Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поставка товаров по государственному контракту: ответственность поставщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность при поставке для государственных и муниципальных нужд устанавливается согласно общим правилам о договорной ответственности. В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наряду с возмещением убытков возможно взыскание неустойки (пени, штрафа). Значительная существенность поставки для государственных и муниципальных нужд определила довольно обширное использование законной неустойки и увеличенную как преддоговорную ответственность54, так и в целом ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее осуществление некоторых обязанностей. Так, например, при безосновательном уклонении поставщика от заключения контракта поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, установленной в проекте контракта.
Ответственность поставщика
Вид нарушений | Ответственность по договору поставки | Основание |
Нарушение обязанности продавца передать товар свободным от прав третьих лиц | Покупатель вправе требовать у поставщика уменьшить цену или даже расторгнуть контракт. Но если доказано, что он знал о правах третьих лиц, его требования можно не удовлетворять | Статья 460 ГК РФ |
Нарушение условия о количестве | Если продавец передал меньшее количество ТМЦ, покупатель вправе (если в договоре не было иного):
|
Статья 466 ГК РФ |
Нарушение условия об ассортименте | Покупатель вправе отказаться принять и оплатить ТМЦ, а если они оплачены, потребовать возврата денег.
Если продавец передал одновременно с ТМЦ, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:
|
Статья 466 ГК РФ |
Поставка ненадлежащего качества | Покупатель, которому передана продукция ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца:
|
Статья 475 ГК РФ |
Передача некомплектного товара | Покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:
Если продавец не выполнил требования о доукомплектовании, покупатель вправе:
|
Статья 480 ГК РФ |
Специфические формы ответственности установлены статьей 520 ГК РФ. При невыполнении требований покупателя об устранении недостатков ТМЦ или о доукомплектовании товаров он вправе приобрести недоставленное имущество у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на приобретение.
Определяем предмет договора.
Договор поставки занимает особое место в гражданском обороте, так как является неотъемлемой частью современных рыночных отношений. Поставка — это предпринимательский договор, который создает платформу для осуществления товарооборота внутри Российской Федерации и с другими странами.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, поэтому правовая основа договора тесно связана с индивидуальными признаками, разделяющими договор поставки от договора купли-продажи.
Грамотное оформление договора поставки позволяет квалифицировать правоотношения сторон в договоре таким образом, чтобы они смогли применять нормы законов, относящихся именно к договорам поставки, а не к каким-либо иным договорам.
Главной составляющей любого договора является его предмет. Именно предмет договора несет первоначальный смысл всего договора в целом, позволяет квалифицировать договор и определить обязанности сторон.
По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять эти товары и уплатить за них определенную сумму.
Большое значение в предмете договора имеет перечень товаров, которые должны определяться родовыми признаками (наименование товара, вес, ассортимент, артикул и т.д.), однако законом не запрещено поставлять товары, которые носят индивидуальные особенности. Не исключены случаи, когда товар для поставки не определен – это не является нарушением, в частности, это относится к случаям, когда поставщик на момент заключения договора поставки не располагает необходимыми для осуществления поставки товарами.
В таких случаях, стороны согласовывают условия о товаре посредством подписания приложений. Для договора поставки свойственен субъективный состав. Это означает, что поставщиком может являться юридическое лицо (коммерческая организация, некоммерческая организация), либо индивидуальный предприниматель. Так как гражданское законодательство нам не расшифровывает этот момент, вывод можно сделать исходя из определения договора поставки, в котором четко указано, что поставщик-продавец непременно должен осуществлять предпринимательскую деятельность. Заключение договора поставки с физическим лицом законодательством РФ не предусмотрено.
Все товары должны быть использованы в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В первую очередь, физическое лицо ограничено в праве самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, Во вторую очередь, не все некоммерческие организации имеют цель своего создания покупать какие-либо товары.
Таким образом, часто, сторонами по сделке являются именно коммерческие организации, которые созданы с целью извлечения прибыли. В случае ошибочного определения субъективного состава договор теряет признаки, характеризующие его как договор поставки.
Кроме того, важно акцентировать внимание на том, что поставщик имеет право самостоятельно изготавливать товар равно как и закупать его у иных контрагентов.
Поставка товаров должна осуществляться на основе государственного контракта, а также разработанных в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Они заключаются между организациями – исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.
