- Наследование

Налогоплательщика вызвали дать пояснения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогоплательщика вызвали дать пояснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

Как реагировать на «бессрочный» вызов

Организация ответила на требование, а потом получила уведомление о вызове в налоговую для дачи пояснений по вопросу, который был в требовании. Уведомление пришло 20 августа. Нужно было явиться в инспекцию 23 августа и дать пояснения по сделке контрагента.

В уведомлении указано, что до визита в инспекцию налогоплательщик должен свериться с контрагентом, направить в ИФНС акт сверки, счет-фактуру по сделке, накладную и договор. Чтобы все сделать по правилам, компания должна отправиться в прошлое, чтобы успеть подготовиться. Но это невозможно.

Что делать, если компания не успевает подготовить документы?

Налогоплательщик может направить в ИФНС пояснение, что не успевает подготовить документы из-за сжатых сроков. Главное — не игнорировать вызов в налоговую во избежание штрафа.

Сроков по вызову для дачи пояснений нет НК не устанавливает, также не получится перенести дату вызова.

Как реагировать, если в уведомлении нет места и даты встречи?

Такое уведомление считается составленным с нарушением. В уведомлении о вызове должны быть дата, время встречи или приемные часы и номер кабинета, куда пригласили представителя фирмы. Таково требование приказа ФНС № ММВ-7-2/189@.

Но чтобы гарантированно обезопасить компанию от штрафа за неявку, лучше связаться с ИФНС и уточнить, когда и куда прийти для пояснений. Также можно письменно сообщить о том, что представитель фирмы не может явиться на встречу, так как неизвестно время и место.


Инспекция может оштрафовать компанию, если представитель не дал пояснений по поводу расхождений в отчетности согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Однако в других случаях стоит больше опасаться штрафов за неявку. На уведомление с приглашением в инспекцию лучше отреагировать.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Плательщику настоятельно рекомендуется предоставить пояснения. Это позволит предупредить претензии от налоговой и начисление штрафа. Плательщику требуется ответить на уведомление. Сделать это нужно в течение 5 дней.

Ответ на уведомление может составляться в свободной форме. Однако, как правило, при составлении документа используется принятая структура. В ответе должны содержаться пояснения на претензии налоговой. Излагаются они в официальном стиле.

Документ можно разделить на 2 части: реквизиты (адрес налоговой, наименование компании, контактная информация) и непосредственно ответ налогоплательщика. При ответе на претензии следует использовать аргументы. Они подкрепляются пояснительными документами. Можно ссылаться на различные законы. Ответ заверяется подписью гендиректора.

В каком качестве могут пригласить на беседу

В соответствии со статьей 90 НК РФ, налоговые инспекторы могут пригласить физическое лицо в качестве свидетеля. Это вовсе не обязательно работник компании, по поводу которой ИФНС ведет контрольное мероприятие. Указанная норма закона дает право вызывать абсолютно любое физическое лицо, которое может обладать значимой для ИФНС информацией.

Первое, что нужно запомнить — инспекция обязана прислать повестку. В ней должно указываться, кому следует явиться на беседу. Инспектор не может просто позвонить в компанию и попросить кого-нибудь прийти — это не считается официальным приглашением и может быть проигнорировано.

Кроме того, налогоплательщика могут пригласить в ИФНС для дачи пояснений по вопросу уплаты налогов. Это может быть просто приглашение к инспектору, а может быть налоговая комиссия.

Позвать в ИФНС могут кого угодно. Затребовать пояснения специалисты инспекции могут в отношении любых налоговых вопросов, в том числе:

  • пониженная налоговая нагрузка;
  • задолженности по уплате налогов;
  • занижение налоговой базы;
  • фальсификация отчетности.

При любом подобном нарушении налогоплательщик получит требование представить пояснения. Что касается комиссий, то они могут быть по НДФЛ либо страховым взносам. Налогоплательщику должно быть направлено уведомление по форме из приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Налоговая вызывает для дачи пояснений, что делать?

Для начала просто позвоните, возможно все вопросы можно решить по телефону, а КУДИР отправить через личный кабинет ИП. В книге учета доходов и расходов указывайте только то, что получали на счет ИП, про прошлый год никому не рассказывайте.

Налоговая не может просто так проверить счет физлица, для этого им нужно инициировать налоговую проверку, получив одобрение от вышестоящего налогового органа.

Если же сами укажете, что получали платежи на другой счет — это будет основанием для такой проверки

Нравится 17 1 комментарий Паспорт, заначка наличкой, сухари, шерстянные носки и убегай. Поезда, самолеты проверяются. Выбирайся на машинах. Карты банковские не бери. Телефон выкинь. P.S.:
Просто сходи и поговори. Там нормальные ребята. Ты же не Березовский. У них банальная плановая проверка. Спроси чего именно им надо. Им тоже не нужна лишняя работа.уже жалею что зарегался как ИП
Если платежи получал на банковский счет — как раз хорошо что как ИП.

Если не сечется в РФ платеж, то чего ты паришься. Им тоже не интересно тратить кучу усилий раскапывая твои копейки.

Нравится 11 Комментировать для дачи пояснений по поводу моей деятельности по патентной системе скорее всего, им показалось, что часть платежей, к-е поступили на ваш р/с ИП — не подпадают под патент и они хотят, чтобы вы оплатили с них 6% по УСН — не более того. Распечатайте выписку с р/с и идите спокойно.
Нравится 7 Комментировать В отношении Вас начинается формальное административное производство и Ваша реакция заключается в том, что Вы бежите сломя голову на непрофильный интернет-сайт, задаете этот вопрос и слушаете ответ лопухов, которые понимают в этом еще меньше Вас.
Вы не чувствуете некоторого диссонанса с остротой момента?
Найдите вменяемого бухгалтера, заплатите ему деньги. Пусть он проверит Вашу бухгалтерию, оценит ситуацию, исправит косяки и проконсультирует по сути разговора. с инспектором.

и НИКОГДА не отвечайте неформальным способом в виде «позвонить по телефону» на формальную процедуру.

Я в прошлом году как ИП получил подобное письмо от налоговой, но без подробностей совсем, мол явиться надо, ринулся туда на следующий день, так как было реально страшно..

А оказалось, что у меня сумма фиксированного платежа неверная, так как я в самом начале года случайно два раза сделал один платеж (считай переплатил ~ 2000).

В общем пришел домой удалил платеж ошибочный и переотправил декларацию. Так что все может быть совсем не так страшно =)

Нравится 2 Комментировать Я боюсь туда идти А чего конкретно боитесь? Бить вас там не будут.
Допрашивать тоже — вас же не на допрос к следователю вызвали, где все ваши слова записываются.
Просто придете и поговорите, поясните им некоторые моменты, попросите проконсультировать.

Если у вас вообще бардак там — сначала неплохо бы обратится к хорошему бухгалтеру, который укажет на явные косяки и объяснит что можно поправить.

Нравится 1 Комментировать

Вы главное не признавайтесь ни в чём. Деятельность начали вести сразу и правильно. А то, что было раньше это всё личное.
А то знаете ли, у нас сейчас большинство дело раскрывается посредством чистосердечного.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Порядок вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

Налоговые органы имеют право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, а также плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • • для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов:
  • • в связи с налоговой проверкой;
  • • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Читайте также:  Пенсия для многодетных матерей: как рассчитать и оформить

Вызов налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) производится на основании письменного уведомления, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 2).

Вызов налогоплательщиков, в частности, может осуществляться в случаях:

  • • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • • если требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой отчетности и (или) противоречий между имеющимися сведениями. При этом уведомление о вызове налогоплательщика, как правило, должно содержать сведения, идентифицирующие камеральную налоговую проверку, краткое описание ошибок и (или) противоречий, а также требование на основании п. 3 ст. 88 НК РФ представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего уведомления необходимые пояснения или внести в течение пяти рабочих дней соответствующие исправления в соответствующую налоговую отчетность. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы, и т.д.;
  • • необходимости вручения руководителю организации, ИП, физическому лицу или их представителю документов, составляемых при проведении выездной налоговой проверки либо ознакомления с ними. В данном случае в уведомление о вызове налогоплательщика включаются сведения, идентифицирующие выездную налоговую проверку (дата и номер решения о проведении выездной налоговой проверки), и требование явки в налоговый орган в связи с проведением выездной налоговой проверки. Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом, согласно НК РФ, налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д.;
  • • при официальном извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В этом случае в уведомлении о вызове налогоплательщика содержатся сведения, идентифицирующие выездную налоговую проверку (дата и номер решения о проведении выездной налоговой проверки), извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и ссылка на п. 2 ст. 101 НК РФ;
  • • в иных случаях. При этом уведомление о вызове налогоплательщика может содержать описание других целей вызова налогоплательщика, иные необходимые сведения.

Ответ на уведомление налоговой. Бланк и образец 2019 года

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений. Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов.

Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст.

23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом.

В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г.

№ ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.

На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков.

Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу.

Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки.

После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами.

В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014).

Читайте также:  Порядок назначения и выплаты социальной доплаты к пенсии.

Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей.

При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.

4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г.

№ 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Если, что называется, делом вы никак не отреагируете на информационное письмо, тогда уже налоговики пригласят вас для «разговора по душам», прислав Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)приложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ с указанием даты, места и времени встречи.

Сразу скажем: не повторяйте ошибок тех, кто пытался оспаривать в суде вызов на комиссию. Это бессмысленное занятиесм., например, Постановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013. Налоговые органы имеют полное право вне рамок проверки вызывать налогоплательщиков письменным уведомлением для дачи поясненийподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. А те, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налоговиковподп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проигнорировать вызов, не явившись на комиссию без уважительной причины, тоже не лучшая идея. Во-первых, за неявку грозит штраф для руководителя фирмы или предпринимателя — от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Правда, он может быть взыскан только через судч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Также заметим, что этот штраф предусмотрен именно за необоснованную неявку. Если же налогоплательщик явится, но откажется давать пояснения, то оштрафовать его налоговики не вправеПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (п. 2.3).

Причины направления налогового уведомления за прошедшие периоды

На самом деле, причин, из-за которых гражданин может получить уведомления за прошлые годы, не так много. Но все же к ним относятся следующие случаи:
— наличие долгов по налогам;
— ошибка сотрудника ФНС;
— отсутствие отправления уведомления в прошлом году.

По причине перегруженности органов бывают ситуации, когда сотрудники налоговой инспекции не успевают направить налоговые уведомления сразу всем налогоплательщикам. По этой причине можно не получать уведомления от ФНС один или два года, а потом сразу получить несколько официальных бумаг, которые будут обязывать уплатить налоги.

Действующее законодательство обязывает налогоплательщиков сообщать в органы федеральной налоговой службы в тех случаях, если они не получили уведомления об уплате налогов до 31 декабря текущего года за какой-то объект транспорта, имущества или земли, который подвергается обязательному налогообложению. Если гражданин не уплатил налог по причине того, что сотрудник ФНС не выслал ему соответствующее уведомление, то это вина не сотрудника налоговой инспекции, а гражданина, который является налогоплательщиком. Так как ответственность за объекты, находящиеся в праве собственности, несет лицо, являющееся их владельцем, а не представитель контролирующих органов. Данное правило распространяется и в отношении налоговой ответственности, то есть уплачивать транспортный, земельный и имущественный налоги необходимо в обязательном порядке и независимо от того, что получили ли вы уведомление из органов ФНС или нет. В противном случае, гражданин все равно получит эти уведомления в следующем году или даже через год. Только вот к стандартной сумме налога будет дополнительно прилагаться сумма штрафа и пени, начисление которых происходит за весь период уклонения от уплаты налогов. Начисление пеней и штрафов начинается с даты вручения уведомления, если речь идет о налогах за прошлые годы, то есть ФНС не может требовать уплату пеней и штрафов за период, когда уведомления не были высланы.

Что делать, если было получено оповещение из налоговой

Что такое уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и как быть, если вручение такого уведомления всё-таки произошло?

Причиной получения этого извещения могут быть некоторые расхождения в отчетностях, обнаруженные в ходе проверки или проведения камеральной инспекции. В такой ситуации при возникновении разного рода вопросов со стороны органов, они вправе потребовать объяснений от гражданина.

В каких случаях налоговая обязана уведомлять налогоплательщика:

  • Если в ходе проверки были обнаружены расхождения сведений, которые предоставил налогообязанный гражданин в ИФНС и теми сведениями, которые есть у самой инспекции.
  • Пояснения могут потребоваться при подозрении на уклонении от уплаты налогов и обнаружении незадекларированных доходов.
  • Также налогоплательщика могут вызвать в ИФНС с целью ознакомления с ходом камеральной проверки.
  • У ИФНС возникает необходимость предоставления гражданином дополнительной поясняющей документации.

Полезные ссылки по теме «Ответственность за неявку по вызову в налоговую инспекцию»

  1. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала
  2. Налог на проценты по вкладам
  3. Налоговый контроль счетов
  4. Почему льготы носят заявительный характер
  5. НДФЛ с наследства
  6. Налоговая ответственность за непредставление документов
  7. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ
  8. Подтверждение статуса налогового резидента РФ
  9. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность
  10. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов
  11. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:
  • в Санкт-Петербурге (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);
  • в Москве (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);
  • другие города России
  • Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию
  • Налоговая ответственность за не уплаченные налоги
  • Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков
  • Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *