Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Ташкенте раздадут бесплатный плов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.
Новости – повышение пенсии в Узбекистане
Долгожданное повышение пенсии в Узбекистане ожидается в 2019 году. Соответствующий указ был подписан президентом страны Шавкатом Мирзиеевым. Сумма ежемесячных выплат увеличится даже для тех, кто получает пенсию, но продолжает официально работать.
До того, как закон был принят, работающие пенсионеры в Узбекистане получали только 50% от пенсии.
Многие рядовые граждане постсоветских республик до сих пор не могут избавиться от убеждения, что на Западе люди живут лучше. Это не всегда и не совсем так. Наоборот, в том, что касается выхода на пенсию, жители западных стран завидуют россиянам, казахстанцам и узбекистанцам. Так, в Туманном Альбионе женщины выходят на пенсию в 68 лет, а мужчины — в 73 года.
В Узбекистане же, согласно существующему законодательству, на выплату пенсии имеют право лица мужского пола, перешагнувшие шестидесятилетний порог, и женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста. Играет свою роль и трудовой стаж. Закон республики Узбекистан гласит, что он должен быть не менее 20 лет.
В 2019 году действует бюджетная программа, предусматривающая внесение различных дополнений и изменений в существующий закон. Целью существующих поправок следует считать улучшение социальной защиты лиц, ожидающих или продолжающих получать выплату пенсии.
Слухи о повышении пенсии не покидают граждан Узбекистана. Еще несколько лет назад Республика считалась самой бедной страной бывшего СНГ. Сегодняшняя ситуация на порядок лучше, а эксперты прогнозируют еще некоторые приятные изменения в экономике.
Президент Республики известен во всем мире своей политикой, которая обращена на улучшение уровня жизни граждан. Шавкат Мирзиёев ведет политику реформатора, что привлекает внимание международных СМИ. Показатели пенсионных выплат за прежние годы во многом были низкие от того, что банковской системой в Республике никто не занимался.
Например, раньше любое предприятие платило налоги в размере 50% от полученных средств ежемесячно. С началом новой банковской реформы эта сумма уменьшилась до 25%. В связи с этим у руководителей есть возможность повышать уровень заработных плат. По простой формуле расчета пенсии, о которой говорилось выше, именно от уровня зарплат во многом зависит начисление пенсий.
Хоть сейчас точных прогнозов на следующее увеличение пенсионных выплат нет, граждане Узбекистана празднуют маленькое событие, ведь последнее увеличение пенсии на 15% тоже является хорошим результатом. То что власть страны уже продемонстрировала свои серьезные планы в отношении экономики страны, не оставляет сомнений в будущем увеличении уровня жизни.
Таким образом, пенсионные реформы в Узбекистане начали проводиться совсем недавно, но уже достигли определенных успехов. На сегодняшний день минимальная пенсия в Республике составляет почти 300 тысяч сумов. При определении размера выплат учитывается стаж работы, определение индивидуального коэффициента заработки и несколько других факторов. Также государство обеспечивает выплату надбавок и возможность перевода пенсий при переезде в любую из стран СНГ.
Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.
Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:
- Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
- Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.
Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:
- Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
- Добровольное пополнение баланса;
- Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
- Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.
Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.
С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.
Социальные пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению подлежат ежегодной индексации с 1 апреля. Повышение таких выплат осуществляют в соответствии с темпом роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за год, предшествующий дате индексации. Такое повышение социальной пенсии уже запланировано и на 2022 год.
В соответствии с законом о федеральном бюджете ПФР на 2022 г., социальные пенсии планировали повысить на 7,0% в 2022 году. Однако, как заявил министр труда Антон Котяков, по окончательным расчетам индексация составит 6,1%. Размер выплаты при этом будет зависеть от вида назначенного обеспечения (см. таблицу).
Отметим, что в случае получения пенсионером доплаты до прожиточного минимума, прибавка с 1 апреля 2022 г. будет назначена сверх размера минимальной пенсии. Такой порядок индексации действует с 2019 г. в связи со вступлением в силу закона № 49-ФЗ от 01.04.2019 г. Таким образом, прибавку от апрельской индексации должны ощутить все получатели социального обеспечения.
Узбекистан полностью изменит пенсионную систему
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
Что такое БРВ в Узбекистане и его размер
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.
С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
- С 01.06.2022 года размер БРВ в Узбекистане составит 238 610 сум в месяц
- С 01.09.2021 до 30.04.2022 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
- С 01.02.2021 до 31.08.2021 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
Что такое базовая величина исчисления пенсии (БВИП) в Узбекистане и ее размер
Базовая величина исчисления пенсии (БВИП) применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
- С 01.05.2022 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 324 000 сум в месяц
- С 01.09.2021 до 01.05.2022 года размер БВИП в Узбекистане был равен 289 000 сум в месяц
- С 01.02.2020 до 01.09.2021 года размер БВИП в Узбекистане был равен 262 470 сум в месяц
Бюрократический вопрос
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.
Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.
Соотношение зарплаты и расходов на жизнь
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.
Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
Согласно официальной статистике, уровень безработицы в государстве составляет 5,2 процента, что, однако, подвергается сомнению среди жителей страны.
Количество мигрантов в соседние Россию и Казахстан увеличивается, что вносит определенный вклад в укрепление экономики Узбекистана (денежными переводами в страну попадает почти 3 миллиарда долларов в год). Правительство активно разрабатывает программы по защите интересов мигрантов для облегчения легализации их деятельности.
Несмотря на рост экономики и укрепление финансового благополучия граждан, Узбекистан остается не самой привлекательной страной для работы как для местных жителей, так и для иностранцев. Уровень средних зарплат не позволяет комфортно жить большинству людей. Даже с учетом всех программ по улучшению благосостояния населения количество трудовых мигрантов растет, и ситуация вряд ли поменяется к лучшему в ближайшее время.
Хорошие новости для работающих пенсионеров в 2021 году!
Страховую пенсию по старости начисляют по правилам, которые установлены:
По этим законам пенсионный фонд определяет длительность страхового стажа, величину индивидуального пенсионного коэффициента и размер будущей пенсии.
Для госслужащих, военных, космонавтов, летчиков и их родственников пенсию начисляют по другому закону — Федеральному закону от № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов
Размер страховой пенсии, руб.
Общий стаж, лет
Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле: сумма Ваших пенсионных коэффициентов умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии и прибавляется сумма фиксированной выплаты.
При расчете условного размера страховой пенсии используются следующие показатели 2020 года:
- Фиксированная выплата — 5686 руб. 25 коп;
- Стоимость 1 пенсионного коэффициента — 93,00 руб;
- Максимальная заработная плата до вычета НДФЛ, облагаемая страховыми взносами — 107 666 рублей в месяц.
Страховой период (полный календарный год) | Количество пенсионных баллов |
---|---|
Служба в армии по призыву | 1,8 |
Уход за инвалидом 1 группы | 1,8 |
Уход за пожилым человеком старше 80 лет | 1,8 |
Уход за ребенком-инвалидом | 1,8 |
Проживание с супругом-военнослужащим в месте, где не было работы | 1,8 |
Проживание за границей с супругом-дипломатом или консульским работником | 1,8 |
Отпуск по уходу за первым ребенком до 1,5 лет | 1,8 |
Отпуск по уходу за вторым ребенком до 1,5 лет | 3,6 |
Отпуск по уходу за третьим и последующими детьми до 1,5 лет | 5,4 |
Пенсия по инвалидности
В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.
Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.
Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.
Изменения в 2020 году
Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:
- Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
- Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
- Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
- Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.
Как устроена пенсионная система в Узбекистане
С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.
Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.
Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.
После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.
Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».
После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.
Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.
После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.
Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.
Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.
Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.
Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.
Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.
При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2020 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.
На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.
На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:
По группе инвалидности | Порядка 360 тысяч |
По причине утраты кормильца | 170 тысяч |
Социальные разновидности выплат | 300 тысяч |
За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.
Выплата в связи с потерей работы
Социальная выплата по потере работы из Государственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода.
Сейчас коэффициент замещения дохода составляет 0,4. То есть каждая выплата составляет 40% от того дохода, что был ранее. Получить выплату можно от одного до шести раз (по одной в месяц) – в зависимости от стажа участия в системе.
С 1 января 2023 года коэффициент замещения дохода увеличится с 40 до 45% от того дохода, который получал безработный, пока работал.
При этом порядок назначения выплаты будет сохранён и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получившим статус безработного.
Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснётся действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года. Никакие заявки подавать не нужно – размер выплаты увеличится автоматически.
Повышение пенсий в Узбекистане – новости 2021
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц (С 01.02 2020 до 01.02.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 679 330 сум в месяц)
Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)
Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц
- Изменен порядок начисления пенсий судьям
- Проекту по укреплению соцзащиты населения утвердили параметры
- Получение соцпособий сильно упростили
- С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%
- Соцзащита: два пособия и две справки – через центры госуслуг
- Упростили порядок получения соцпособий в махаллях
Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.
Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.