При поставке товаров, услуг может использоваться простая и сложная структура договорных связей. При простой структуре поставка товаров, услуг осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям, но при этом договор поставки с данным получателем не заключается. А при сложной структуре договорных связей госконтрактом предусматривается прикрепление госзаказчиком поставщика или исполнителя к определенным, конкретным покупателям для заключения с непосредственно с ними договоров поставки товаров, услуг на основании специального извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. В данном случае между поставщиком (исполнителем) и покупателем оговариваются количество и качестве товаров, порядок поставки и принятии товара покупателем и другие условия.[1]
Федеральные законы о поставках товаров для государственных и муниципальных нужд устанавливают порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах, услугах. А также порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, которые производят либо закупают указанные товары. Основным способом размещения государственных заказов является проведение открытых или закрытых торгов. Однако допускается и прямое доведение государственных заказов до поставщиков или исполнителей.
Например, Федеральный закон об оборонном заказе предусматривает определенную структуру договора. В этом случае госконтракт заключается между государственным заказчиком и головным исполнителем оборонного заказа, который, в свою очередь, заключает договоры (контракты) с поставщиками либо исполнителями необходимого сырья, материалов и других комплектующих изделий для обеспечения данного заказа.
Контракт заключается на основе принятого поставщиком (исполнителем) заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Также в отношении любого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено предусмотренное Гражданским кодексом требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.
При поставке товаров, услуг для государственных или муниципальных нужд выделяют два договора:
— государственный контракт на поставку товаров;
— договор поставки.
Различаются они в основном по субъектному составу, основаниям и порядку заключения.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется оплатить поставленные товары. Данные контракты заключаются в сфере поставки, при выполнении подрядных строительных работ, в сфере энергоснабжения, перевозок и т.д.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.[3]
Отношения в области поставки товаров для государственных или муниципальных нужд регулируются статьями 525- 534 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним применяются общие правила о договоре поставки (статьи 506, 522 ГК РФ).
По юридической природе договор поставки для государственных или муниципальных нужд является консенсуальным, взаимным и возмездным.
Государственный (муниципальный) контракт заключается на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также заключение контракта с единственным поставщиком.
Способы размещения заказов
Для процесса размещения правительственного или муниципального заказа предусмотрены несколько способов:
- разного рода торги на конкурсной основе;
- аукцион, включая и в электронном виде;
- запрос котировок тарифов на продукцию;
- всевозможные товарные площадки.
Что касается третьего пункта, то стоит его рассмотреть подробнее.
Когда данные о необходимой продукции для различного рода нужд доносятся максимальному количеству исполнителей, для чего информацию оглашают на официальном сайте, а затем из числа предложенных тарифов выбирается сторона, которая выдала наименьшую цену для выполнения данного соглашения, это и считается запросом котировок цен на товары.
Особое внимание законом уделяется последовательности заключения государственного или муниципального контракта (ст. 528 ГК), а также заключенному на его основании соглашению предоставления продукции для различного вида нужд (ст. 529 ГК).
Существует два пути предоставления продукции для правительственных или магистратских нужд:
- напрямую заказчику;
- третьему лицу, но непосредственно по распоряжению исполнителя.
Согласно ст. 532 ГК, заказчик считается поручителем по обязательству в случае, если осуществляется поставка продукции для государственных или местных нужд.
Порядок возникновения и формы ответственности
Какая ответственность по договору поставки может возникнуть у поставщика:
- Ответственность в случае нарушения срока поставки, установленного в договоре поставки.
- В случае расхождения количества товара, с указанным в соглашении.
- Ответственность по договору поставки, если состояние товара некондиционное.
- Когда комплектность или ассортимент не соблюдены.
- Здесь же следует отметить, что товар, предназначенный для заказчика, должен иметь статус свободного от прав третьих лиц, иначе это приведет к ограничению прав заказчика. В этом случае ответственность по договору поставки будет заключаться в снижении стоимости объекта сделки, может повлечь ее отмену.
- Законодательство наделяет заказчика дополнительными правами в соответствии со ст. 520 ГК РФ, если ответственность по договору поставки в отношении поставщика возникла, когда последний не поставил заказчику условленное количество или не предоставил замену некондиционному или недоукомплектованному товару: право заказчика закупить соответствующие товары у других поставщиков, а расходы возместить за счет недобросовестного контрагента.
Виды ответственности покупателя по договору поставки:
- В случае отказа без веских причин или уклонения от оплаты поставленного товара.
- Ответственность за просрочку оплаты полученного по договору поставки товара.
Формы ответственности при нарушении договора поставки:
- возмещение убытка (даже тогда, когда этот пункт не включен в соглашение);
- взыскание неустойки;
- уплата процентов;
- исполнение за счет должника.
Убытками являются расходы потерпевшей стороны (состоявшиеся и предстоящие для восстановления прежнего материального уровня) и упущенная выгода. При возникновении ответственности по неисполнению в рамках договора поставки и причинению убытка сторона-нарушитель будет возмещать их в добровольном либо судебном порядке.
4.1. Товары поставляются отдельными партиями в течение срока действия настоящего договора. Срок поставки каждой партии (период поставки) товаров и ее размер (количество товаров в партии) указаны в графике применительно к наименованию (позиции в графике) каждого из товаров.
4.2. Поставщик осуществляет поставку (отгрузку) товара в адреса получателей, которые должны быть указаны Покупателем в отгрузочных разнарядках, передаваемых Поставщику.
4.3. Отгрузочные разнарядки Покупателя должны содержать все данные, которые необходимы Поставщику для надлежащего исполнения условий договора по поставке (отгрузке) товара: ассортимент товара и его количество, минимальная норма отгрузки, периодичность поставки (отгрузки), точный адрес получателя и его транспортные (отгрузочные) реквизиты и т.п.
4.4. Покупатель обязуется предпринять все надлежащие меры, обеспечивающие принятие товара, поставленного (отгруженного) Поставщиком в соответствии с условиями настоящего договора непосредственно в адреса получателей, указанных Покупателем в договоре (в отгрузочной разнарядке).
4.5. При получении поставленного товара от перевозчика (транспортной организации) получатель обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортно-сопроводительных документах, а также принять этот товар от перевозчика с соблюдением порядка и правил, предусмотренных нормативными актами, регулирующими деятельность перевозчика (железнодорожного транспорта).
Покупатель обязуется обеспечить надлежащие действия получателей.
4.6. Поставщик принимает заявки на срочную поставку товаров, если для этого имеются соответствующие возможности, о чем он уведомляет Покупателя по предварительному запросу последнего в срок не позднее [значение] дней с даты получения такого запроса.
Срочным исполнением считается поставка продукции не позднее [значение] дней с даты получения заявки Покупателя.
4.7. Поставка товаров в количестве менее минимальных норм, установленных в графике, считается недопоставкой.
4.8. Поставщик вправе отгружать товары, отдельными частями комплекта. При этом другие части комплекта могут отгружаться Покупателю непосредственно организацией-изготовителем по указанию Поставщика.
4.9. В случае обоснованного отказа получателя от переданного (отгруженного) Поставщиком товара, он обязуется обеспечить сохранность (ответственное хранение) этого товара и незамедлительно уведомить Поставщика о своем отказе принять товар с указанием мотивов отказа.
4.10. При обоснованном отказе получателя от переданного Поставщиком товара Поставщик обязуется вывезти товар, принятый получателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок (лучше сторонам в договоре определить такой срок вывоза или распоряжения: [значение] дней и т.п. со дня принятия получателем товара на ответственное хранение).
4.11. В случае, если Поставщик в определенный сторонами срок (пункт 4.10. договора) не вывез товар, принятый Покупателем на ответственное хранение, или не распорядился им иным способом, Покупатель (через получателя) вправе реализовать указанный товар и возвратить его Поставщику, несмотря на отсутствие указаний об этом последнего.
4.12. Обоснованные расходы получателя, возникшие у него в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией его и возвратом Поставщику, подлежат возмещению последним.
При этом получатель вправе вырученное от реализации товара, принятого на ответственное хранение, передать Поставщику за вычетом причитающегося получателю.
4.13. В случае необоснованного отказа получателя от принятия товара, переданного (отгруженного) поставщиком в соответствии с условиями настоящего договора, Поставщик вправе потребовать от Покупателя оплаты товара, согласно условиям договора. Бремя ответственности за необоснованный отказ от принятия товара и последствия такового несет Покупатель как сторона по договору.
4.14. Товары считаются поставленными надлежащим образом, а Поставщик
— выполнившим свои обязательства (полностью или в соответствующей части) с момента [передачи партии товаров перевозчику либо подписания Акта сдачи-приемки и т. д.].
8.1. Стороны договора согласились, что базисным условием поставки товара по настоящему договору является следующее: франко-вагон железнодорожной станции отправления.
Моментом передачи товара при этом является момент получения Поставщиком от перевозчика — железной дороги надлежащим образом оформленной товаро-транспортной накладной при сдаче товара (груза) к перевозке.
