- Семейное право

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Как получить педагогическое образование

Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.

  1. Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
  2. Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
  3. Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
  4. Прохождение профессиональной переподготовки.

На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.

Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.

Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

Согласно последним профессиональным стандартам учитель, ведущий трудовую деятельность в государственном учреждении, должен не только уметь донести знания по своему предмету, но и бороться с таким явлением, как буллинг в коллективе, помогать особенным детям, владеть цифровыми технологиями.

Дополнительные условия действуют для учителей русского языка и математики. Нужно понимать, что без профессионального образования, работа в школе невозможна. Если вы закончили другой вуз, но хотите узнать, как стать учителем в школе, то у вас есть три пути, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Кто не сможет стать учителем

Существует перечень лиц, которые, согласно профессиональным стандартам, не могут быть допущены к работе в школе. Законными будут такие основания отказа в трудоустройстве:

  • наличие судимости;
  • отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
  • официальное признание недееспособности;
  • наличие определенных серьезных заболеваний.
Читайте также:  Какие смягчающие обстоятельства могут повлиять на лишение прав за пьянку

Если в ходе работы у преподавателя будет выявлена одна из этих причин, он также будет лишен работы.

Это перечень закреплен в статье 331 Трудового кодекса РФ.

Требования безопасности

Закон запрещает работать в образовательных организациях:

  • Если лишен права заниматься педагогической деятельностью.
    Это отдельный вид наказания, который предусмотрен почти по всем статьям УК РФ. Человека могут лишить права заниматься педагогической деятельностью от шести месяцев до пяти лет, а в специально предусмотренных случаях до 20 лет.

    Если суд назначил такое наказание, то отметка об этом ставится в трудовую книжку.

  • Если есть судимость.
    Нельзя работать педагогом в случае судимости за преступления:
    — против жизни и здоровья;
    — против свободы, чести и достоинства личности;
    — против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
    — против семьи и несовершеннолетних;
    — против здоровья населения и общественной нравственности;
    — против основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества;
    — против общественной безопасности.

Как стать педагогом без педагогического образования?

Стоит обратиться к юридической стороне вопроса и выяснить, что же сказано по этому вопросу в российском законодательстве. Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании», педагогическая деятельность, доступна людям, имеющим высшее либо среднее профессиональное образование без уточнения специальности.

Таким образом, можно сделать обнадеживающий для многих вывод: педагогическое образование не является обязательным условием преподавания. То есть стать преподавателем без педагогического образования реально.

Однако есть другой важный нюанс: правом обучать обладают лишь те, кто полностью соответствует квалификационным требованиям, которые прописаны в соответствующих справочниках, а также профессиональном стандарте. Такой стандарт, утвержденный в августе 2016 года, является общим для воспитателей в системе дошкольного образования и учителей в системе начального, основного и среднего, другими словами, преподавателей средней школы. В этом документе можно найти перечень трудовых функций, знаний и умений, необходимых для работы преподавателем, и, наконец, более конкретные требования к образованию.

Требования к должности учителя младших классов

Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.

Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:

нормативные акты о воспитании ребенка;

конвенция о правах ребенка;

основы профессиональной этики;

узкоспециализированные знания по предмету;

приоритетные направления развития образовательной системы.

По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Читайте также:  16.12.2022 Прожиточный минимум в России

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Как подготовить себя к репетиторству?

Репетитор — в первую очередь педагог, поэтому прежде чем начинать искать клиентов, стоит задуматься о том, сможете ли вы изложить имеющиеся у вас знания другим людям. Попробуйте взять одну из тем дисциплины и преподнести ее на бумаге, тщательно продумывая не только теоретический материал, но и возможности его закрепления на практике. Это очень важный шаг, поскольку если использовать исключительно метод лекций, то вряд ли ученик сможет освоить информацию в нужном объеме. Затем попробуйте порепетировать, представив перед собой клиента.

После нужно тщательно промониторить рынок услуг и определиться с ценой занятия. Занижать планку не стоит, постарайтесь найти среднее значение, руководствуясь еще и тем, сколько у вас опыта в этой работе.
Последний шаг – размещаем объявление на популярных интернет-площадках или в печатных изданиях и ждем заказчиков.

Не бойтесь делиться своими знаниями и опытом, когда на этом можно еще и зарабатывать. И не важно, что вы не педагог!

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

Читайте также:  Калькулятор пени (неустойки) по договору 2022 года

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам.

И все же педагогическое образование для учителей обязательно.

По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Особенности работы учителем начальных классов

Учитель начальных классов знакомит ребенка со школой и ее правилами, помогает адаптироваться в новой для него среде, найти друзей среди сверстников и влиться в учебный процесс. Это и педагог, и наставник-психолог, и воспитатель, а иногда — даже музыкальный работник или учитель физической культуры. За первые несколько лет в школе дети учатся читать и писать, узнают азы математики, активно развивают творческие способности.

В обязанности школьного учителя входит:

  • составление календарно-тематических планов по каждому предмету на год;
  • написание поурочных планов;
  • проведение уроков и классных часов;
  • ведение классного журнала, выставление оценок и учет посещаемости;
  • планирование и проведение воспитательных мероприятий;
  • организация праздников.

Что нужно для того, чтобы работать репетитором для школьников?

Для этого нужно хорошо понимать, чему и для чего вы можете научить ребенка. Репетиторство может подразумевать разные задачи, например:

  • Помочь ребенку лучше понять, «подтянуть» предмет, заинтересоваться им. Ради этого репетиторов нередко нанимают отстающим ученикам, которые вовсе не хотят старательно учиться – и первоочередной является задача мотивации. Тут важно тонко понимать психологию детей.
  • Подготовить подростка к ЕГЭ, олимпиаде, языковому экзамену, поступлению в среднее специальное учебное заведение. Здесь нужно четко понимать специфику того экзамена, который предстоит ученику, и готовить его к выполнению определенных заданий (помимо понимания предмета в целом).
  • «Вести» школьника параллельно школьному обучению, помогать выйти на высокий уровень знаний предмета. Задача репетитора – не дублировать школу, а находить интересные обучающие материалы, методики, задания и т.д.

Нужно ли для этого всего педагогическое образование? Конечно, оно не помешает, так как нередко репетиторов ищут только с образованием. Но все же вполне реально работать репетитором, не будучи педагогом, если вы хорошо знаете предмет, готовы разобраться в учебных методиках и программах, умеете находить подход к детям соответствующего возраста.

Разновидности (специализация)

Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:

  • воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • учитель младших классов;
  • учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
  • преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.

Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:

  • педагогику;
  • учитель начальных классов;
  • педагогику дополнительного образования;
  • хореографию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *