Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательный процесс и его стадии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.
Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.
Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.
Внесение законопроекта – законодательная инициатива
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.
Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.
Конституция: принятие федеральных законов
Процесс принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией РФ. В статье 105 указано, что все законы принимаются после обсуждения депутатами ГД РФ. При этом необходимо, чтобы большинство депутатов проголосовало за законопроект, чтобы он был принят.
Важно, чтобы законопроект отвечал всем требованиям. Он не должен противоречить действующим законам, иначе требуется его доработка. Конституция обязывает передавать законопроект на рассмотрение в верхнюю палату парламента после его одобрения нижней. Сенаторы тоже должны изучить его положения и одобрить или вернуть на доработку.
Обязательно представители Совета Федерации должны рассматривать законопроекты, которые касаются следующих вопросов:
- государственного бюджета;
- введения новых налогов и сборов или внесения изменений к соответствующим законам;
- денежной эмиссии;
- вопросов таможенного регулирования;
- финансовой или валютной политики внутри страны или за ее пределами;
- ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
- войны и мира, а также защиты государственной границы.
Для чего нужен российский парламент?
В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:
- государственные органы;
- общественные объединения;
- научные учреждения.
В структурах проводят:
- принятие решений о необходимости очередной разработки;
- подготавливают предложения;
- обосновывают идею;
- дают экспертную оценку;
- обсуждают возникающие вопросы со специалистами.
Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание — по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.
Законодательный процесс и его стадии. Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
09.12.2019
субъекты законодательной инициативы
совет государственной думы
- 1-е чтение
- 2-е чтение
- 3-е чтение (принятие закона)
- ответственный комитетгосударственной думы
- председательгосударственной думы
- ответственный комитетсовета федерации
- Председатель
- совет федерации
- президент РФ
- При одобрении закона без рассмотрения
- заседание совета федерации
- При принятии закона к рассмотрению
- председатель совета федерации
Бачило И. Л. Структура российского законодательства нуждается в совершенствовании// Журнал российского права. – 1997. — № 3. – с. 3-13.
Бессарабов В. Г. Правотворчество и прокурорский надзор// Журнал российского права. – 1997. — № 5. – с. 17-21.
Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: Контакт, — 1994
Диев В. С. Управленческие решения. – Новосибирск, 1998.
Ерохов С. В. Лоббистская деятельность в России// Юрист. – 1996. — № 5. – с. 60-61.
Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности её реализации// Финансы. – 1999. — № 1. – с. 3 – 7.
Законодательный процесс в России: граждане и власть — практические советы. – М., 1996, 80с.
Закон: от принятия до реализации// Законность. – 1995. — № 1. – с. 2-4.
Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1998. – 64 с.
Крестьянинов Е. В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению// Государство и право. – 1997. — № 9. – с. 12-21.
Б.С. Сивиринов «Основы теории управления», — Новосибирск, 1996 г.
Р.М. Фалмер «Энциклопедия современного управления», — М, 1992 г.
- 1 Статья 104/ Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. – с. 44.
- 2 П. 2 ст. 104 Коституции РФ. – М., 1993., с. 44.
- Цели урока
-
Задачи урока
-
образовательные:
-
развивающие:
-
воспитательные:
-
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Процедура принятия закона в РФ
Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.
Основные стадии принятия закона:
1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:
- Президент РФ.
- Депутаты Государственной Думы.
- Совет Федерации.
- Правительство РФ.
- Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.
2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:
- При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
- При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
- При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.
3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.
Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.
Общая схема законодательной программы
Прежде чем правовой акт примет юридическую силу, он пройдет через сложную процедуру, его необходимо утвердить. Началом в этой схеме служит разработка законопроекта, а завершением — публикация акта, прошедшего все стадии в порядке принятия федеральных конституционных законов в РФ. Общая модель законотворчества:
- инициаторы создают законопроект;
- передают документ в Государственную Думу;
- ГД рассматривает положения, принимает или отклоняет;
- направляют в Совет Федерации для одобрения или отказа;
- предоставляют окончательные разработки Президенту;
- при удовлетворительном утверждении, с поправками, закон принимается, подписывается, приобретает юридическую силу и публикуется.
Существует необязательная программа, когда депутаты не могут спокойно реагировать на отклонение очень нужного, по их мнению, проекта. В этом случае законопроект повторно проходит через порядок принятия федеральных конституционных законов в РФ по факультативному регламенту:
- ГД разбирается с актами, отклоненными в Совете Федерации и Президентом;
- Совет Федерации рассматривает законы, которые не подписал Глава государства.
Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.
Что такое коллизия коллизий
Это правовой термин, который предполагает противоречие одного закона другому. Это основная проблема в международном частном праве, когда внутренние нормы разных стран противоречат общепринятым в международном праве нормам. Однако во внутреннем законодательстве коллизия коллизий не допускается. Для этого каждую инициативу необходимо проверить на легитимность и на соответствие действующим нормам.
Сегодня этим занимаются специальные комитеты. Они обязаны проверить, чтобы законопроект не противоречил действующим нормам. Если коллизия обнаруживается, то депутат или другой субъект, наделенный правом на законотворческую инициативу, обязан провести исправительные проводки и представить проект на второе чтение с учетом предоставленных замечаний.
Вертикаль законов в России
Существует четкая вертикаль нормативно-правовых актов в России. Это значит, что одни имеют приоритет над вторыми. Если нижестоящий закон противоречит вышестоящему, то он не имеет юридической силы и не может исполняться. Таким образом, санкции, предусмотренные за его нарушение, считаются незаконными. Вот какая вертикаль нормативных актов действует сегодня:
- международные обладают наивысшей юридической силой;
- федеральные не должны нарушать положений ратифицированных международных правовых актов;
- региональные акты идут за федеральными;
- местные нормы действуют в рамках конкретно взятого населенного пункта.
Стоит отметить, что также есть Указы и Постановления правительства. Они приравниваются к федеральным законам. Если Конституционный суд издал решение, то оно тоже будет действовать на всей территории страны. То же касается Верховного суда и Высшего Арбитражного. Однако последние два могут издавать решения, приказы и отправлять комментарии только для представителей судебной власти. То есть, их решения будут действовать только для судей.
Кто утверждает поправки в ФЗ?
В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.
Согласно , в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.
Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кто именно принимает федеральные законы в РФ?
- В первую очередь рассмотрение и принятие законопроектов формируется посредством заседания государственной думы. В данном случае, производится процедура рассмотрения законопроекта, впоследствии, формируется процесс голосования. Причем, федеральный закон считается принятым исключительно в том случае, если он набрал большее количество голосов от общего количества депутатов;
- После такого процесса, законопроект в течение пяти дней должен быть передан на повторное рассмотрение, но уже совету федераций. Тут также идет процесс дискуссий и изучений законопроектов. Одобрение законопроект может получить исключительно в том случае, если за него проголосует более половины общего числа палаты, совета федераций. Если же в течение 14 дней законопроект также и не был рассмотрен, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия. Именно данная комиссия изучит еще раз все особенности законопроекта, а также оценит претензии членов совета федераций, после чего, данный законопроект снова возвращается на пересмотр государственной думе;
- Если же государственная дума не согласна с теми изменениями, которые предлагает совет федераций, то производится повторное голосование, и если более двух третьих голосов будет на стороне законодательства, то оно будет считаться принятым. Если же государственная дума согласна с теми изменениями, которые предлагает внести совет федераций, производится процесс переработки текста законопроекта, после чего, снова производится вся структуру принятия закона.
Стадии законодательного процесса
Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:
1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.