- Жилищное право

Методы правового регулирования заработной платы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы правового регулирования заработной платы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Методами регулирования зарплаты с точки зрения права считается комплекс процедур, направленный на то, чтобы обеспечивать наемных работников достойным вознаграждением за их труд, а в случае несоблюдения их прав – гарантировать им правовую защиту. Это необходимо во всех случаях, если в компании действуют наемные сотрудники, работа которых должна своевременно оплачиваться.

Методы регулирования заработной платы

Принципы, на которых основана правовая поддержка трудового вознаграждения:

  • самый низкий показатель оплаты труда не может быть меньше МРОТ, утвержденного на государственном уровне;
  • запрещается дискриминировать людей по оплате их труда (за равную занятость персонал равных квалификаций должен получать одинаково);
  • размер заработной платы может меняться в зависимости от следующих факторов: специализация, конкретные трудовые функции (их объем и сложность), условия для их выполнения, качество работы;
  • нюансы относительно расчета окладов, премиальных и иных отчислений регламентируются компаниями самостоятельно в соответствующих внутренних документах (кроме бюджетных организаций, где это происходит централизованно).

Применяются два варианта способов правового регулирования заработка гражданина: децентрализованный и централизованный.

Методы правового регулирования оплаты труда

Во всех организациях используются следующие методы регулирования заработной платы:

  1. Государственный. Предусматривает разработку и внедрение законодательных актов, определяющих порядок и правила начисления зарплаты гражданам, трудящимся в различных условиях.
  2. Коллективно-договорной. Заключается в разработке и принятии руководством предприятия внутренних корпоративных документов. Их положения могут определять дополнительные правила, но не могут при этом нарушать прав работника, определенных действующим федеральным законодательством.
  3. Индивидуально-договорной. В этом случае в трудовом соглашении указывается точная сумма заработка трудящегося. Положения этого документа также не должны противоречить требованиям действующего законодательства и ущемлять права гражданина.

Понятие и структура заработной платы

Заработная плата – категория не только юридическая, но и экономическая, и социальная. Современная экономическая теория рассматривает заработную плату как цену труда. Заработная плата представляет собой затраты предпринимателя на производство товаров и оказание услуг. С социальной точки зрения заработная плата – это основной доход работающего населения, средство воспроизводства рабочей силы, способ повышения благосостояния семьи и общества.

Как юридическая категория заработная плата отражает возмездный характер трудового правоотношения, недаром в дефинициях понятий «трудовое отношение» и «трудовой договор» подчеркивается, что работа (трудовая функция) выполняется за плату. Заработная плата рассматривается как элемент трудового правоотношения.

Принципы регулирования трудовых отношений

Существует несколько принципов регулирования отношений в сфере труда. А именно:

  • Запрет на принудительный труд и любые виды дискриминации. Принудительным трудом называют выполнение работы под угрозой наказания. Есть показатели, когда работник принуждается к такому труду, но по закону может от него отказаться. Это возможно, если: сроки выплаты заработной платы нарушены, или она была выплачена не в полном размере, есть угроза для жизни и здоровья сотрудника, в особенности, отсутствие безопасных условий труда, которые должен быть обеспечить работодатель или работа выполняется в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  • Право на выбор труда, включая право свободного выбора профессии и рода деятельности.
  • Оказание помощи в трудоустройстве и защита от безработицы. Государство берет на себя обязательства оказывать бесплатное содействие в поиске работы, в ее выборе и помощь по трудоустройству. В случае, если гражданина признают безработным, ему полагается пособие. Когда граждане проходят переподготовку профессионального характера, им полагается стипендия.
  • Обеспечение равенства в правах и возможностях всем сотрудникам.
  • Обеспечение прав каждого гражданина на защиту всех его прав.
  • Наличие права на забастовку и решение коллективных споров.
  • Право на обязательное социальное страхование каждого сотрудника.

К принципам регулирования трудовых отношений относится также право работника на получение достойных условий труда, куда входит обеспечение правил личной гигиены, требований безопасности, право на ежегодный отпуск.

Основные принципы трудовых отношений включают и обеспечение сотрудника своевременной выплатой заработной платы, которая должна быть не ниже установленного законом минимума.

Свобода труда и право на заработную плату. Защита своих прав

Принципы трудовых отношений включают свободу труда, которая может проявляться в различных формах. Суть ее состоит в том, что каждый гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью, вступать в трудовые взаимоотношения с выбранным им работодателем либо вообще не работать. Это является правом.

Свобода труда реализовывается путем оформления трудового договора, согласно которому гражданину определяется его трудовая функция и вид деятельности на рабочем месте. Свобода трудового договора реализуется не только тогда, когда он заключается. Она доступна также и на стадии расторжения, если это произошло по желанию сотрудника.

Выплата заработной платы не реже двух раз в месяц – это также основной принцип правового регулирования трудовых отношений.

Ее минимальные размеры устанавливаются федеральным законом, а работодатель не может выплачивать заработную плату ниже установленного государством минимума.

Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка в 2023 году

Каждый работодатель и работник может вступать в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых прав. Это основывается на статье 31 Конституции РФ, где идет речь о праве каждого на объединение, в том числе с целью защиты трудовых свобод.

Как правило, объединение происходит на основе профессиональных союзов, где работники могут защитить свои права во взаимоотношениях с работодателем, органами местного самоуправления и государственной власти.

Правовое регулирование заработной платы: децентрализованный метод

Децентрализованный способ регулирования применяется с тех пор, как возникло множество равных форм собственности, и осуществляется посредством закрепления условий выплаты зарплаты в трудовых договорах, внутренних актах компании, документах о социальном партнерстве. Регулирование зарплаты на уровне договоров подразделяется на:

  • индивидуальное регулирование (действующее между работником и работодателем на основании трудового договора с оговоренными в нем условиями определения размера оплаты труда);
  • коллективное регулирование (осуществляемое путем утверждения региональных договоров, отраслевых и коллективных договоров).

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости.

Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда:

1) принцип оплаты по затратам и результатам;

2) принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

3) принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

4) принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда (следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости). Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах.

Зарплата может действовать как фактор, де стимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год.

Государственное регулирование оплаты труда включает:

— установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;

— законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

— налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц,

— установление районных коэффициентов и процентов надбавок;

— установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:

1) контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;

2) регулирование доходов на основе государственных правил и положений;

3) политика трехстороннего сотрудничества.

Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Читайте также:  Как выписать из квартиры не собственника жилья без его согласия?

Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА.

Задачами трудового законодательства являются: содействие росту производительности труда, снижение себестоимости продукции, услуг, работ; охрана и защита прав работодателей и наемных работников.

Задачей в виде обязанности работодателя является повышение качества рабочей силы. Задачей в виде обязанности государства является обеспечение рынка рабочей силой, необходимой для работодателей – собственников рабочей силы.

Задачей ТК РФ является формирование социально ответственной политики организации, складывающейся из:

– постоянного повышения качества рабочей силы;

– обеспечения стабильности трудовых отношений;

– установления минимальной оплаты труда;

– обеспечения безопасных условий труда;

– мотивации труда наемных работников, прежде всего за счет отмены максимального размера оплаты труда;

– увеличения инвестиций в рабочую силу в размере, достаточном для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность организации;

– эффективной организации труда;

– максимального соответствия работника требованиям рабочего места;

– преодоления узкого профессионализма работников.

Функции трудового права.

– основные направления правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли права: регулятивная, социальная, согласование интересов, воспитательная, защитная.

Главная функция трудового права – регулятивная, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.

Социальная функция – подчеркивает приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности. Согласование интересов работников и работодателей, государства при соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.

Воспитательная функция – проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Воспитательная функция реализуется и в деятельности представителей работодателя по предотвращению и устранению правонарушений, допущенных при исполнении трудовых обязанностей работниками.

Защитная функция – обязанность государственных органов обеспечить соблюдение всеми работодателями прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

С целью защиты прав и интересов работников и работодателей могут быть созданы соответствующие представительные органы и организации. Данный перечень функций трудового права нельзя признать исчерпывающим. В ходе применения нормы трудового права могут выполнять и другие функции.

Особенности оплаты труда руководителей бюджетных учреждений

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров производится в соответствии со ст. 145 ТК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Указанным Постановлением закреплено: ввести с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.

Существенные изменения, в частности, внесены в порядок формирования фонда оплаты труда и установления заработной платы руководителей.

В настоящее время фонд оплаты труда формируется из:

  • объема ассигнований федерального бюджета;
  • объема ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Методы правового регулирования заработной платы

Больше материалов по теме «Трудовое право» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Заработная плата — это определенное по договоренности участников систематическое вознаграждение гражданина за его работу, учитывающее и варианты оплат стимулирующего или компенсационного характера. Размер его устанавливается по квалификации сотрудника, количеству и качественным параметрам произведенной работы (разд. VI ТК РФ).

В отличие от вознаграждения при оформленном гражданском договоре, представляющем разовую выплату в твердо установленном размере, зарплата гражданину:

  • выплачивается систематически в законодательно определенном порядке;
  • ее нижняя граница определяется государством и может расти в зависимости от инфляционных и иных процессов в экономике государства;
  • отличается правовой организацией, к примеру, причины или ситуации повышения/снижения размера выплаты известны работнику заранее.

Методы правового регулирования заработной платы

Методы правового регулирования заработной платы – устанавливаемые государством либо соглашением сторон формы и размеры оценки трудового вклада работников.

Имеются два метода правового регулирования заработной платы:

    1. государственный (централизованный) или государственное нормирование (императивный) ;
    2. договорный (коллективный и индивидуальный) или договорное регулирование (диспозитивный) .
Читайте также:  Как пенсионер, только моложе. Льготы для предпенсионеров

Централизованный законодательный метод регулирования применяется для установления государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты, т.е.:

    • для установления минимальной зарплаты и ее индексации, повышенной оплаты в особых условиях;
    • для разработки рекомендательных актов по тарифной системе (тарифно-квалификационных справочников для рабочих), утверждения и изменения квалификационных справочников служащих, районных коэффициентов, северных надбавок;
    • для принятия норм по оплате труда при отклонениях от нормальных условий труда, норм о гарантийных и компенсационных выплатах, которые предусмотрены в Кодексе;
    • для государственного нормирования заработной платы работникам бюджетной сферы.

Договорное регулирование заключается в том, что оплата трудаявляется предметом соглашения, причем, чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора, — тем шире радиус этого соглашения.

Фактически во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с большим отрывом преобладает над нормативным.

Коллективно-договорный метод правового регулирования заработной платы отражается не только в коллективных договорах, но и в социально-партнерских отраслевых тарифных и других соглашениях.

Классификация методов правового регулирования оплаты труда

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей1.

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, включающее в себя правовое, моральное, корпоративное регулирование, использование обычаев и т.д. В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права, других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения.

Специфика общественных отношений, составляющих предмет трудового права, во многом определяет и особенности метода их правового регулирования. Такой особенностью является сочетание частных и публичных начал. В свое время Л.С. Таль и К.М. Варшавский выделяли частное промышленное (трудовое) право, предмет которого включает в себя отношения, связанные с хозяйской властью и рабочим договором, и публичное промышленное (трудовое) право, предмет которого составляют отношения, связанные с применением законов .

Поскольку такое деление условно делает предмет относительно неоднородным, то и средства воздействия трудового права на общественные отношения также относительно неоднородны. Отношение к такому делению не всегда было однозначным, однако в настоящее время такая точка зрения разделяется большинством ученых3.

Внутри одной и той же отрасли права могут применяться различные приемы регулирования общественных отношений в зависимости от конкретно-исторических условий.

В зависимости от специфики отношений и правового положения их субъектов в теории права принято выделять два основных метода правового воздействия: 1) метод централизованного, императивного регулирования; 2) метод децентрализованного, диспозитивного регулирования. Первый метод базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.

Согласно общей теории права метод правового регулирования, понимаемый как сочетание юридических средств воздействия на общественные отношения, раскрывает: а) порядок установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставляемых прав и автономности действий их субъектов; в) взаимоположение субъектов правоотношения; г) наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; д) пути и средства обеспечения установленных субъективных прав

При централизованном регулировании государство прямо и непосредственно нормирует поведение участников общественных отношений. При децентрализованном регулировании государство, регламентируя в известной мере поведение участников правоотношения, предоставляет им определенный простор для самостоятельного урегулирования своих взаимоотношений.

Вопрос о методах регулирования оплаты труда неразрывно связан с методом трудового права как самостоятельной отрасли, одними из основных черт которого являются: 1) договорный характер возникновения трудовых отношений на основе свободного волеизъявления сторон; 2) органичное сочетание законодательного регулирования социально-трудовых отношений, устанавливающего государственные гарантии прав и свобод субъектов этих отношений, с договорным регулированием этих отношений на всех уровнях (от федерального до уровня отдельной организации и даже работника).

Фактически та же классификация, но выраженная в иных терминах, имеет место в случае выделения метода субординации и метода координации5. В частности, метод субординации характеризуется подчинением одного субъекта отношений другому. Метод координации, как и диспозитивный метод, проявляется в равенстве сторон правоотношения и в предоставлении им возможности самостоятельно избирать предусмотренную правом модель поведения.

Какие формы оплаты труда запрещены?

Трудовое законодательство ставит ограничения на долю неденежного вознаграждения в оплате труда. По закону продукцией или другими материальными ценностями запрещено выплачивать больше 20% зарплаты. Это правило универсально и касается всех сфер бизнеса. Выдача зарплаты, например, на сельскохозяйственном предприятии продукцией, произведенной на этом предприятии, незаконна. То же самое касается пищевой промышленности, сферы общественного питания и т.п.

Запрещена валютная форма оплаты труда в подавляющем большинстве. В рядовом магазине зарплату в долларах или китайских йенах платить незаконно.

Также запрещена оплата труда долговыми обязательствами, расписками, бонами.

Что касается продукции, под запретом в качестве средств неденежного вознаграждения находятся алкоголь, ядовитые и токсичные вещества, оружие, боеприпасы, лекарства и ряд других товаров.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *