- Миграция

Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Чем занимаются профессиональные психологи?

  • Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.

  • Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.

  • Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.

  • Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Обязанности профессии психолога консультанта

  • Выполнение психологических экспериментов и исследований, целью которых является выработка в сфере психологии новых познаний.
  • Помощь социальным службам и медицинским сотрудникам при работе с отдельными категориями граждан и пациентов (больные, находящиеся в неизлечимых стадиях рака и иных патологических состояний, люди с алкогольной, наркотической и т. п. зависимостями, жертвы семейного насилия).
  • Предоставление услуг государственным и частным организациям (работа с неблагополучными семьями, решение конфликтных ситуаций, подбор персонала, поддержание благоприятного микроклимата в коллективе и др.).
  • Выполнение мероприятий по профориентации.
  • Выполнение профработы, предупреждающей отклонения в развитии психики.
  • Проведение с детьми (чаще всего) коррекционной работы, цель которой – устранить отклонения развития психики.
  • Выполнение психологического диагностирования, обрабатывание полученных результатов, составление психологического портрета личности.
  • Психологическая помощь как коллективам при возникновении межличностных конфликтов, так и отдельному человеку при появлении у него внутриличностных проблем.
  • Изучение психологического климата в коллективе (или уровня психологического развития отдельно взятых людей), характеристик личности, психологических процессов и состояния.

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.

Читайте также:  Новые правила ведения, хранения и учета трудовых книжек

Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
  • Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
  • Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
  • Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  • Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  • Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание.

Читайте также:  Помощь и уход за пожилыми людьми на дому

3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что «не хватает сил», «не понимаю как» и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным).

Установки можно «принимать» в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать.

3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

Личностные качества психолога

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.

Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.

Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.

Профессиональные навыки в резюме психолога

При составлении резюме психолога, педагога-психолога должное внимание следует уделить профессиональному опыту и ключевым навыкам, например, таким как:

  • навыки проведения социально-психологической диагностики личности;
  • навыки составления психологических портретов;
  • навыки проведения психологического тестирования, обработки полученных результатов;
  • навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями;
  • навыки решения проблем взаимоотношений в семье;
  • навыки решения проблем личностного роста;
  • навыки проведения психологических тренингов;
  • опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий;
  • умение работать с людьми;
  • умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.

Круг обязанностей специалиста

Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.

Специальный психолог занимается:

  • индивидуальным и групповым консультированием;
  • диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
  • определением видов отклонений;
  • разработкой реабилитационных планов;
  • выбором воспитательных и обучающих методик;
  • социальной адаптацией детей и подростков;
  • профилактикой поведенческих нарушений;
  • консультированием ближайших родственников ребенка;
  • разрешением конфликтов;
  • контролем результативности обучения.

Вакансии и средняя зарплата психолога в России

Если речь идет о государственном секторе, то зарплата психологов крайне мала. Согласно интернет-сервисам по поиску сотрудников, оклад при работе педагогом-психологом составляет 15 – 20 тысяч рублей

Читайте также:  109432 Москва проектируемый проезд 4062 6 инвестиционный фонд мн фонд

. К ним же можно приплюсовать премии и проценты от количества отработанных часов.

Совсем другое дело – частные учебные заведения. Там заработная плата может достигать порядка 50 тысяч рублей.

Вакансии на рынке труда для психологов часто связаны с воспитанием детей. Периодически появляются предложения работы психологом-консультантом, но их крайне мало.

Так как психолог — это тот, кто занимается изучением психических проявлений человека, то он может делать это самостоятельно, даже в своей квартире. По информации сайтов, предлагающих услуги психотерапии, частный психолог в России получает зарплату, исходя из своей ставки и количества клиентов. Успешные психологи получают от 100 тысяч рублей и более.

Сколько стоит обучение на психолога?

Стоимость образовательных услуг в вузах отличается в зависимости от региона. В большинстве случаев для получения образования достаточно выучиться на бакалавра, то есть потратить только 4 года. Согласно данным с официальных сайтов вузов России, средняя цена обучения на психолога-бакалавра составляет 120 тысяч рублей в год.

Узнать, сколько стоит обучение на психолога, можно самостоятельно на сайте понравившегося вуза, так как учебные заведения обязательно публикуют эти данные.

Также есть возможность пройти курсы переподготовки онлайн или очно, которые дадут возможность вести консультирование. Такая профессиональная переподготовка дает возможность получить эту профессию в сжатые сроки. Стоимость курсов различна, так как нет единого стандарта обучения по этому направлению.

Все люди очень разные. К вам никогда не будут приходить безупречные и восприимчивые клиенты. Обязательно найдутся такие, которые будут вас раздражать, чьи ценности будут противоречить вашим. Возможно, вам не нравится стрижка человека, его манера одеваться, его речь, его привычки, его взгляд на жизнь. Или он расскажет вам что-то такое о себе, что вызовет шок или отвращение. Не исключено, что в какой-то момент вы почувствуете отторжение и даже нежелание дальше работать с человеком.

Однако это нельзя назвать профессиональным подходом. Настоящий специалист способен на толерантность, он отказывается от оценочных суждений. Его задача – изменить не те черты, которые его в качестве психолога не устраивают, а те, которые мешают жить самому клиенту. Максимальная терпимость и безоценочность – одни из самых важных, но при этом самых труднодостижимых качеств. Но если вы их сумеете развить, то принесете пользу не только клиенту, но и себе, так как получите более широкий взгляд на мир.

Стремление к саморазвитию

И еще одно критически важное качество – это желание постоянно развиваться, узнавать новое. Настоящий специалист стремится повышать свою квалификацию, проходит дополнительные курсы, осваивает новые техники и приемы. Все клиенты разные и по-своему реагируют на работу с психологом. Чем большим арсеналом средств вы владеете, тем выше шансы на успех.

Но саморазвитие – это не только повышение квалификации. Чем более гармоничной и уравновешенной личностью вы являетесь, тем легче взаимодействовать с людьми, погружаться в их проблемы, сопереживать, но при этом оставаться достаточно отстраненным.

Поэтому важно совершенствовать и собственную личность, чтобы стать настоящим профессионалом, развивать такие качества, как целеустремленность, выдержка, позитивное мышление и толерантность.

Мы рассмотрели, какими качествами должен обладать психолог и зачем они нужны. Повысить свой уровень мастерства и погрузиться в тонкости этой профессии можно в школе профессиональной практической психологии «Центр ИнтерАктив». Только постоянно совершенствуясь, вы станете по-настоящему грамотным специалистом и сможете помогать людям.

Актуальность профессии

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *