Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоп-линия. Нормативы установки знака и нанесения разметки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Светофоры бесполезны, если они не заметны, либо видимость сигнала оказывается недостаточной. В соответствии с актуальными ГОСТ, требованиями безопасности дорожного движения, сигнал должен быть хорошо различим с дистанции в 100 метров, вне зависимости от того, распространяется ли он на всю проезжую часть, либо только на одну из полос. Для вспомогательных секций установлены чуть менее жесткие требования, дистанция видимости ограничена 50 метрами. Чтобы улучшить видимость, отделить светофор от городского пейзажа, при его установке рекомендовано использовать белый фоновый щит, либо знак «Светофорное регулирование».
Светофоры для трамваев и маршрутных транспортных средств
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также транспортных средств, движущихся в соответствии с пунктом 18.2 настоящих Правил по полосе для маршрутных транспортных средств, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
Путешествуя по Европе, встречал светофоры с красным контуром. Как мне рассказали местные жители, контур загорается после выключения зеленой стрелки поворота. Это необходимо для того, чтобы секция была видна в темное время суток, и водитель был уверен в исправности устройства. Когда такие появятся в России?
Ответ: На данный момент новые светофоры с красным контуром уже установлены на некоторых оживленных перекрестках Москвы, Санкт-Петербуга, Перми, Барнаула и некоторых других крупных городов России.
Где в правилах дорожного движения есть информация о цвете контура на доп. секции и как на это реагировать?
Ответ: Информация есть в пункте 6.3. Согласно ПДД реагировать на доп. окно светофора нужно так же, как и на выключенный сигнал в ней. То есть, движение в том направлении, который она регулирует (вправо или влево) запрещено.
Кто в России занимается производством светофоров с контуром?
Ответ: В России такие приборы выпускает ПАО «Телемеханика».
Можно ли повернуть направо, когда зеленая стрелка в доп. окне уже погасла, но горит красный круг? При этом на центральной части светофора горит зеленый.
Ответ: Нет, движение направо при горящем контуре секции запрещено, независимо от того, какой сигнал на основном табло.
Для чего нужен красный контур на доп. секции светофора?
Ответ: Для улучшения его видимости в темное время суток или при неблагоприятных погодных условиях (туман, сильный ливень и т. д.).
Светофор с красным контуром производства ПАО «Телемеханика»
Руководствуясь новыми положениями постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения», ПАО «Телемеханика» разработало новые варианты транспортных светодиодных светофоров, оснащенных дополнительной секцией, имеющей красный контур светофорного сигнала.
Дополнительная секция с красным контуром может быть выполнена как в классическом, так и в современном плоском корпусе. Это позволяет без лишних усилий оснащать (или переоснащать) существующие транспортные светофоры боковыми секциями нового типа.
Светофор с красным контуром изготавливается из ударопрочного поликарбоната, устойчивого к химическим воздействиям и ультрафиолетовому излучению. Это по-настоящему современное, надежное и эстетичное изделие, которое полностью соответствует существующим требованиям к подобному оборудованию и способное прослужить не менее 10 лет в самых сложных условиях.
Правила в соответствии ПДД
Правила, которые необходимо соблюдать при поворотах и разворотах транспортных средств, обозначены в п.8 ПДД: Водитель ТС должен заранее занимать наиболее удобное положение на проезжей части:
- При желании развернуть ТС в левую сторону надо занять на полосе движения крайнее левое положение.
- Если на дороге для езды автомобилей имеются трамвайные рельсы, можно выполнить маневр с них – при соблюдении определенных условий. Не должно быть установлено знаков, запрещающих этот вид маневрирования. Автомобиль при выполнении поворота или разворота с использованием трамвайных путей не должен мешать трамваю.
- Перед выполнением поворота влево располагайте машину так, чтобы она не выезжала бы на полосу, предназначенную для проезда транспорта во встречном направлении.
- Если выполняется поворот водителем крупногабаритного ТС, может быть отступление от правил по причине размеров машины, если это не нарушает мер безопасности для прочих участников движения.
При выполнении маневра следует учесть такие особенности:
- Проводить повороты и развороты следует только при отсутствии запрещающих элементов или линий разметки, которые запрещают такие действия.
- При наличии разделительных полос водитель может выбрать дальнюю либо ближнюю территорию, доступную для движения, допустима также езда между ними.
- Шофер должен проследить, чтобы автомобиль не очутился бы на встречной полосе.
Можно ли оспорить штраф
Попытаться обжаловать можно любой штраф в течение 10 суток после вынесения постановления. Однако вопрос в том, увенчается ли это успехом?
Если автолюбителя задержал сотрудник ГИБДД, штраф, в большинстве случаев, обжаловать практически бесполезно. Тем более, при отсутствии доказательств невиновности в виде записи с видеорегистратора.
Штраф с камеры следует оспаривать, если вы уверены, что в системе произошла ошибка и правонарушение не было совершено. Заблаговременно узнавать о полученных штрафах можно через сайт инспекции или на портале Госуслуг.
Для того, чтобы оспорить штраф, надо подать заявление в Инспекцию по безопасности дорожного движения. Это можно сделать в отделении, сотрудник которого вас остановил, на официальном сайте ГИБДД или через почту, отправив заказное письмо с заявлением и доказательствами, свидетельствующими о невиновности. Также можно обратиться непосредственно в центр видеофиксации, который перенаправит жалобу сотрудникам автоинспекции. Срок в 60 дней, который дается на оплату штрафа, будет перенесен на период рассмотрения дела.
Если ГИБДД отклоняет жалобу, ее можно отправить в высшую инстанцию – суд. Туда следует обращаться только при наличии записи с видеорегистратора, где отчетливо видно, что водитель проезжает на зеленый сигнал светофора. Также можно привести в суд свидетеля, который подтвердил, что находился за рулем в момент совершения правонарушения – в таком случае, ответственность с автовладельца будет снята. И, конечно, если штраф получен впервые, то проще оплатить его, чем ввязываться в бюрократические игры.
Ответственность за нарушения
Нарушения правил проезда на перекрестках фиксируется сначала службой ГАИ при помощи следующих средств и способов:
- полицейские ДПС;
- фото или видеокамеры.
На основании ст. 12.13, предусматриваются следующие виды наказаний:
Нарушение ПДД проезда на перекрестках | Наказание |
Выезд, пересечение, когда на перекрестке затор. | Штраф – 1000 рублей |
Не уступил проезд машине, едущей по главной дороге. | Штраф – 1000 рублей |
Автомобилистам следует досконально знать все тонкости правил, которые следует исполнять касательно проезда на перекрестках.
В отношении пешеходов, велосипедистов – если они продолжают еще движение по своим дорожкам, проходящим через проезжую часть, а для автомобилей на перекрестке уже зажегся разрешающий сигнал, водители должны пропустить сначала людей – дать им закончить переход.
Перекрестки бывают разного типа, и от этого зависит, какие правила следует соблюдать в отношении конкретного участка пути.
Как действуют камеры и стоит ли менять положение?
Чтобы понять, как можно водителю избежать штрафных санкций при пересечении разметки или неостановки перед стоп-знаком, необходимо разобраться в принципе работы видеокамер, установленных на перекрестках.
Работа камер основана на таком механизме: как только на светофоре загорелся красный свет, прибор начинаете фиксировать нарушения. При работе датчиков движения любой автомобиль, проезжающий через линию, попадает в число нарушителей. И для датчика неважно, в какую сторону движется транспортное средство – вперед или назад.
Довольно часто сотрудники ГИБДД пытаются уличить в правонарушении водителя, чей автомобиль бампером пересек линию. На самом деле данное пересечение не является нарушением, потому что колеса не наехали на разметку, поэтому деяния инспектора можно оспорить в суде.
Если водитель не заметил знака фотофиксации, штатные автомобильные навигаторы и приложения для смартфонов предупреждают об установленном на дороге контрольном комплексе. Помимо уведомлений о камерах, фиксирующих скорость, в навигаторе можно услышать фразу: «Впереди камера на полосу». Это предупреждение: водитель должен соблюдать ПДД не только в части ограничения скоростного режима. Современная камера на полосу — это многофункциональный прибор, способный отследить и сделать снимок таких нарушений, как:
- превышение скоростного режима, установленного для данного участка проезжей части;
- выезд на полосу для общественного транспорта;
- пересечение сплошной линии разметки в попутном направлении;
- пересечение сплошной разметочной линии и выезд на встречную полосу;
- выезд на обочину;
- наезд на вафельную дорожную разметку и создание затора;
- наезд на стоп-линию;
- проезд на красный светофорный сигнал;
- наезд на разметку пешеходного перехода;
- стоянка и остановка в запрещенном месте.
Главная дорога – всегда приоритет
Опасный поворот — любой поворот обозначенный знаком 1.11.1 «Опасный поворот» а именно — постепенное закругление дороги. Чем меньше радиус, тем он круче и опаснее.
В таких местах запрещен обгон, независимо от условий, разметки видимости и так далее. Предупреждающий знак устанавливается заранее, на расстоянии 150-300 метров вне населенных пунктов, и 50-100 в населенных, соответственно, обгон запрещен через данное количество метров и разрешается при преодолении крутого участка дороги.
Дорожные знаки 1.12.1 и 1.12.2 указывают количество опасных поворотов и их крутизну.
Все эти повороты являются потенциально опасными для участников дорожного движения, и запрещают обгоны. На данных участках следует быть предельно аккуратным и внимательным, и следить за своим движением, а также за движением встречных машин. Такие повороты особенно опасны в режиме плохой видимости (туман, дождь), или к примеру в лесной зоне, когда обзор дороги скрыт деревьями.
Поворот налево на перекрестке
Двигаясь по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора, и поворачивая налево, водитель обязан убедиться в безопасности совершаемого действия согласно ПДД. Для этого посмотреть в зеркала заднего вида и на зебру для пешеходов впереди.
Всегда могут найтись лихачи, которые срежут угол поворота или объедут вас слева, например, с трамвайных путей.
В отсутствие встречки совершать левый поворот можно сходу, не занимая выжидательной позиции в центре перекрестка. У такого метода есть свои преимущества. Минимальное время нахождения на полосе встречного потока, не создается помеха идущим позади автомобилям.
Как не попасть в аварию на перекрестке
В остальных случаях водитель должен занять выжидательную позицию на линии перед выездом на перекресток, включить левый поворот и пропускать встречные автомашины. На середину пересечения дорог выезжать не рекомендуется по следующим причинам:
- Пустая трата вашего времени.
- Если загорится красный свет, а проехать вы не успеете, то можно оказаться в неприятной ситуации и перекрыть проезд для автомобилей.
- Идущая следом машина может попытаться проехать прямо, не дожидаясь, когда полностью освободиться полоса движения, и спровоцировать ДТП.
- Выезд на середину перекрестка оправдан, если встречная автомашина также поворачивает налево, тогда маневр можно завершить без риска для других участников движения.
Дополнительная зеленая стрелка и красный сигнал
Если вы видите перед собой горящую зеленую дополнительную стрелку вправо или влево, но при этом красный свет светофора, то это означает одно: вы можете совершить поворот в указанном управлении, но при этом уступив дорогу участникам движения, следующим по другим направлениям.
По ПДД правила проезда дополнительной секции светофора здесь следующие:
- Уступить дорогу (не создавать помехи движению). Это означает, что вы не должны начинать, продолжать либо возобновлять движение, если для этого нужно, чтобы водители других ТС снизили скорость или изменили направление своего пути. Другими словами, если в результате вашего маневра кто-то вынужден был притормозить, изменить траекторию движения своего авто, то вы нарушили пункт ПДД.
- Правила не оговаривают, приближающемуся откуда конкретно транспорту вы должны предоставить свободный путь — надвигающемуся справа, слева, со встречной полосы. Поэтому зеленую дополнительную секцию и красный сигнал проще всего расценивать как знак «Уступи дорогу» (2.4).
Ошибки дорожной полиции
Многие новички-водители, досконально не знакомые с правилами проезда на светофор с дополнительной секцией, становятся жертвами недобросовестных дорожных инспекторов.
Типичная ситуация следующая: на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией. Но окно при этом «неправильное» — также светится красным и зеленым светом, но на нем нет контурной стрелки, указывающей, в каком направлении разрешено движение. Водитель, видя что основной свет — зеленый, решает, что теперь поворот возможен, и торопится совершить маневр, не обращая внимания на непонятное дополнительное окно. В этот момент его и останавливают инспекторы дорожной службы.
Рассмотрим важные для нас в этой ситуации правила ПДД:
- Стрелки красного, желтого, зеленого цветов равнозначны соответствующим круглым секциям. Только отвечают они за движение по указанным на них направлениям.
- Стрелка, показывающая поворот налево, позволяет сделать и разворот, если это не запрещено конкретной ситуацией.
- Если зеленая стрелка горит вкупе с красным или желтым основным сигналом, то при повороте нужно уступить дорогу движущимся в приоритете ТС.
- Если трамвай движется на разрешающий движение сигнал стрелки, когда основная секция горит красным или желтым, он также должен уступить дорогу другим участникам движения.
Правила проезда регулируемых перекрестков:
- Правило 1. Работающий в режиме «красный – желтый – зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета.
- Правило 2. Движение возможно только на разрешающий сигнал светофора. При этом необходимо соблюдать рядность движения, согласно маневру занять соответствующую полосу.
- Правило 3. При включении для вас разрешающего сигнала светофора, необходимо уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток и пешеходам, заканчивающим переход проезжей части вашего направления (пункт 13.8 ПДД).
- Правило 4. Если светофор оборудован дополнительной секцией, то на ней стрелкой указано направление. Двигаться в направлении стрелки в такой секции можно, только если она включена.
- Правило 5. Если зеленая стрелка в дополнительной секции горит вместе с красным сигналом светофора, то движение в направлении зеленой стрелки разрешено, но требуется уступить дорогу ТС, едущим с других направлений.
Разрешенные направления движения при различных сигналах светофора, в том числе с одной или двумя дополнительными секциями можно посмотреть в разделе 6 ПДД.
- Правило 6. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, то его действия наделены высшим приоритетом. Это значит, что все его указания по порядку движения для водителей обязательны, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам и дорожной разметке. Другими словами, регулировщик на перекрестке главнее светофора, знаков и дорожной разметки.
Разрешенные направления движения при различных сигналах регулировщика можно посмотреть в пункте 6.10 ПДД.
Это были правила проезда регулируемых перекрестков. Теперь несколько «бытовых» рекомендаций для проезда перекрестка со светофором и вообще для движения на светофорах.
Пункт 6.2 ПДД разрешает движение на зеленый мигающий сигнал и запрещает движение на желтый сигнал, но допускает его, если для остановки потребуется применить экстренное торможение (пункт 6.14 ПДД).
Поэтому, если подъезжаете к светофору на зеленый мигающий сигнал (мигает 3 секунды), сразу же определитесь, будете ли вы проезжать или останавливаться (разумеется, в зависимости от расстояния до светофора, вашей скорости и прочих обстоятельств). Ваши намерения должны быть понятны другим водителям, едущим за вами:
- если решили продолжить движение, ускоряйтесь так, чтобы за вами успел проехать следующий за вами автомобиль (если его водитель изъявит такое желание);
- если решили остановиться, нажмите слегка на педаль тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы;
- если же остановка на светофоре требует интенсивного торможения — обязательно контролируйте обстановку сзади в зеркало заднего вида, чтобы избежать наезда на вас движущегося сзади автомобиля. Но такую ситуацию лучше не допускать.
Подъезжая к перекрестку со светофором, на котором только что загорелся зеленый сигнал, всегда снижайте скорость, даже если дорога для движения свободна, потому что существует вероятность столкновения с автомобилем завершающим проезд перекрестка с других направлений, особенно на «закрытых», плохо просматривающихся перекрестках.
Стрелка и сигнал зелёного цвета
Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:
- устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
- на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.
Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.
Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.
- Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
- Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.
Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.