Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос полиции должен быть мотивирован». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.
Комментарий к ст. 19.7 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере контроля и надзора. Одним из способов осуществления государственного надзора (контроля) выступает сбор уполномоченными органами информации. Федеральным законом могут быть предусмотрены случаи и обязанность субъектов права представлять определенную информацию в уполномоченные государственные органы.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении, несвоевременном представлении сведений (информации) либо представление таких сведений в неполном или искаженном виде.
Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений образуют самостоятельные составы административных правонарушений.
3. Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
4. С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.
5. Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями. Протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит сбор сведений.
Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.
Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.
При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:
-
Наличие возбужденного уголовного дела.
-
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
-
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
-
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
-
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
-
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
-
-
Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
-
Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
-
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
-
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.
Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.
Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.
Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.
В п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции закреплено право полиции, а не сотрудника полиции. Поэтому для того, чтобы запрос мог быть признан мотивированным, в нем должно быть обосновано наличие соответствующего права не у полиции, а у того должностного лица, который запрос подписал.
Для того чтобы запрос можно было считать законным, он по меньшей мере должен быть направлен для выполнения возложенных именно на полицию, а не всего-навсего на сотрудника полиции обязанностей. Следует помнить, что обязанности сотрудника полиции не всегда идентичны обязанностям полиции. А в ст. 13 Закона о полиции не просто перечислены ее права. Здесь приведен перечень прав, которые предоставлены полиции «для выполнения возложенных на нее обязанностей». Обязанности полиции закреплены в ст. 12 Закона о полиции. Их такое множество, что, несомненно, часть из них не возложена на сотрудника полиции, подписавшего запрос. Однако, если запрос направлен «для выполнения» такой обязанности, его нельзя признать незаконным всего-навсего из-за того, что эта обязанность не возложена на данного конкретного сотрудника полиции.
Это одна сторона анализируемого правового условия законности запроса. Другая сторона заключается в том, что на сотрудника полиции по той или иной причине (не будем здесь обсуждать законность возложения на него такой обязанности, в реальной жизни бывает все) может быть возложена обязанность, которая в перечне ст. 12 Закона о полиции отсутствует (не обязанность полиции). Запрос, направленный во исполнение такой обязанности, исходя из буквального толкования текста ст. 13 Закона о полиции, является незаконным.
Ответственность за неповиновение сотруднику полиции
В части 1 ст. 19.3 КоАП РФ прописано, что за неповиновение должностному лицу нарушителю грозит административное или уголовное наказание, в большинстве случаев штрафы. В каких случаях гражданин может быть наказан за подобное нарушение:
- Отказ от выполнения требований сотрудника внутренних дел, влекущий к общественным беспорядкам и нарушению безопасности граждан.
- Гражданин препятствует действиям представителю власти при исполнении. Если гражданин препятствует сотруднику МВД физически, следует рассмотрение дела по статье 318 Уголовного Кодекса РФ. При причинении физического вреда здоровью должностного лица, нарушитель может быть осужден на тюремный срок до 10 лет. Срок определяется по тяжести преступления.
- Если помимо неповиновения сотруднику полиции, нарушитель также оскорбляет последнего, следует рассмотрение дела по уголовной статье 319. За оскорбление полицейского при исполнении, нарушитель может быть наказан штрафными санкциями или исполнительными работами, на срок, определяемый судом.
Классификация преступления
Процедура задержания должна осуществляться уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов, в четком соответствии с действующим порядком. При этом определенные требования при задержании предъявляются и к самому подозреваемому лицу. Прежде всего, исключается его сопротивление представителю закона. Подозреваемый должен вести себя надлежащим образом даже в той ситуации, если он полностью отрицает собственную вину и считает, что задержание происходит абсолютно неправомерно.
Действующие нормы устанавливают, что воздействие уполномоченному лицу может представлять собой следующие действия:
- Неподчинение приказу, отданному представителями власти. В таком случае сопротивление может выражаться в отказе от того, чтобы положить пистолет, либо иное оружие на землю.
- Отказ выполнить требования о прекращении преступных действий.
- Отказ от приказа лечь на землю, убрать руки за спину и т.д.
- Неповиновение сотруднику полиции, применение ответной силы, попытка использовать оружие против уполномоченных лиц и т.д.
Также этот вид нарушения может быть выражен и в различных ругательствах в адрес сотрудников полиции, и в иных действиях, которые оказываются явной помехой и препятствуют надлежащему проведению задержания.
Нередко подозреваемые пытаются скрыться с места преступления, либо вырываются из рук правоохранителей прямо во время задержания. Данный поступок также будет квалифицирован судом как сопротивление представителям правоохранительных органов или сотруднику полиции.