8.2. Поставщик обязуется одновременно с передачей партии продукции (товара) в очередном периоде поставки передать Покупателю (в лице получателей) сертификат качества на данную партию товара, необходимый получателю при хранении, перевозке, розничной реализации или переработке товара.
8.3. В случае, когда сертификат качества товара не передан Поставщиком в установленном выше порядке, Покупатель (получатель) вправе отказаться от товара и потребовать возмещения убытков.
Предмет поставки и почему он так важен
Как уже было сказано выше, предметом договора поставки являются исключительно товары, работы или услуги, предназначенные для коммерческого использования. При этом характер этих товаров, работ и услуг законодательство дополнительно не оговаривает. Важное значение в таком соглашении имеет роль поставщика. Именно он является ответственным лицом за правильное определение характера предмета договора. Дело в том, что такая продажа всегда признается оптовой, даже если по договору была поставлена всего одна единица товара. Поэтому у продавца нет права применять такие специальные режимы налогообложения, как патентная система или единый налог на вмененный доход (ЕНВД). При этом ни поставщик, ни иные лица не должны контролировать, как именно покупатель будет применять приобретенные по соглашению товары: в личных целях или в предпринимательской деятельности.
Ответственность по договору поставки
Ответственность сторон за нарушение обязательств может наступить в случае причинения ими имущественного ущерба друг другу из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора. Гражданский кодекс предусматривает следующие виды ответственности:
- полное или частичное возмещения убытков (ст. ст. 15, 393 ГК РФ);
- уплата процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
- выплата пострадавшей стороне неустойки за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по договору (ст. 330 ГК РФ);
- товарная неустойка или предоставление неденежного возмещения, которое должен совершить должник при нарушении обязательства.
Поставка товаров ненадлежащего качества
Качеству товаров, поставляемых по государственному (муниципальному) контракту, должно уделяться особое внимание. Как уже отмечалось выше, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 522 ГК РФ). В свою очередь, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к договору поставки товаров применяются положения, предусмотренные § 1 гл. 30 «Общие положения о купле-продаже» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами того же Кодекса о договоре поставки товаров. Статьей 475 ГК РФ установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, кроме того, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Приведем примеры отдельных судебных процессов, в которых у госзаказчиков возникли претензии к качеству поставляемой продукции.
Постановление ФАС ДВО от 18.04.2011 N Ф03-1191/2011. Поставленный товар (смесь сушеных фруктов) при поступлении к месту назначения был подвергнут обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, по результатам которого установлено несоответствие его качества требованиям государственного контракта. На этом основании суд пришел к выводу, что госзаказчик вправе отказаться от поставленного ему товара и у него отсутствует обязательство по его оплате (сработало правило, в соответствии с которым покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (абз. 2 п. 2 ст. 475 ГК РФ)).
Таким образом, поставка некачественного товара может быть расценена госзаказчиком как неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. При таком положении дел заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон или в судебном порядке и потребовать от поставщика возмещения убытков, а также привлечь его к ответственности в соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках (такие пояснения были даны в Письме Минэкономразвития России от 12.04.2011 N Д22-588). В то же время госзаказчик вправе расценить действия поставщика, поставившего некачественный товар, как ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не приведет к невозможности дальнейшего исполнения контракта. В этом случае заказчик может принять такой товар и потребовать от поставщика возмещения причиненных ему убытков, а также привлечь его к ответственности.
Что должно быть прописано в данном договоре в дополнение к обычному соглашению
Договор поставки товаров для муниципальных нужд отличается от других договоров такими моментами:
-
Целью продажи и поставки товаров. Ее можно сформулировать так: «Предметом настоящего договора является поставка товаров для муниципальных нужд». Цена, как правило, определяется условиями муниципального контракта.
-
Сторонами, принимающими участие в сделке. Одной из сторон обязательно должен выступать муниципальный заказчик или уполномоченное им лицо.
-
Обеспечением оплаты приобретаемых товаров за счет средств государственного бюджета или иных источников финансирования.
-
Условием об уплате поставщиком неустойки за просрочку поставки или недопоставку продукции.
-
Особенностями исполнения обязательств. В документе может быть указано, что поставщик должен поставить товары непосредственно муниципальному заказчику либо иным организациям-получателям. Если в соглашении принимают участие три стороны – обязанность по оплате полученной продукции возлагается на госзаказчика, а не на покупателя, получившего ее (если условиями госконтракта не предусмотрено иное). При оплате товара получателем госзаказчик выступает в роли поручителя по его денежным обязательствам.