭП (ОЭБиПК) можно скачать в данном разделе. Заполненный пример поможет адаптировать ваше заявление под конкретную ситуацию, что позволит правильно его заполнить.
«Горячий» телефон Управления Министерства по налогам и сборам России по Москве — 957-62-07
(жалобы на действия сотрудников Департамента и управлений Департамента в административных округах).
(бесплатные квалифицированные советы руководителям и сотрудникам предприятий, столкнувшимся с угрозой поглощения фирмы). Инспекция по личному составу Управления кадров ГУВД Москвы (телефоны доверия инспекций по личному составу отделов кадров окружных УВД Москвы — с 9-00 до 18-00) (жалобы на незаконные действия сотрудников милиции) — 254-78-81Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Москвы (ТОЛЬКО о фактах коррупции (вымогательство, взятки) в органах власти, управления и местного самоуправления, а также в контролирующих органах) — 950-44-12
Форматирование организации
В 1983 году в основные задачи тогдашнего ОБЭП включили и борьбу с взятками, валютными операциями и хищениями, происходящими вне закона. Организация претерпела форматирование. Ввели ответственность за нетрудовые доходы. После распада СССР было объединено несколько структур, и начальник ОБЭП стал единоличным руководителем. Полномочия и задачи организации пересмотрели. Включили сюда и уголовные преступления.
В 2003 году подразделения налоговой полиции, созданные в 1992 году, вошли в состав МВД. В 2004 году организовали департамент экономической работы.
Все работники структуры ОБЭП имеют активную жизненную позицию. Ими постоянно рассматриваются самые разные жалобы от граждан. В государственный фонд за все время работы возвратилось несколько миллиардов рублей и большое количество ценных бумаг. В настоящее время в обязанности ОБЭП входит множество пунктов, в силовом ведомстве эта структура имеет особое значение.