Статья 19.7 КоАП РФ. Непредставление сведений (информации)
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543
«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214
«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2022 N 231-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2021 N 2591-р (ред. от 12.02.2022)
«Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета»
-
Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 N 126
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»
Прокурор разъясняет: Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
Срок давности привлечения к ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ составляет два месяца (это срок, по истечении которого человека нельзя привлечь к административной ответственности). Однако у госорганов нет единой точки зрения на то, откуда этот срок нужно отсчитывать. Например, ГУ МВД России по Новосибирской области полагает, что два месяца исчисляются с момента выявления правонарушения компетентными органами8. Аналогичную позицию занимает прокуратура Ярославской области9. А вот администрация г. Кургана считает, что два месяца нужно считать с момента совершения правонарушения10. Разъяснений Верховного Суда РФ по данному вопросу нет. Поэтому в каждом регионе может быть своя практика.
Представляется, что если ненадлежащее исполнение родителем обязанностей носит разовый характер, то два месяца нужно отсчитывать со дня совершения административного правонарушения. Если же такие действия совершаются постоянно, то срок нужно считать со дня выявления правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит специальных указаний на то, кто может быть свидетелем по делу о ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей. Вызвать могут любого. Но близкие родственники вправе отказаться от дачи показаний. Не подлежат допросу в качестве свидетелей адвокаты, если сведения получены ими в рамках оказания юридической помощи, и священнослужители, если обстоятельства стали им известны из исповеди (ст. 69 ГПК РФ). Кроме того, опрос несовершеннолетнего свидетеля должен проходить в присутствии законного представителя. А если ребенку нет 14 лет, то привлекается педагог или психолог (ст. 25.6 КоАП РФ).
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2019 N 46-АПА19-27 Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка N 27 Ленинского судебного района г. Самары от 17 января 2018 года и Ленинского районного суда г. Самары от 20 декабря 2018 года Шайкина Н.Ю., именно как руководитель Религиозной группы, привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.7 (непредставление сведений о начале деятельности религиозной группы) и 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения) соответственно, постановления не обжаловались, назначенное наказание в виде штрафа исполнено, конфискованы экстремистские материалы (журнал «Звезда Селенной» N 2/32 марта 2007 года — 6 экземпляров). Постановление Верховного Суда РФ от 27.12.2019 N 5-АД19-239 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев защитника — адвоката Михеенковой М.А., действующей в интересах компании Twitter, Inc (Твиттер, Инк), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 422 Таганского района города Москвы от 05.04.2019 N 5-618/19, решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 08.05.2019 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 09.07.2019 N 4а-4186/2019, состоявшиеся в отношении компании Twitter, Inc (Твиттер, Инк) (далее также — компания) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N 308-ЭС19-26608 по делу N А32-33061/2018 В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленном отделом государственной статистики 17.06.2018 и копией постановления мирового судьи судебного участка N 216 Туапсинского района Краснодарского края по делу N 5-520/18, Общество совершило административное правонарушение в виде непредставления формы N 1 «Бухгалтерский баланс», формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках», в связи с чем на основании статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнуто административному штрафу.
Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев. Прокуратура разъясняет (Июль 2020)Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее. Согласно закону, сотрудник ГИБДД имеет право:
Когда сотрудник ГИБДД останавливает того или иного водителя, он обязан представиться, предъявить удостоверение и четко сформулировать свои требования. 1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления контроля и надзора в сфере регулирования тарифов. 2. Объективная сторона первой части статьи состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов либо их непредставление в указанный срок. При этом обязанность представления сведений должна быть предусмотрена нормативно-правовыми актами в целях установления, изменения, введения или отмены тарифов. 3. Объективная сторона второй части выражается в представлении заведомо недостоверных сведений в уполномоченный орган. 4. Субъектом административного правонарушения являются должностные и юридические лица. 5. Правонарушение совершается умышленно. 6. Данное правонарушение рассматривается органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов Судебная практика рассматривает дела по ст. 19.3 ч. 1 КоАП РФ.
АПК РФ Бюджетный кодекс РФ Водный кодекс РФ Воздушный кодекс РФ Градостроительный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ ГПК РФ Жилищный кодекс РФ Земельный кодекс РФ КоАП РФ Лесной кодекс РФ Налоговый кодекс РФ Семейный кодекс РФ Таможенный кодекс ЕАЭС Трудовой кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Конституция РФ 44-ФЗ Об ипотеке О приватизации Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.15 и статьей 16.11 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
Ответственность за невыполнение законных требований полиции и права человека
Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы
Статья 19.4 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
Статья 19.6.1 КоАП РФ. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)
Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документовПоступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы. Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ. Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный. В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт. Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона. При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:
Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения. Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере
Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:
Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно. посмотреть все услуги срочной, адвокатской помощи
Похожие записи: |